прил.
Связанный с изучением сознания и мышления.
КОГНИТИ́ВНЫЙ -ая, -ое. [от лат. cōgnitio знание, познание]. Книжн. Связанный с познанием, с мышлением; познавательный. К. анализ (исследование процессов познания человеком окружающего мира, а также способности человека приобретать новые знания). К. система человека (центральная нервная система и органы чувств, с помощью которых человек познает окружающий мир и самого себя).
КОГНИТИВНЫЙ [< лат. cognitio - восприятие, познание] - относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний. К. лингвистика - отрасль языкознания, занимающаяся ролью языка в познании.
Когнитивный диссонанс
(cognitive dissonance), состояние неприятного возбуждения, испытываемого людьми, занимающими непоследовательную позицию, или теми, чье поведение не соответствует их убеждениям. Согласно теории К.д., убеждения людей определяются психолог, потребностями, а ту или иную позицию их вынуждает занимать поведение, а не наоборот. В своей кн. Теория когнитивного диссонанса (1962) Леон Фестингер предположил, что люди, вынужденные действовать вопреки своим убеждениям, часто меняют их, стремясь избавиться от чувства диссонанса. Так, курильщик может рационально объяснять свою привычку, пренебрегая доводами о вреде курения для здоровья.
КОГНИТИ́ВНЫЙ ПОДХО́Д (англ. cognitive approach).
Подход к обучению, основанный на положениях когнитивной психологии и предусматривающий в процессе обучения опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей, характерных для учащихся конкретной учебной группы, и учебных стратегий, которыми они при этом пользуются.
Согласно такому подходу учащийся является не только объектом обучающей деятельности преподавателя, но прежде всего активным участником процесса учения. Создателями подхода считаются Дж. Брунер и У. Риверс. К. п. основывается на следующих положениях:
1) развитие мышления является неотъемлемой составной процесса овладения языком. Обучение языку не должно строиться только на восприятии и механическом заучивании единиц языка и правил. Учащихся следует вовлекать в активный процесс познания сути изучаемых явлений, когда создаются условия для реализации личностных ориентиров;
2) учащиеся должны являться активными участниками процесса обучения, индивидуальные интересы и особенности которых необходимо учитывать;
3) процесс учения носит не только личностно, но и социально обусловленный характер. В связи с этим учащиеся и учителя должны вовлекаться в процесс взаимного познания и понимания друг друга и сотрудничества в период обучения. К. п. иногда рассматривается как синоним термина познавательный подход. К. п. к обучению получил реализацию в грамматико-переводном методе и различных вариантах сознательно-практического метода (Колесникова, Долгина, 2008Rivers, 1989;).
Предпочитаемый подход к решению проблемы, характеризующий поведение человека относительно целого ряда ситуаций и содержательных областей.
КОГНИТИ́ВНЫЙ СТИЛЬ (от греч. stylos - стержень для письма).
1. Относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях.
2. Совокупность частных познавательных установок или видов контроля, устанавливаемых набором специально подобранных тестов. В качестве показателей индивидуальных различий в познавательной деятельности могут рассматриваться и другие факторы (см. индивидуализация). Акцентируя внимание исключительно на формальном аспекте индивидуальных различий в познавательной деятельности, зарубежные концепции часто игнорируют содержание мотивов, ценностных ориентаций личности, порождающих и обусловливающих тот или иной К. с.