Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
кирена
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
КИРЕНА (совр. Шаххат в 185 км к северо-востоку от Бенгази, Ливия), древний город в Северной Африке, центр области Киренаика. Основан ок. 630 до н.э. дорийскими колонистами с острова Фера, которых вынудил к переселению недостаток продовольствия. Кирена располагалась в 10 км от берега, портом служил город Аполлония. О ранней истории Кирены повествует Геродот. Здесь долго чтили память основателя Батта и его гробницу, а династия Баттиадов правила городом примерно до 440 до н.э., когда установилась демократия. После эпохи Александра Великого город находился под властью Птолемеев, а затем Рима. Он управлялся в соответствии с законом, утвержденным первым Птолемеем. Целый ряд постановлений о Кирене издан Августом; при римлянах город сохранял свое значение как административный центр провинции Киренаики, в состав которой входил и Крит. После арабского завоевания в 642 Кирена прекратила свое существование. В Кирене собирали обильные урожаи, разводили скот. Город обладал монополией на выращивание лекарственного растения сильфий (ныне исчезнувшего). Чеканились монеты из драгоценных металлов, причем явное предпочтение отдавалось изображениям сильфия и Зевса-Аммона, хотя представлены также и Аполлон, нимфа Кирена и другие божества. Кирена с пиететом упоминается в литературе. Так, Пиндар отмечает успехи киренских правителей в состязаниях на величайших общегреческих играх и воспевает (IX Пифийская ода) союз Аполлона и нимфы Кирены, от которого родился герой Аристей, покровитель животноводства и земледелия. В Кирене существовала философская школа (см. КИРЕНАИКИ), здесь родился поэт Каллимах; продолжателем местной литературной традиции выступил христианский автор Синезий (ок. 410). В ходе раскопок были выявлены основные части планировки Кирены на всем протяжении ее существования. Она была возведена в речной долине, отчасти образованной течением полноводного ручья Киры, формирующей разрыв в северном склоне второй террасы Северо-Африканского плато. Город находился на высоте ок. 600 м выше у.м., нависавший склон защищал его от знойных ветров с юга. Вблизи ручья поселенцы основали храмы Аполлона и Артемиды (6 в. до н.э.), здесь же находились их жилища. Постепенно город значительно разросся вдоль обоих склонов лощины, на юге была сооружена цитадель, на юго-востоке - рыночная площадь, а на востоке - храм Зевса. На несколько километров по склонам окрестных гор тянутся гробницы. Кирена - один из самых обширных археологических памятников Средиземноморья. Здесь обнаружены многочисленные памятники архитектуры, статуи (в частности, Афродиты Киренской и Аполлона) и надписи; большая часть находок размещена в музее города Бенгази и в хранилище на территории самой Кирены.
Синонимы к слову кирена
сущ., кол-во синонимов: 3
Сканворды для слова кирена
Полезные сервисы
киренаик
Большой словарь иностранных слов
Полезные сервисы
киренаика
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Грамматический словарь
Сканворды для слова киренаика
Полезные сервисы
киренаики
Энциклопедия Кольера
КИРЕНАИКИ - группа философов, сосредоточивших свое внимание на гедонистическом моменте в учении Сократа. Основатель школы, Аристипп Киренский (ок. 425-366 до н.э.), вероятно, принадлежал к кругу ближайших учеников Сократа. Сообщается, что он брал за преподавание деньги и пытался поддержать Сократа материально. Аристотель говорит об Аристиппе как о "софисте", однако к его достоинствам относит интерес к ремеслам, что является чисто сократовской чертой. Как и Платон, Аристипп появлялся при дворе сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Дионисия Младшего. Вероятно, он преподавал в Афинах, а затем в Кирене. Дочь Аристиппа Арета развила учение своего отца, а от нее оно перешло к внуку, также Аристиппу, у которого его с некоторыми изменениями усвоили Анникерид, Феодор и Гегесий, философы конца 4 - начала 3 вв. до н.э. Кое-кого из главных киренаиков наградили насмешливыми прозвищами, и вообще оппоненты клеймили эту школу как распущенную либо вульгарную. Феодора изгнали из Афин за безбожие, Гегесию запретили преподавать в Александрии.
Первоначальные воззрения. Подобно Сократу, Аристипп, основатель школы, избегал систематического построения учения, а скорее исповедовал определенный образ жизни, иллюстрируя его наставлением, притчей и примером. Он утверждал, что удовольствие есть благо и что обретаем мы его в последовательности насыщенных удовольствием мгновений, каждое из которых обладает завершенностью и неотличимо от других (возможно, именно эта точка зрения оспаривается Платоном в Филебе). Аристипп провозглашал, что всякое состояние "счастья" есть лишь сумма мгновений удовольствия и что удовольствие и страдание являются неотделимыми элементами нравственного поведения, поскольку человек неразлучен с ними с раннего детства и использует физическое "воздействие" для наказания и для исправления ошибок. Вероятно, мысли Аристиппа о неразделимости удовольствия и страдания повлияли на анализ, которому подверг удовольствие Аристотель в Никомаховой этике. Согласно Аристиппу, момент удовольствия состоит из чистого ощущения в соединении с разумным фактором. Так, например, если само по себе зрелище чьих-то стенаний нас, как правило, огорчает, изображение того же самого в искусстве может принести удовольствие. Поэтому нам следует, не заботясь о будущем и не сожалея о прошлом, всецело отдаваться данному мгновению. Для этого необходимо достичь определенного внутреннего сосредоточения и выработать соответствующую установку. Сверх того, для этого необходимы уравновешенность, ублаготворенное расположение духа, воспитанность и гибкость поведения.
Позднейшее учение. Вероятно, под воздействием категорий, введенных Аристотелем, учение киренаиков было впоследствии переосмыслено и систематизировано. Аристипп Младший определил удовольствие телеологически - как цель человеческих устремлений. В мгновении удовольствия с сопутствующими ему условиями были выделены пять моментов: 1) отбор и исключение; 2) фактический опыт; 3) акт, в котором оно возникает; 4) материальные причины и условия; 5) гносеологические гарантии того, что формула верна. Далее эти моменты были прослежены до вытекающего из них логического вывода. Получалось, что для человека значимы лишь его непосредственные ощущения, а понятия об объектах, вызывающих эти ощущения, никогда не могут быть надежными. Что касается удовольствия, то, по Аристиппу Младшему, оно представляет собой "плавное движение", промежуточное между возбуждением и спокойствием, и потому впоследствии киренаики отвергали "умиротворенность" эпикурейцев как нечто негативное. Согласно Анникериду, социальные предпосылки удовольствия предполагают дружбу, семью и даже патриотические привязанности. Надо полагать, кинизм подействовал на школу киренаиков разлагающим образом: возник культ независимого, самодостаточного мудреца, который принимает удовольствия такими, какие они есть, но при этом полагается на свое внутреннее превосходство. Он ничего не должен обществу, состоящему из глупцов, и может позволить себе отбросить все этические условности, включая религиозные предписания, как целиком искусственные. Это эпатирующее настроение перешло в безграничный пессимизм. В Александрии Гегесий, которого прозвали "учителем самоубийства", заменил культ самодостаточности безразличием, провозгласив, что в жизни слишком много невзгод для того, чтобы можно было гарантировать счастье, и потому задача человека сводится к тому, чтобы избегать огорчения.
Орфографический словарь
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы