м.
Революционный документ декабристов.
КАТЕХИ́ЗИС (или катихизис), катехизиса, муж. (греч. katechesis).
1. Начальный курс христианского богословия, изложенный в форме вопросов и ответов (церк.). «Катехизис попался мне в руки после Вальтера.» Герцен.
|| Название популярных руководств, излагающих кратко основы какой-нибудь науки, ремесла, искусства (книжн.). Катехизис народоведения. Музыкальный катехизис.
2. Основные тезисы каких-нибудь убеждений (книжн., устар.). Катехизис декабристов.
КАТЕХИ́ЗИС, -а, муж. Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
| прил. катехизический, -ая, -ое.
КАТЕХИЗИС - муж. начальное, основное ученье о христианской вере; книжка, содержащая это ученье.
| Начальное и основное ученье какой-либо науки. Катехизичный, катехизический, к катехизису относящийся
Катехизис
-а, м.
1) церк. Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
- Что ж с тобой делал поп? - спросил грозно отец. - Мы, папашенька, учили российскую грамматику до деепричастия и катехизис до таинств (Герцен).
2) перен. Текст, составленный в форме вопросов и ответов; изложение основ какого-л. учения в форме вопросов и ответов.
Любили у нас катехизисы, которые легко и просто применялись ко всякому случаю жизни. Но любовь к катехизисам и есть нелюбовь к самостоятельности мысли (Бердяев).
Родственные слова:
катехизи́ческий, катехи́зисный
Этимология:
От греческого katēchēsis ‘поучение’, ‘наставление’.
Энциклопедический комментарий:
В первые века христианства катехизис - устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению. С XVI в. катехизис - книга, учебное руководство, популярно излагающее (обычно в форме вопросов и ответов) учение христианской церкви. В православной, католической и протестантской церквах имеются свои катехизисы.
КАТЕХИ́ЗИС, -а, м
Книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения (обычно в виде вопросов и ответов) и предназначенная для начального религиозного обучения верующих.
Все православные катехизисы говорят о браке как о таинстве, т.е. о «тайне» Церкви (прот. Иоанн Мейендорф).
КАТЕХИ́ЗИС [тэ], -а; м. [от греч. katēchēsis - устное наставление, поучение] Церк. Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
* * *
катехи́зис (от греч. katēchēsis - поучение), 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
* * *
КАТЕХИЗИС - КАТЕХИ́ЗИС (от греч. katechesis - поучение),
1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
КАТЕХИЗИС (от греч. katechesis - поучение) - 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
-а, м.
Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
[От греч. κατήχησις - устное наставление]
КАТЕХИЗИС (от греч. katechein, "оглашать", "устно наставлять"), огласительное наставление, учебник, содержащий основные положения христианского вероучения. Большинство катехизисов предназначены для наставления в вере детей, однако существуют и катехизисы для взрослых или для преподавателей христианского учения. Как правило, катехизисы составляются в форме вопросов и ответов. Катехизисы отличаются от символов (исповеданий) веры прежде всего тем, что являются устной формой наставления, тогда как символ представляет собою письменную формулу вероисповедания. В раннехристианскую эпоху основным поводом для преподания основ христианского вероучения служила подготовка взрослых к принятию крещения. Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту и Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений, или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение и приобщиться Св. Даров в таинстве евхаристии следовало получить представление о смысле этих таинств. Кроме того, предполагалось ознакомление с Апостольским (на Западе) или другим символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с Молитвой Господней ("Отче наш") как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В эпоху Средневековья создавались многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, например, составленные Алкуином (авторство которого спорно), Ноткером Заикой, Гонорием Отенским и Гуго Сен-Викторским. Впервые подобный учебник был облечен в форму вопросов и ответов Бруно Вюрцбургским (ум. 1045). В 1273 Фома Аквинский произнес три цикла блестящих проповедей на итальянском языке, посвященных разъяснению символа веры, Молитвы Господней и десяти заповедей. Одновременно церковные власти предпринимали шаги, направленные на законодательное обоснование практики преподания катехитических наставлений. Собор в Альби (1254) обязал пастырей разъяснять символ веры во время воскресных богослужений, а Ламбетский собор (1281) определил четыре периода литургического года, когда священники должны были давать объяснения символа веры, десяти заповедей, семи таинств и других вопросов христианского вероучения. Эпоха протестантской Реформации была отмечена усилением катехитической активности. Первой книгой, получившей название "катехизиса", стал Катехизис в вопросах и ответах протестанта А.Альтхамера. Составленные Лютером Малый катехизис и Большой катехизис (оба 1528) стали, пожалуй, самыми авторитетными из когда-либо написанных катехизисов. Кальвин издал в 1541 катехизис на французском языке, а в 1545 - на латинском, однако самыми влиятельными книгами у кальвинистов стали Гейдельбергский катехизис (1562) и Вестминстерский краткий катехизис (1648). У католиков Петр Канизий опубликовал три катехизиса в период между 1555 и 1558, а Роберто Беллармино в 1598 издал своего рода пособие для учителей вероучения, однако наибольшим авторитетом пользовался Римский катехизис (1566), в котором нашли отражение реформистские идеи Тридентского собора. Тогда же был составлен православный катехизис Петра Могилы (1642). Протестанты предпочитали использовать катехизисы, созданные в эпоху Реформации (в частности, катехизисы Лютера), между тем как католики продолжали создавать новые катехизисы. В США наибольшим влиянием пользуется Балтиморский катехизис (1885). В издающемся огромными тиражами Катехизисе Католической Церкви (1994) предпринята осторожная попытка привнести в религиозное наставление идеи, выработанные современной богословской мыслью. Катехизисы в основном удерживают традиционную схему, предполагающую разъяснение Молитвы Господней, символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств. В церковной педагогике катехизисы обычно использовались как источники формул, которые детям предлагалось заучивать наизусть.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Катехизис Католической Церкви. М., 1996
КАТЕХИ́ЗИС - краткое изложение христ. вероучения. В первые века христ-ва К. - устное наставление тех, кто обращался к ц.; предшествовало крещению. Тогда же складываются его приемы и методы, излож. в соч. Иоанна Златоуста и Блаженного Августина. В 16 в. назв. К. получает кн., утвержд. высш. церк. властью в качестве пособия для элемент. обучения вере самих христиан. К. - символич. книга; он содержит учение, признание к-рого обязат. для каждого чл. ц. Содержание обычно излагается в форме вопросов и ответов. В тех странах, где ц. является гос. и Закон Божий входит в число обязат. предметов, К. используется в школьном преподавании. Свои К. имеются в католич. (Римский К. 1566 и др.), лютеран. (большой и малый К. Лютера) и др. христ. ц. В правосл. ц. изв. К. Лаврентия Зизания и киев. митр. Петра Могилы (17 в.), моск. митр. Платона (кон. 18 - нач. 19 в.). Наиб. распростр. К. моск. митр. Филарета, вышедший в 1838. Правосл. свящ. обязаны вести К. поучения, т. е. просто и понятно разъяснять К. верующим. В перен. значении К. - краткое изложение к.-л. учения в форме вопросов и ответов.
КАТЕХИЗИС (от греческого katechesis - поучение),
1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
Катехизис, а, м.
1. Старинная книга, где изложены основы христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
► Было уже ему [Шпоньке] без малого пятнадцать лет, когда перешел он во второй класс, где вместо сокращенного катехизиса... принялся он за пространный. Гог. Вечера.
2. Основы основ (переносн.).
► Отыскал я книжку славную, Золотую, незабвенную, Катехизис остроумия, Словом: Жанну Орлеанскую. // Пушкин. Стихотворения //
катехизис (иноск.) - основное ученье вообще; руководство
Ср. Полагаете ли вы, что он в состоянии отказаться от... своих "побуждений" и всего того, что из них исходит в его теперешнем катехизисе, или нет?
Маркевич. Бездна. 1. Пролог. 15.
Ср. Он изучает роман ("Что делать?") с тою целью, чтобы знать заранее их приемы и аргументы по самому их катехизису.
Достоевский. Бесы. 2, 4, 2.
Ср. Catéchisme (catechismus) - катехизис.
Ср. Κατηχισμός (κατηχέω, издаю звуки, учу) - учение.
См. аргумент.
катехи́зис, катехи́зисы, катехи́зиса, катехи́зисов, катехи́зису, катехи́зисам, катехи́зисом, катехи́зисами, катехи́зисе, катехи́зисах
катехи́зис
катихи́зис; из лат. саtесhēsis от греч. κατήχησις "поучение, наставление"; κατηχεῖν "звучать в ответ"; см. Горяев, ЭС 440.
КАТЕХИЗИС (греч. katechesis, от katechein - обучать первым основаниям). Начальное учение о христианской вере, да и вообще всякое учение, изложенное в вопросах и ответах.
- Устав революционной организации «Народная расправа», составленный Сергеем Нечаевым в 1869 году называется «... революционера».
- Краткое изложение христианского вероучения.
- Скажите по-гречески «поучение».
- Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
КАТЕХИЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕРА - «КАТЕХИ́ЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕ́РА», устав «Народной расправы» (см. НАРОДНАЯ РАСПРАВА). Написан С. Г. Нечаевым в 1869. В основе - иезуитский принцип «цель оправдывает средства». Обнародован на процессе нечаевцев, вызвал общественное осуждение.
-----------------------------------
«Катехи́зис революционе́ра» - устав «Народной расправы». Написан С. Г. Нечаевым в 1869. В основе - иезуитский принцип «цель оправдывает средства». Обнародован на «нечаевцев процессе», вызвал общественное осуждение.
"КАТЕХИЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕРА" - устав "Народной расправы". Написан С. Г. Нечаевым в 1869. В основе - иезуитский принцип "цель оправдывает средства". Обнародован на процессе нечаевцев, вызвал общественное осуждение.