Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кижи

Энциклопедический словарь

Ки́жи - остров на Онежском озере, в России (Карелия). Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (XVIII-XIX вв.). Живописные по силуэту 22-главая Преображенская церковь (1714), 9-главая Покровская церковь (1764), шатровая колокольня (1874) составляют редкий по красоте ансамбль. На Кижи перевезены деревянная Лазаревская церковь Муромского монастыря (XIV в.), жилые и хозяйственные постройки XVII - начала XIX вв. Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии Карелии.

* * *

КИЖИ - КИ́ЖИ, остров на Онежском озере (см. ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО), Республика Карелия. Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (18-19 вв.). Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник (с 1945). Указом Президента Российской Федерации от 1993 музей-заповедник «Кижи» был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Заповедник включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (см. ЮНЕСКО).

Создание заповедника было важной вехой в истории СССР. Была признана ценность народной деревянной архитектуры и сделана попытка сберечь от разрушения памятники, оказавшиеся в местах с постоянно сокращающимся населением. На музей-заповедник «Кижи» возложена ответственность за сохранность и развитие территориального историко-культурного и природного комплекса, образуемого всемирно известным Кижским погостом, другими поселениями, историческими ландшафтами и памятниками, расположенными на острове Кижи, соседних с ним островах Онежского озера и части материкового побережья в пределах бывшей Кижской волости Олонецкой губернии.

По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Вместе с памятниками, сохранившимися на месте своего происхождения и вывезенными из различных районов республики, кижское музейное собрание представляет основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских. Сегодня это 70 памятников традиционной народной архитектуры (ансамбль Кижского Погоста, археологические памятники, исторические поселения территории Кижской волости); более 30 тыс единиц хранения, составляющих фондовые коллекции музея-заповедника.

Когда-то здесь было обширное поселение, именуемое в новгородских писцовых книгах «Спасский Кижский погост». Здесь жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон. Сотни крестьян из окрестных волостей съезжались сюда на лодках и заполняли губную избу, толпились в трапезных церквей и под крыльцом, шумели в лавках и питейных заведениях, до отказа наполняли «дворы на приезд». Здесь были приказы и суды, лавки и ремесленные мастерские, амбары и склады, церкви и школы - одним словом, на погосте сосредоточивалась вся духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа.

В писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах 1582-1583 сказано: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы». Какие они были - нам неизвестно. Уже значительно позднее, в переписи 1616, упоминается, что «верх у Спаса Преображенского шатровый», а относительно Покровской церкви говорится лишь, что она была «теплой».

Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь в 1714, в самый разгар Северной войны (см. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 годов), когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой. Старинное предание прямо связывает строительство Преображенской церкви с личностью Петра I (см. ПЕТР I Великий): «Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план». Трудно сказать, было ли так на самом деле. Но в каждом предании есть доля исторической правды. В представлении народа сам факт сооружения Преображенской церкви и ее идейно-художественный образ связывались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.

Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно просты и лаконичны. В их основе лежит традиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами. В ярусах глав и бочек, образующих стройную декоративно-конструктивную систему; в живописной скульптурной пластике открытого бревенчатого сруба; в большой выразительности косящатых оконных и дверных проемов; в силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой, построенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлю крыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов на кровле, - везде красота и целесообразность сливаются в общее гармоничное целое.

При реставрации Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек было изготовлено тридцать тысяч осиновых лемешин. Большая их часть дополнительно подтесывалась при укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются из лемеха, имеющего в основном только один какой-либо размер. Для нижней части купола, расширяющейся кверху, лемешины подтесываются по кромкам снизу; для средней части они остаются такими, какими были заготовлены, а в верхней, сужающейся части купола они снова подтесываются по краям, но уже сверху. Поэтому в сужающейся части главы стыки вышележащих лемешин не совпадают с осями нижележащих и располагаются довольно свободно, но, разумеется, так, что эти стыки перекрываются верхними лемешинами.

Рядом с Преображенской церковью, как это принято на северных погостах, стоит зимняя теплая Покровская церковь. Она более утилитарна, менее величава в сравнении с летней. Построенная на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народного деревянного зодчества. Все ее помещения - сени, трапезная, четверик и алтарь - имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Покровская церковь прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее звучания совсем иной в сравнении с Преображенской. Многоглавие этого памятника уникально. Его купола отличаются особой выразительностью, утонченными пропорциями, тонкими, изысканными профилями всех контуров, в то же время они достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви Преображения.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни, стоящей отдельно между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение ансамбля, возведенное в 1874, когда пора расцвета народного деревянного зодчества уже миновала. Новая колокольня была поставлена на месте старой шатровой колокольни и в какой-то мере создавалась по ее подобию. Ее архитектура далека от традиций народного зодчества. Но постройка ценна тем, что хотя бы приближенно воспроизводит формы старой колокольни и восполняет традиционную часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.

Обе кижские церкви, колокольня и кладбище были окружены бревенчатой оградой. Но до наших дней она не дошла; сохранился только каменный фундамент, на котором уже в значительно более позднее время выросла новая ограда, сложенная из валунов. А ныне существующая сделана в середине пятидесятых годов при реставрации всех памятников архитектуры Кижского погоста. Ее прообразом послужила весьма древняя ограда, чудом уцелевшая в одном из отдаленных уголков Онежского края - на Водлозерском Ильинском погосте. Возрожденная в Кижах, она не только способствует лучшему сохранению всего Кижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую часть, опоясывая обе церкви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в целостную архитектурно-пространственную композицию.

Три часовни и маленькая Лазаревская церковь, тоже ставшие экспонатами музея, построены намного раньше гражданских зданий, собранных в Кижах. Лазаревская церковь перевезена сюда из Муромского монастыря, построенного новгородцами на юго-восточном берегу Онежского озера в самом конце 14 в. Памятник столь мал, что его можно назвать архитектурной миниатюрой. В 1867, при перестройке Муромского монастыря, Лазаревская церковь была заключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западный придел. В Кижском музее-заповеднике памятник полностью воссоздан. Пропорции, размещение проемов и сама поверхность рубленых стен сделали эту небольшую постройку монументальной, а выразительные концы кровельного теса и лемеха наделили изяществом.

Для северных деревень характерна и другая разновидность культовых зданий - часовни. В отличие от церквей в них нет алтаря, да и размеры обычно невелики. Впрочем, некоторые памятники являли собой довольно крупные сооружения. Пример тому - часовня из деревни Кавгора. Ее стройная шатровая звонница безраздельно господствовала во всей архитектурно-пространственной среде поселения и служила его композиционным центром. Как и многие другие часовни бывшего Олонецкого края, она датируется 17-18 вв., отражающими два этапа ее строительства и две стадии формирования ее архитектурного образа.

Часовни из деревень Лелик-озеро и Вигово, перевезенные в Кижи, и те, что сохранились вблизи музея на своих исконных местах - в деревнях Корба, Воробьи, Подъельники, Волкостров, Васильеве, Усть-Яндома, однотипны. Тем не менее они совершенно непохожи, каждая интересна по-своему. Своеобразие их облика отвечало неповторимости природного окружения. Так, в деревне, состоящей всего из двух-трех домов, часовня была поставлена чуть поодаль от жилья, на совершенно открытом и голом месте (например, в деревне Васильево на самом Кижском острове).

В другой деревеньке часовня стоит совсем рядом с густой и темной еловой рощей таким образом, что ее стройный шатер издали не отличить от елки. Так «вросла» в пейзаж часовня в деревне Корба, до которой километра четыре от Кижей. Столь же неповторимо срослись с родной землей часовни в деревне Воробьи на Большом Клименецком острове и в Усть-Яндоме.

В деревне Васильево действует выставка народного искусства и экспозиция «Партизанская светелка». Среди светских зданий - крестьянские дома из деревень Ошевнево, Середка, Логмо-Ручей, Волк-остров, мельницы, амбары, рига, кузница, бани (все - 19 и начало 20 вв.). На восточное побережье острова свезены жилые дома и хозяйственные постройки из Южной Карелии (того же периода).

Большой энциклопедический словарь

КИЖИ - остров на Онежском оз., в Карелии. Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (18-19 вв.). Живописные по силуэту 22-главая Преображенская церковь (1714), 9-главая Покровская церковь (1764), шатровая колокольня (1874) составляют редкий по красоте ансамбль. На Кижи перевезены деревянная Лазаревская церковь Муромского монастыря (14 в.), жилые и хозяйственные постройки 17 - нач. 19 вв. Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии Карелии.

Энциклопедия Кольера

Ансамбль Кижского погоста

остров на Онежском озере (в Карельской АССР), где сохранился комплекс деревянных сооружений (реставрация 1956-59) Кижского погоста. С 14 в. через озеро шёл путь от Новгорода к Беломорью. Расположенные на многочисленных островах деревни объединялись административным центром - Спасским Кижским погостом (в 16 в. включал более 100 деревень), также находившимся на острове. В середине 17 в. вокруг погоста была возведена бревенчатая стена со сторожевыми башнями для защиты от шведских и польско-литовских вторжений. Существующий комплекс включает 22-главую Преображенскую церковь (1714, в интерьере - 4-ярусный иконостас 18 в.), 9-главую Покровскую церковь (1764) и шатровую колокольню (1874, строитель С. О. Петрухин). Пластичные, живописные по силуэту, богатые игрой светотени, сооружения умело вписаны в окружающую природу и составляют гармоничный, неповторимый по красоте ансамбль. В 1960 К. превращены в музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии Карельской АССР. Сюда свезены Лазаревская церковь Муромского монастыря (конец 14 в.), часовни из деревень Леликозеро (2-я половина 18 в.) и Кавгора (17-19 вв.), крестьянские дома Ошевнева из деревни Ошевнево, Елизарова из деревни Серёдка, Сергеева из деревни Логморучей, мельницы, амбары, рига (все - 19-начало 20 вв.).

Синонимы к слову кижи

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

Ки́жи мн. <м 4а> [//Кижи́ мн. <м 4b>] (остров; памятник архитектуры)

Сканворды для слова кижи

- Остров «топорной» работы.

- Музей-заповедник в Карелии.

- Какой музей в Карелии называют «Заонежская Эллада»?

- Остров на Онежском озере.

- На каком острове-заповеднике находится 22-главая Преображенская церковь?

- Название этого острова на Онежском озере происходит от вепского «мох, растущий на дне водоёмов».

Полезные сервисы

кижила из ума вон выжила

Пословицы и поговорки Даль

Полезные сервисы