Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кубизм

Толковый словарь

м.

Разновидность абстракционизма в европейском изобразительном искусстве первой четверти XX в., выдвигавшая формальный принцип конструирования объёмной формы на плоскости и изображавшая предметы разложенными на простейшие геометрические фигуры.

Толковый словарь Ушакова

КУБИ́ЗМ, кубизма, мн. нет, муж. (от куб1) (иск.). Направление в живописи (частично и в др. искусствах) в начале 20 века, изображавшее предметы действительности разложенными на простейшие геометрические фигуры, без соблюдения внешнего сходства с объектами изображения.

Толковый словарь Ожегова

КУБИ́ЗМ, -а, муж. В изобразительном искусстве начала 20 в.: формалистическое направление, последователи к-рого представляли предметный мир в простых геометрических формах (куба, конуса, граней).

| прил. кубистический, -ая, -ое и кубистский, -ая, -ое.

Популярный словарь

Кубизм

-а, только ед., м.

Модернистское течение в изобразительном искусстве 1-й четверти ХХ в.

...А вокруг бушевал недавно победивший кубизм, оставшийся чуждым Модильяни (Ахматова).

Родственные слова:

куби́ст, куби́стский (кубистское восприятие), кубисти́ческий (кубистическая композиция)

Этимология:

От французского cubisme (← cube ‘куб’).

Энциклопедический комментарий:

Кубизм, свойственный преимущественно живописи, развивался во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис) и в других странах. Сведя к минимуму изобразительно-познавательные задачи искусства, кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты: конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Тяготел к аскетичности цвета, к таким элементарным мотивам, как дерево, дом, утварь, инструменты. Сама геометричность форм подчеркивала устойчивость, предметность мира. Деформируя образы реального мира, кубизм явился предшественником многих позднейших модернистских течений.

Словарь существительных

КУБИ́ЗМ, -а, м

Модернистское направление в изобразительном искусстве первой четверти XX в., которое выдвигало на первый план формальную задачу конструирования объемной формы на плоскости и изображало предметный мир в виде комбинации простых геометрических тел и фигур.

Кубизм в русской живописи появился в десятых годах ХХ в.

Энциклопедический словарь

КУБИ́ЗМ -а; м. Модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти 20 в., которое выдвигало на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости и изображало предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур.

Куби́стский (см.).

* * *

куби́зм (франц. cubisme, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, J. Gris), в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе П. Сезанна и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907-09) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на «аналитической» стадии (1910-12) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утончённо-музыкальными ритмами; «синтетический» кубизм (1912-14) тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

* * *

КУБИЗМ - КУБИ́ЗМ (франц. cubisme, от cube - куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.

Открытие метода

Художники издавна привыкли изучать и пропорционировать объекты своего изображения (в особенности фигуру человека), выравнивая их поверхности в рисунке или эскизе в виде гладких плоскостей и тем самым придавая объемам подобие геометрических тел. Однако лишь в начале 20 в. этот расхожий прием стал сознательно конструируемым методом. Великим предшественником кубизма был П. Сезанн (см. СЕЗАНН Поль), в своем зрелом творчестве стереометрически упрощавший формы таким образом, что их грани намечали совершенно новую пространственную систему, в пределах которой изображение уже не пассивно предстояло зрителю, а как бы «выдвигалось» ему навстречу.

Начинания Сезанна продолжили П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) и Ж. Брак (см. БРАК Жорж), с творчества которых кубизм берет свое прямое начало. Этапную роль сыграли картины «Авиньонские девицы» Пикассо (1907) и «Дома в Эстаке» Брака (1908), именно по отношению к такого рода браковским пейзажам критик Л. Восель и употребил в том же, 1908-м, слова «геометрические схемы и кубы», - слова, из которых, собственно, и народилось название течения. Первая групповая экспозиция кубистов (с участием Ф. Леже (см. ЛЕЖЕ Фернан), Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер), А. Лефоконье, Ж. Метценже и А. Глеза) состоялась в 1911 в отдельном помещении парижского «Салона независимых».

Три этапа

Первоначально сосредоточенное во Франции, развитие кубизма в 1910-е гг. охватило многие страны Европы. Важную роль в его пропаганде сыграла книжка-манифест Глеза и Метценже «О кубизме» (1912). Эволюция направления четко делится на три этапа (впервые обозначенные в 1930-е гг. американским искусствоведом А. Барром).

Для 1-й стадии («аналитического кубизма») характерен сдержанный, даже суровый колорит, основанный на коричневато-охристых, зеленых и синих тонах. Человек и природа здесь действительно геометризуются с подчеркиванием массивной весомости их «выпирающих» на зрителя форм. Значение традиционного сюжета сводится к минимуму, и ведущим жанром становится натюрморт (со сравнительно простыми постановками, воспроизводящими рабочую атмосферу мастерской). Нередко при исследовании данного периода специально выделяется предварительная, «сезаннисткая» (т.е. подражательная по отношению к Сезанну) его глава, собственно же «аналитическим» кубизм предстает в 1910-1912 гг., когда после первых своих, более монументальных, опытов, художники начали дробить изображение на все более мелкие грани.

В 1912-1914 гг. наступает фаза «синтетического кубизма», причем и здесь Пикассо и Брак лидируют. Иллюзорная объемность сходит на нет, образы распластываются и частично заменяются реальными, наклеенными на холст материалами и предметами (так нарождается новая техника «коллажа»). Возрастает значение надписей и текстов, порою символических (так, Пикассо, используя газетные наклейки, специально подбирает заголовки о катастрофах и социальных волнениях, вероятно, подчеркивая тем самым «революционное» значение нового художественного метода). Благодаря коллажам картина отчасти превращается в рельеф, и поэтому кубизм (в творчестве А. Лорана, Р. Дюшан-Вийона, О. Цадкина (см. ЦАДКИН Осип), Ж. Липшица (см. ЛИПШИЦ Жак) и др.) вскоре охватывает и скульптуру.

Во 2-й половине 1910-х гг. наступает период «декоративного кубизма», названного так из-за возросшей пастозности и яркости его красок. Но в эти годы кубизм по сути уже разлагается, порою неразличимо сливаясь с другими течениями (в первую очередь, с футуризмом). Ряд былых кубистов еще раньше вырабатывает свои собственные методы («орфизм (см. ОРФИЗМ)» Делоне, «тубизм» Леже и т. д.). В целом же начальный импульс кубизма оказывается исключительно мощным, подчиняя своему влиянию многие виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн (в Чехии в это десятилетие складывается даже особое направление сугубо архитектурного кубизма).

Кубизм в России

Его предчувствия часто находят в живописи М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) с его «кристаллической» манерой письма. Но подлинным его первооткрывателем явился здесь предприниматель и коллекционер С. И. Щукин (см. ЩУКИН Сергей Иванович), привезший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо. В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда» (порою и непосредственно школой, поскольку ряд крупных российских авангардистов, - А. В. Лентулов (см. ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич), Л. С. Попова (см. ПОПОВА Любовь Сергеевна), Н. А. Удальцова (см. УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна), - учились в 1911-1913 гг. в парижской Академии «Ла Палетт» у Лефоконье и Метценже).

Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ)» (в т. ч. П. П. Кончаловский (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович), А. В. Куприн (см. КУПРИН Александр Васильевич), И. И. Машков (см. МАШКОВ Илья Иванович), Р. Р. Фальк (см. ФАЛЬК Роберт Рафаилович)), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники же настроенные более радикально (К. С. Малевич (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), В. Е. Татлин (см. ТАТЛИН Владимир Евграфович) и др.) быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода.

Однако и позднее, в свой витебский период (1919-1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм».

Большой энциклопедический словарь

КУБИЗМ (франц. cubisme - от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

Академический словарь

-а, м.

Модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти 20 в., которое выдвигало на первый план формальную задачу конструирования объемной формы на плоскости и изображало предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кубизм. П. Пикассо. Портрет А. Воллара. 1910 г. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Кубизм. П. Пикассо. Портрет А. Воллара. 1910 г. Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

КУБИЗМ (французское cubisme, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четверти 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак и другие) и других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

Кубизм. П. Пикассо Дама с веером. 1909. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Кубизм. П. Пикассо "Дама с веером". 1909. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Евразийская мудрость от А до Я.

КУБИЗМ -

первое художественное направление, отказавшееся от изображения реального, чувственно воспринимаемого мира. Существует вполне обоснованное предположение, что сам термин «кубизм» родился в 1908 г., когда на одной из парижских выставок А. Матисс, увидев картину художника Ж. Брака, заметил, что она «вся состоит из кубиков» (родоначальниками кубизма считаются французские художники П. Пикассо и Ж. Брак).

Орфографический словарь

куби́зм, -а

Словарь ударений

куби́зм

Формы слов для слова кубизм

куби́зм, куби́змы, куби́зма, куби́змов, куби́зму, куби́змам, куби́змом, куби́змами, куби́зме, куби́змах

Морфемно-орфографический словарь

куб/и́зм/.

Грамматический словарь

куби́зм м 1a

Словарь галлицизмов русского языка

КУБИЗМ а, м. cubisme < cube. Авангардистское формалистическое течение в европейском изобразительном искусстве нач. 20 в.; стремясь выявить геометрическую структуру объема, кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам - шару, конусу, кубу (отсюда название). СИС 1985. Впервые отмечается в статье Плеханова "Искусство и общественная жизнь" 1912 г. // ЭС. - Лекс. Уш. 1934: куби/зм.

Словарь иностранных слов

КУБИЗМ [фр. cubisme] - иск. авангардистское (АВАНГАРДИСТСКИЙ) течение в изобразительном искусстве начала XX в.; кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его простейшим телам - шару, конусу, кубу.

Сканворды для слова кубизм

- Модернистское течение в изобразительном искусстве начала ХХ века.

- Стиль Пикассо в 1908-1909 гг.

- Прямоугольное рисование.

- Направление изобразительного искусства начала XX века.

Полезные сервисы