Кондра́тьев Вячеслав Леонидович (1920-1993), русский писатель. Нравственные проблемы человека на войне в повести «Сашка» (1979, одноименный сб. 1981), «Что было...» (1988). Послевоенная действительность, зарождение у молодёжи, прошедшей войну, мучительных сомнений в постулатах советской истории в повести «Встречи на Сретенке» (1983), роман «Красные ворота» (1988). Покончил жизнь самоубийством.
* * *
КОНДРАТЬЕВ Вячеслав Леонидович - КОНДРА́ТЬЕВ Вячеслав Леонидович (30 октября 1920, Полтава, Украина - 23 сентября 1993, Москва), русский писатель.
Фронтовая молодость
Из интеллигентной семьи. Детство и юность провел в Москве. В 1939 с первого курса института был призван в армию, служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 после соответствующего рапорта отправлен в действующую армию. Воевал в качестве командира взвода под Ржевом на Калининском фронте. В феврале 1942 был тяжело ранен. После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, в октябре 1943 под Невелом второе тяжелое ранение. В марте 1944 уволен из армии как инвалид войны. После войны учился в Московском полиграфическом институте (1947-53) и до того, как начал печататься в 1979, работал художником-графиком.
«О своей войне рассказать могу только я сам»
Тягу к литературному творчеству испытывал с юных лет, но первые серьезные, хотя еще «домашние», без расчета на публикацию, опыты были рождены стремлением рассказать о пережитом на фронте, о своей войне. «О своей войне, - писал он, - рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка останется нераскрытой». В 1970-е годы это стало главным делом его жизни, но написанные в ту пору повести и рассказы о пехоте, надолго застрявшей в непросыхающей ржевской топи, полегшей там без счета в не приносивших успеха кровопролитных «боях местного значения» (так это называлось в сводках Совинформбюро), никак не могли пробиться в печать. «Окопная правда», которой был верен Кондратьев, тогда была под постоянным обстрелом официозной критики.
«Сашка»
Первая повесть Кондратьева увидела свет в 1979 - во многом благодаря активной поддержке К. М. Симонова (см. СИМОНОВ Константин Михайлович) - и стала заметным литературным событием, составила автору имя. Она имела не только большой успех у читателей, ее высоко оценили уже известные тогда писатели фронтового поколения: В. П. Некрасов (см. НЕКРАСОВ Виктор Платонович), В. В. Быков (см. БЫКОВ Василий Владимирович), В. П. Астафьев (см. АСТАФЬЕВ Виктор Петрович), Г. Я. Бакланов (см. БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич), А. М. Адамович (см. АДАМОВИЧ Александр Михайлович) и др. Герой этой повести - главная удача автора. Созданный им образ молодого человека из народной гущи, воплотившего лучшие черты своего поколения, который нес в себе и глубину, и сложность и значительность, был подлинным открытием Кондратьева. Пытливый ум и простодушие Сашки, его жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства, его отношение к пленному немцу, в котором он видит не врага, а человека, были чертами, если воспользоваться формулой Достоевского, современного «положительно прекрасного типа».
Продолжение военной темы
Первая повесть Кондратьева открыла дорогу в печать другим его произведениям (некоторые из них были написаны до «Сашки»), за ней последовали в 1979-80 повести «Борькины пути-дороги», «День победы в Чернове», «Отпуск по ранению», «Дорога в Бородухино», рассказы «На станции Свободной», «На сто пятом километре», «Овсянниковский овраг», «На поле овсянниковском», «Привет с фронта», в 1981-83 повести «Селижаровский тракт», «Житье-бытье», «Встречи на Сретенке», рассказы «Знаменательная дата», «Мы подвигов, увы, не совершали», «Лихоборы», в 1984-1985 рассказы «Асин капитан», «Женька», «Поездка в Демяхи», «Не самый страшный день», «Гошка, бывший разведчик», в 1988 повесть «Что было...», роман «Красные ворота».
Особенности «ржевской прозы»
Большая часть произведений Кондратьева носит автобиографический, «мемуарный» характер - это характерная особенность литературы писателей фронтового поколения, «лейтенантской» прозы. И еще одна существенная особенность прозы Кондратьева: его повести и рассказы прорастают друг в друга. Каждая из его вещей вполне самостоятельна, но между ними существуют и внутренние, скрытые, и вполне очевидные, сюжетные связи: один и тот же бой возникает в них то как переживаемое персонажами в этом момент событие, то уже в их воспоминаниях; некоторые герои переходят из одного произведения в другое, а те, что на фронте не встречались, не знали друг друга, как выясняется, служили под началом одного и того же старшего командира, один и тот же подбитый танк служил им на поле боя ориентиром, после ранения попадали в один и тот же санбат или госпиталь. «Ржевская проза» Кондратьева (так ее стали называть в критике) представляет собой своеобразную, но цельную структуру. Пространство, которое она охватывает, невелико: редеющий в безуспешных атаках батальон, три расположенных деревеньки и поле, за которым немецкая оборона. Это поле - в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из боев танком - в центре художественной вселенной Кондратьева, которая представляет собой эпическую картину народной войны. Но в художественном исследовании действительности военных лет писатель идет не вширь, а вглубь, проникая - слой за слоем - в толщу народной жизни, добиваясь таким образом полноты ее изображения. В малом мире овсянниковского поля открываются существенные черты и закономерности мира большого, предстает судьба народная в пору великих исторических потрясений.
Проза Кондратьева послужила основой для нескольких театральных инсценировок, повесть «Сашка» была экранизирована (1981, режиссер А. Сурин), Кондратьев написал пьесу «Бои имели местное значение» (1984).
В сентябре 1993 Кондратьев то ли по неосторожности, то ли желая покончить с собой, смертельно ранил себя.