Кастильо́не Бальдассарре (Castiglione) (1478-1529), итальянский писатель. Лирические стихи, поэмы, элегии, эпиграммы на латинском языке. В трактате «Придворный» (книги 1-4, 1528), имитируя беседы реальных лиц, воссоздаёт картины придворной жизни как искусства, выявляющего разнообразные грани человеческой личности.
* * *
КАСТИЛЬОНЕ Бальдассарре - КАСТИЛЬО́НЕ (Castiglione) Бальдассарре (1478-1529), итальянский писатель. Лирические стихи, поэмы, элегии, эпиграммы на латинском языке. В трактате «Придворный» (кн. 1-4, 1528), имитируя беседы реальных лиц, воссоздает картины придворной жизни как искусства, выявляющего разнообразные грани человеческой личности.
* * *
КАСТИЛЬО́НЕ (Castiglione) Бальдассаре (6 декабря 1478, Казатико, близ Мантуи - 2 февраля 1529, Толедо, Испания), итальянский гуманист эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).
Биография
Родился в знатной, но небогатой дворянской семье. В юности получил превосходное гуманистическое образование в Милане; там же, при дворе Лодовико Моро и Беатриче д"Эсте, впервые познакомился с обычаями светской жизни высшего общества. Изысканные манеры, большая эрудиция, тонкий артистический вкус и обаяние позволяли ему легко сходиться с людьми и способствовали его придворной карьере. В числе его друзей и близких знакомых не только отпрыски старинных родов, владетельные особы, князья церкви, но и наиболее яркие представители культуры и искусства Италии первых десятилетий 16 в., среди них - Пьетро Бембо (см. БЕМБО Пьетро), Бернардо Биббиена и Якопо Садолето. Дружеские отношения и общность эстетических устремлений связывали Кастильоне с Рафаэлем (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), написавшим его портрет (ок. 1514-15, Лувр, Париж).
Долгие годы Кастильоне состоял при различных государях Италии, в 1524 был приглашен на службу к папе Клименту VII (см. КЛИМЕНТ VII) и в качестве апостолического нунция направлен к императору Карлу V (см. КАРЛ V Габсбург) в Толедо, где и умер в 1529.
Книга «О придворном»
В 1528 в Венеции вышла из печати прославившая Кастильоне книга «О придворном» [«Кортеджано» (Cortegiano)], работа над которой, начатая скорее всего в 1508, окончательно завершена была, по-видимому, к 1524. Написано сочинение в форме изящных и непринужденных, пересыпанных шутками бесед, будто бы происходивших в течение четырех мартовских вечеров 1507 года в придворном обществе, которое собиралось вокруг Елизаветы Гонзага, супруги герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро (см. МОНТЕФЕЛЬТРО); персонажи Кастильоне - лица исторически вполне реальные и действительно находившиеся в тот момент в Урбино. Книга «О придворном», по признанию самого автора, - «живописный портрет Урбинского двора» - сразу после выхода стала своего рода зерцалом (см. ЗЕРЦАЛО (произведение)) - пособием для начинающих придворных, наставляющее их благонравию, добрым манерам и всему, что требует жизнь при дворе.
Концепция совершенного человека
Кастильоне, несомненно, опирался на предшествующую гуманистическую традицию, его «совершенный придворный» воплощает -конечно, в духе дворянской среды (которой он и был, главным образом, предназначен) - идею всесторонне развитого человека. Однако, по Кастильоне, это всесовершенство человека не достигается только следованием каким-либо строго установленным нормам, неуклонным подражанием примерам, положенным как образцовые. Самому человеку - независимому зодчему собственного «я» - он отводит решающую роль в определении и выборе того, что полнее всего отвечает прирожденным наклонностям индивидуальности и может возвысить ее до совершенства.
Влиянию и распространению концепции человека, послужившей исходным пунктом для построения нравственных и эстетических идеалов в диалогах «О придворном», в немалой степени способствовали и художественные достоинства ясной «рафаэлевской прозы», которой было написано сочинение. Книга имела огромный успех у читателей, уже в 16 в. много раз издавалась по-итальянски и в переложениях на другие европейские языки.