КРЮ́КИ (разг. шутл.) нескладные, неумелые руки.
крюки
Толковый словарь Ожегова
Энциклопедический словарь
КРЮ́КИ мн.
◊ Руки-крю́ки. Шутл. Неумелые, нескладные руки.
* * *
крюки́ - знамена (муз.), знаки древнерусской безлинейной нотации, применявшиеся в церковном пении с конца XI в. для записи знаменного распева, демественного распева (см. Демественное пение) и др.; род невменной нотации (см. Невмы).
* * *
КРЮКИ - КРЮКИ́ (знамена), в музыке - знаки древнерусской безлинейной нотации, применявшиеся в церковном пении с кон. 11 в. для записи знаменного распева (см. ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ), демественного распева (см. Демественное пение (см. ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ)) и др.; род невменной нотации (см. Невмы (см. НЕВМЫ)).
Большой энциклопедический словарь
КРЮКИ (знамена) - в музыке - знаки древнерусской безлинейной нотации, применявшиеся в церковном пении с кон. 11 в. для записи знаменного распева, демественного распева (см. Демественное пение) и др.; род невменной нотации (см. Невмы).
Гуманитарный словарь
КРЮКИ́ (иначе: знамена, невмы) - одно из назв. знаков др.-рус. нотации, употреблявшихся для записи церковных одноголосных и многоголосных напевов, начиная с 11 в. В наст. время сохраняются в старообрядч. среде. Назв. "К." связано с одним из самых распростр. знаков нотации - крюком, представленным несколькими разновидностями: крюком простым, крюком мрачным, крюком светлым и т. д. Др.-рус. нотация ведет свое происхождение от нотации палеовизантийской (10-12 вв.), начертания многих знаков к-рой в дальнейшем обрели в Др. Руси собств. наименования и самостоят. значение.
Мелодико-ритмич. содержание К. остается неизвестным вплоть до 16 в. Ранние сведения о знаках свидетельствуют о том, что знаки дифференцировались по длительности, по кол-ву тонов, их составляющих, по способу исполнения. Каждый К. содержал информацию о собственных звуковысотности и ритме. В процессе развития данная "самодостаточность" была, вероятно, утрачена, в результате чего возникла необходимость в дополнит. обозначениях, уточняющих звуковысотность К. Они были введены в нотацию в 17 в. - сначала в виде киноварных помет, а позднее - дополнит. признаков.
К. используются для записи песнопений в знаменном распеве, с конца 16 в. в несколько измененном виде - в путевом и демественном распеве. Появившиеся в конце 16 в. многоголосные песнопения сохраняют традицию записи К., дополненными нек-рыми спец. обозначениями. В связи с переходом в конце 17 в. на пятилинейную нотацию (первоначально "киевскую", или "квадратную") система фиксации произв. использовала параллельное изложение текста двумя нотациями (крюковой и пятилинейной), создавая т. н. "двознаменники". Снач. 18 в. К. были заменены пятилинейной нотацией.
Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.