Кто́ров ф. <мс 1а>
кторов
Грамматический словарь
Сканворды для слова кторов
- Советский актёр, исполнивший роль Николая Андреевича Болконского в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир».
Кто́ров ф. <мс 1а>
- Советский актёр, исполнивший роль Николая Андреевича Болконского в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир».
КТО́РОВ Анат. Петр. (1898-1980) - актер т-ра и кино, окончил театр. студию Ф. Комиссаржевского в 1919. С 1917 выступал на сцене, состоял в труппах разных моск. т-ров. С 1933 - во МХАТе, сыграл на сцене б. 100 ролей. В кино с 1925. Дебютировал в роли Владимира Заглобина в ф. Я. Протазанова "Его призыв", снимался в ф. Протазанова "Закройщик из Торжка" (в роли молодого человека) и в ф. В. Пудовкина и Н. Шпиковского "Шахматная горячка" (роль Оштрафованного гражданина). Персонажи К. в немом кино, как правило, элегантные авантюристы, наделенные умом и значительностью личности: растратчик Владимир Полянский ("Круг" Ю. Райзмана, 1927), проф. Друммонд ("Кто ты такой?" Ю. Желябужского, 1927), инженер-саботажник Гриц ("Железная бригада" М. Вернера, 1930). Снялся в неск. ф. Я. Протазанова, сыграв роли комедийно-гротесковые, эксцентрич., требующие высокого владения формой, худож. выразительности и мастерства: Каскарилья - "Процесс о трех миллионах" (1926), Микаэль Коркис - "Праздник св. Йоргена" (1930, озвуч. вариант - 1935), принц До - "Марионетки" (1934), Паратов - "Бесприданница" (1937, приз на Междунар. выставке в Париже). В 1952 снялся в роли Джозефа Сэрфеса (одна из наиб. изв. театр. ролей К.) в ф. А. Роома "Школа злословия". В дальнейшем каждое из немногочисл. появлений К. на экране делается событием кинематографич. жизни: старый кн. Болконский в ф. С. Бондарчука "Война и мир" (1965-67), король в ф. Н. Натансона "Посол Советского Союза" (1970).
Лит.: Рудницкий К. Анатолий Кторов // Актеры сов. кино., 1973. Вып. 9 (с фильмогр.); Полежаева Е. Анатолий Кторов. М., 1978 (с фильмогр.)
Кто́ров Анатолий Петрович (1898-1980), актёр, народный артист СССР (1963). На сцене с 1917, в 1920-33 (с перерывом) работал в бывшем Театре Корша, с 1933 во МХАТе. Среди ролей: Джозеф («Школа злословия» Р. Б. Шеридана), Бернард Шоу («Милый лжец» Дж. Килти). Снимался в фильмах: «Процесс о трёх миллионах», «Праздник святого Йоргена», «Бесприданница», «Война и мир», «Посол Советского Союза» и др. Государственная премия СССР (1952).
* * *
КТОРОВ Анатолий Петрович - КТО́РОВ Анатолий Петрович (наст. фам. Викторов) (24 апреля 1898, Москва - 30 сентября 1980, там же), российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1963).
В 1919 окончил студию под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского (см. КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович). В 1917-1918 и в 1923 - актер Театра имени В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна), в 1919-1920 - Государственного Показательного театра, в 1921 и в 1923-1933 - Театра бывшего Корша. С 1933 - актер МХАТа.
Дебютировал в театре имени В. Ф. Комиссаржевской крохотной ролью денщика в спектакле «Безрассудство и счастье» (1917, инсценировка трех романов Бальзака). Первой большой ролью стал паж Жеан в пьесе Ф. К. Соллогуба «Ванька-ключник и паж Жеан» (1917). Кторов сыграл его озорно, весело, легко. После этого в театре имени В. Ф. Комиссаржевской актер играл самые разноплановые роли: от комедийно-гротесковых до драматических. А вот первая же роль в Государственном Показательном театре (жизнелюбец Люцио в спектакле «Мера за меру» по Шекспиру, 1919) надолго определила его дальнейшее амплуа. Люцио стал первым из череды кторовских элегантных авантюристов, неунывающих прохвостов. Именно они в те годы сделали актера любимцем публики. Его, блестящего, эффектного, отличали чувство юмора, отточенность движений, острый рисунок роли, тяготение к внешней характерности. Сам Кторов, чувствуя в себе неограниченные возможности, любил представать в каждом новом спектакле в ином качестве: в характере истеричного деспота Петра Третьего («Петр Третий и Екатерина Вторая», 1923) искал противоречивость, строя роль на перепадах настроения; Мурзавецкого, смешного и жалкого («Волки и овцы» по А. Н. Островскому, 1927), делал в финале ужасным; Карандышева («Бесприданница» по А. Н. Островскому, 1932) играл зло темпераментно.
И все же актер сознавал, что работает не в полную силу. После закрытия в 1932 Театра Корша Кторов перешел во МХАТ. Репертуар артиста сразу же переменился, он стал играть в основном классику: Звонцов («Егор Булычев и другие» по Горькому, 1934), Сэм Уэллер («Пиквикский клуб» по Диккенсу, 1936), Фабрицио («Хозяйка гостиницы» по Гольдони, 1936), Шервинский («Дни Турбиных» по Булгакову, 1937), Джозеф Сэрфес («Школа злословия» по Шеридану,1940), Серебряков («Дядя Ваня» по Чехову, 1947), Дульчин («Последняя жертва» по А. Н. Островскому, 1948), Нюхин («Чеховские страницы», 1977). К сожалению, хотя мастерство актера ни у кого не вызывало сомнений (и было отмечено даже Государственной премией СССР за театральную работу, 1952), с каждым годом премьер у него становилось все меньше, все чаще он находился в простое. Поэтому таким знаменательным событием для Кторова стала роль в пьесе Д. Килти «Милый лжец» (1962), с блеском сыграл он ироничного, мудрого Дж. Бернарда Шоу (см. ШОУ Джордж Бернард), раскрывающего в своих письмах к актрисе Патрик Кэмпбелл все потаенные уголки своей души. Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, на долгие годы войдя в репертуар актера.
В театре за шесть десятилетий творческой деятельности Кторов сыграл девяносто девять ролей, в кино - всего двенадцать (лучшие из них - в фильмах Я. А. Протазанова (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович)), никогда не считая кинематограф главным делом своей жизни и недовольный тем, что ему приходилось в основном играть «фрачные роли» - джентльменов-жуликов, авантюристов, роковых соблазнителей. Циничный эмигрант Владимир Заглобин («Его призыв», 1925), городской повеса («Закройщик из Торжка», 1925), обаятельный вор Каскарилья («Процесс о трех миллионах», 1926), столь же обаятельный вор Микаэль Коркис («Праздник Святого Йоргена», 1930), красавец Паратов («Бесприданница», 1936) - все они аристократичны, очаровательно наглы, напористы. Им, по натуре игрокам, присуще чувство собственного достоинства и ощущение абсолютной власти над окружающими людьми. Внутренне самодостаточные, абсолютно свободные, эгоистичные, они не зависели ни от кого и ни от чего. Зрителям эти герои Кторова нравились, но сам он в конце 1930-х годов без сожаления прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х, чтобы сыграть Николая Андреевича Болконского («Война и мир» режиссера С. Ф. Бондарчука (см. БОНДАРЧУК Сергей Федорович), 1966) - величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утес.
Последняя работа актера в кино - король в фильме Г. Натансона «Посол Советского Союза» (1969).
КТОРОВ Анатолий Петрович (1898-1980) - российский актер, народный артист СССР (1963). На сцене с 1917, в 1920-33 (с перерывом) работал в бывшем Театре Корша, с 1933 во МХАТе. Среди ролей: Джозеф ("Школа злословия" Р. Б. Шеридана), Бернард Шоу ("Милый лжец" Дж. Килти). Снимался в фильмах: "Процесс о трех миллионах", "Праздник святого Йоргена", "Война и мир", "Посол Советского Союза" и др. Государственная премия СССР (1952).
КТОРОВА Алла - КТО́РОВА Алла (наст. имя Виктория Ивановна Шандор) (р. 1926), русская писательница. С 1958 в США. В прозе, отмеченной фрагментарностью и импрессионистичностью, обращается к судьбам женщин. Сборники: «Лицо Жар-птицы» (1969), «Экспонат молчащий» (1974), «Мелкий жемчуг» (1986) и др.
КТОРОВА Алла (наст. имя Виктория Ивановна Шандор) (р. 1926) - русская писательница. С 1958 в США. В прозе, отмеченной фрагментарностью и импрессионистичностью, обращается к судьбам женщин. Сборники: "Лицо Жар-птицы" (1969), "Экспонат молчащий" (1974), "Мелкий жемчуг" (1986) и др.