КОДЗИКИ - «КО́ДЗИКИ» (букв. «Записи о делах древности»), первый дошедший до нас японский письменный нарративный памятник. Составлен в 712 на древнекитайском литературном языке по указу Тэмму (правил в 673-86). Текст «Кодзики» был первоначально затвержен наизусть синтоистским (см. СИНТО) сказителем (или сказительницей) Хиэда-но Арэ, а затем положен на бумагу чиновником Оно-но Ясумаро. Состоит из трех свитков. Первый из них («время богов») излагает синтоистские мифы, второй и третий («время императоров») посвящены истории (квазиистории), прежде всего правящего рода. Главным побудительным мотивом к составлению «Кодзики» были потребности древнеяпонского государства Ямато (см. ЯМАТО) в легитимизации правящего рода и создании общегосударственной идеологии на основе автохтонной религии синто (см. СИНТО). Однако опыт оказался неудачным, поскольку в текст «Кодзики» не были включены мифы многих местных родов; в памятнике не получили отражения также события, связанные с распространением в Японии буддизма, адептами которого были многочисленные переселенцы из Кореи и Китая, игравшие большую роль в придворной жизни. Текст «Кодзики» не функционировал в реальной придворной жизни и был прочно забыт. Его роль выполнял мифолого-летописный свод «Нихон секи (см. НИХОН СЕКИ)». Возрождение интереса к «Кодзики» произошло в 17-18 вв. и связано с деятельностью ученых «национальной школы» («кокугаку»), в первую очередь - с именем Н. Мотоори (см. МОТООРИ Норинага)., проделавшим огромную комментаторскую работу. Несмотря на то, что «Кодзики» представляет собой официальную версию мифа и истории, он остается ценнейшим источником по реконструкции древнего синтоизма и истории древнеяпонского государства.
-----------------------------------
«Ко́дзики» («Записи древних деяний»), первый из сохранившихся памятников на японском языке, сборник космогонических, героических мифов и исторических сказаний. Записан в 712; впервые напечатан в XVII в., в XVIII в. переиздан с обширным комментарием Н. Мотоори.