Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

козьма

Синонимы к слову козьма

сущ., кол-во синонимов: 2

имя (1104)

кузьма (4)

Грамматический словарь

Козьма́ мо <жо 1b÷>, §29

Словарь русских имен

-ы́, м. Разг. к Кузьма (см.).

Отч.: Козьми́ч, Козьми́нична.

Словарь имён

-ы, муж. Разг. к (см. Кузьма).

Отч.: Козьмич, Козьминична.

Именины

Сканворды для слова козьма

- ... Прутков.

- Имя остроумного Пруткова.

Полезные сервисы

козьма закует, а михайло раскует

Пословицы и поговорки Даль

Козьма закует, а Михайло раскует (оттепель 8 ноября).

См. МЕСЯЦЕСЛОВ

Полезные сервисы

козьма и дамиан

Энциклопедический словарь

Козьма́ и Дамиа́н (III в.), христианские святые, мученики, врачи-бессребреники. Жили близ Рима.

* * *

КОЗЬМА И ДАМИАН - КОЗЬМА́ И ДАМИА́Н (3 в.), христианские святые, мученики, врачи-бессребреники. Жили близ Рима. Память в Православной церкви 1 (14) июля, в Католической - 26 сентября.

Большой энциклопедический словарь

КОЗЬМА И ДАМИАН (3 в.) - христианские святые, мученики, врачи-бессребреники. Жили близ Рима. Память в Православной церкви 1 (14) июля, в Католической - 26 сентября.

Полезные сервисы

козьма и демьян с гвоздем

Пословицы и поговорки Даль

Полезные сервисы

козьма и демьяна да жен мироносиц - куриная смерть

Пословицы и поговорки Даль

Козьма и Демьяна да жен мироносиц - куриная смерть (режут кур).

См. МЕСЯЦЕСЛОВ

Полезные сервисы

козьма иерусалимский

Энциклопедический словарь

Козьма́ Иерусали́мский (VIII в.), византийский церковный поэт, сподвижник Иоанна Дамаскина; с 743 епископ Майюмский (возле г. Газа). Автор многочисленных канонов, вошедших в богослужение Восточной церкви.

Большой энциклопедический словарь

Козьма́ Иерусали́мский (VIII в.), византийский церковный поэт, сподвижник Иоанна Дамаскина. Подвизался с 732 в монастыре Святого Саввы в Иерусалиме, с 743 епископ Майюмский (возле г. Газа). Автор многочисленных канонов, вошедших в богослужение Восточной церкви.

Полезные сервисы

козьма индикоплов

Энциклопедический словарь

Козьма́ Индикопло́в (середина VI в.), византийский писатель, купец из Александрии, позднее монах на Синае. Автор «Христианской топографии» - богословско-космографического трактата, популярного на христианском Востоке.

* * *

КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ - КОЗЬМА́ ИНДИКОПЛО́В (Косьма, Косма) (Kosmas Indikopleustes, греч. (море)плаватель в Индию] (сер. 6 в.), византийский писатель, автор труда «Христианская топография». Купец из Александрии, позднее - монах одного из синайских монастырей.

Не получив широкого образования, первоначально занимался торговлей. Достоверно установлено, что на своем корабле Козьма доходил до Персидского залива на востоке и до побережья Сомали на юге. Он также исследовал Египет, поднявшись по суше вверх до устья реки Нил. Возможно, он был на Цейлоне и в Индии (отсюда и его прозвище «Индикоплов»), хотя предполагают, что в основу описания дальних стран могли быть положены рассказы других византийских и сирийских купцов и путешественников, в том числе друга Козьмы греческого купца Сопатра. Впоследствии Козьма поселился в Александрии. Ок. 523 г. н. э. он становится учеником известного философа и богослова Мар-Абы, принявшего греческое имя Патрикий, и его последователя Фомы Эдесского. Именно тогда Козьма воспринимает христианское учение и становится яростным приверженцем идей антиохийской богословской школы, представителями которой являются Ефрем Сирин (см. ЕФРЕМ СИРИН), Феодор Мопсуестийский (см. ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ), Севериан Габальский, Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), Феодорит Кирский (см. ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ) и др. Полемизируя со стоявшим на позициях каппадокийской богословской мысли александрийским писателем Иоанном Филопоном (см. ИОАНН ФИЛОПОН) Козьма излагает свои взгляды в «Христианской топографии» - естественнонаучном сочинении, в котором важное место занимают фрагменты религиозно-мировоззренческого значения. Оно было закончено предположительно в 545-47 гг., в то время, когда Козьма вступил в один из христианских монастырей на Синае.

«Христианская топография»

В данном сочинении, которое состоит из двенадцати Слов, Козьма Индикоплов, занимая непримиримую позицию по отношению к языческим мудрецам и философам, обличает лояльных к античному наследию представителей каппадокийской богословской школы и важное место уделяет развитию космологических и онтологических идей. Опираясь на буквальный анализ Священного Писания и идеи своих предшественников - богословов антиохийской школы (Диодор Тарсийский (см. ДИОДОР Тарсийский), Псевдо-Кесарий, Феофил Антиохийский, Феодор Мопсуестийский), Козьма указывает, что небесное тело является не шаровидным, как считали представители каппадокийской школы, а «комаровидным», то есть имеет форму свода. Это небо, которое названо Козьмой «первым небом», было создано Богом в первый день творения. Края первого неба жестко связаны с плоской землей, поэтому оно не может вращаться. Исходя из христианского принципа удвоения бытия, Козьма разделяет материальный мир и сферу, где пребывет Бог и находится Царство Небесное. Границей между этими двумя мирами является твердь - нижнее, видимое небо, созданное изо льда. На поверхности тверди находятся воды, которые, с одной стороны, не дают тверди расплавиться, а с другой - отражают на Землю лучи Солнца и Луны. Мироздание образно сравнивается Козьмой с огромным домом, имеющим два перекрытия (комару небесного свода и твердь) и стоящим на плоском прямоугольном основании. Моделью мира для Козьмы служит Скиния - палатка, или шатер, который установил Моисей для богослужения в пустыне у Синая. Не исключают, что на космологию Козьмы повлияла не только библейская традиция, но и другие символические представления Древнего Востока.

В своей книге Козьма уделяет внимание античному учению о четырех стихиях, вписывая его в систему христианских представлений. Рассматривая вопрос о происхождении каждого из первоэлементов, а также душ и ангелов, Козьма опирается на своих предшественников, в первую очередь на труды виднейшего представителя антиохийской школы Севериана Габальского. Также идеями антиохийских богословов (Феодор Мопсуестийский и др.) определяется антропология и христология в тексте Козьмы Индикоплова.

Вместе с тем в данном сочинении содержатся разнообразные географические и этнографические сведения (описание природы, экономики, в том числе торговых связей, политического устройства, истории Эфиопии (Аксумского царства), Индии и Цейлона, а также «морская география» - подробный рассказ о четырех морях Земли). Это непосредственные впечатления самого Козьмы и рассказы других купцов и путешественников. Также в «Христиаской топографии» излагаются многочисленные гипотезы и теории (о возникновении землетрясений, движении Солнца, существовании антиподов, гибели Атлантиды, происхождении письменности, местонахождении рая и др.), а также различные легенды (в том числе древневавилонские легенды о потопе (см. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП), строительстве башни (см. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ) и др.).

«Христианская топография» была одной из авторитетных книг в восточно-христианском мире (в древнерусском переводе «Книга, нарицаема Козьма Индикоплов»). Данное сочинение, входившее в круг чтения византийского и славянского читателя, является одним из тех произведений, которые сформировали христианское мировоззрение в древнерусском обществе. Популярности «Христианской топографии» в немалой степени способствовали живой образный язык автора и высокохудожественные миниатюры и рисунки, некоторые из которых, как считается, принадлежат самому Козьме.

Известно, что Козьма Индикоплов также является автором еще как минимум двух сочинений по географии и астрономии, которые до нас не дошли.

О жизни Козьмы после написания «Христианской топографии» достоверных сведений нет.

Большой энциклопедический словарь

КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ - т. е. "плаватель в Индию" (сер. 6 в.), византийский писатель, купец из Александрии, позднее монах на Синае. Автор "Христианской топографии" - богословско-космографического трактата, популярного на христианском Востоке (в славянском переводе "Книгы о Христе, объемлюща весь мир").

Полезные сервисы

козьма пражский

Энциклопедический словарь

Козьма́ Пра́жский (Cosmas Pragensis) (около 1045 - 1125), первый чешский хронист, декан собора св. Вита в Праге (с 1110). Автор «Чешской хроники» (латинский язык).

* * *

КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ - КОЗЬМА́ ПРА́ЖСКИЙ (Cosmas Pragensis) (ок. 1045-1125), первый чешский хронист, декан собора святого Вита в Праге (с 1110). Автор «Чешской хроники» (латинский язык).

Большой энциклопедический словарь

КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ (Cosmas Pragensis) (ок. 1045-1125) - первый чешский хронист, декан собора святого Вита в Праге (с 1110). Автор "Чешской хроники" (латинский язык).

Полезные сервисы

козьма прутков

Энциклопедический словарь

Козьма́ Прутко́в - коллективный псевдоним, под которым в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 50-60-х гг. XIX в. поэты А. К. Толстой и братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр Михайлович). Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.

* * *

КОЗЬМА ПРУТКОВ - КОЗЬМА́ ПРУТКО́В, коллективный псевдоним, под которым в журналах «Современник», (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)) «Искра» (см. ИСКРА (журнал)) и др. выступали в 1850-60-е гг. поэты А. К. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович) и братья Жемчужниковы (Алексей (см. ЖЕМЧУЖНИКОВ Алексей Михайлович) , Владимир и Александр Михайловичи). Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.

Большой энциклопедический словарь

КОЗЬМА ПРУТКОВ - коллективный псевдоним, под которым в журналах "Современник", "Искра" и др. выступали в 50-60-е гг. 19 в. поэты А. К. Толстой и братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр Михайловичи). Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую "благонамеренность", пародировали литературное эпигонство.

Афоризмы

Прутков Козьма Петрович (коллективный псевдоним русских писателей Алексея Константиновича Толстого и братьев Александра Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых)

Афоризмы, цитаты

Козьма Прутков - биография

Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день.

Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.

Казначей, уж как ни верти,

А все недостает сотен пяти.

Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно.

Худо, когда в дивизии

Недостает провизии.

Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану.

Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.

Девицы подобны шашкам: не всякой удается, но всякая желает попасть в дамки.

Хочешь быть счастливым - будь им!

Эгоист подобен давно сидящему в колодце.

Полезные сервисы

козьма прутков - биография

Афоризмы

Прутков Козьма Петрович (коллективный псевдоним русских писателей Алексея Константиновича Толстого и братьев Александра Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых)

Козьма Прутков

Биография

Вымышленный писатель. Два поэта, граф А.К. Толстой и Алексей Михайлович Жемчужников, вместе с Владимиром Михайловичем Жемчужниковым и при некотором участии третьего брата Жемчужникова - Александра Михайловича, создали тип важного самодовольства и самоуверенности петербургского чиновника (директора пробирной палатки), из тщеславия упражняющегося в разных родах литературы. В "Полном собрании сочинений Пруткова" не все произведения в равной мере носят на себе печать его индивидуальности. Собственно прутковскими должны считаться все "Мысли и афоризмы" и басни, два стихотворения: "Мой портрет" и "Предсмертное", а из драматических произведений - "Фантазия", "Блонды" и "Опрометчивый Турка". Пародии на поэтов того времени, в высшей степени удачные, не могут, однако, принадлежать Пруткову, который был бы другой личностью, если бы умел так верно замечать отрицательные стороны чужой поэзии. Один из главных перлов "Полного собрания" - 17 старинных анекдотов, которые представляют мастерскую пародию на "достопримечательности", издававшиеся в XVIII веке в различных сборниках. Конечно, сам Прутков не мог бы так художественно воспроизвести варварский язык того времени и особую смесь пошлости и нелепости в содержании таких рассказов. Для этой части прутковского творения создан особый автор - дед Пруткова, отставной премьер-майор Федот Козьмич. Веселый фарс "Черепослов сиречь Френолог" имеет недостаточно собственно прутковских черт, и авторы основательно его выделили, приписав его отцу Пруткова, Петру Федотычу. Произведения Козьмы Пруткова печатались первоначально в периодических изданиях, главным образом, в "Современнике" начала 50-х и начала 60-х годов, в отделах "Ералаш" и потом "Свисток". Собрание сочинений с портретом Козьмы Пруткова, редактированное Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми, вышло 1-м изданием в 1883.

Полезные сервисы

козьма-демьян с мостом, никола с гвоздем

Пословицы и поговорки Даль

Козьма-Демьян с мостом, Никола с гвоздем.

См. МЕСЯЦЕСЛОВ

Полезные сервисы

козьма-прутковский

Орфографический словарь

козьма-прутко́вский (от Козьма́ Прутко́в)

Полезные сервисы