Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
кудрявцев
Словарь русских фамилий
КУДРЯВЦЕВ
Источник фамилии ясен: Кудря, Кудрявец называли человека, имеющего вьющиеся волосы. «Родственные» фамилии: Кудреватый, Кудрин, Кудров, Кудрявец, Кудрявчиков, Кудрявый, Кудряшев, Кудряшов, а также Курля, Курлявцев, Курляев, поскольку в северных и новгородских наречиях курчавого парня называли курлявым. Кстати, Курчавецкий, Курчавиков, Курчавкин, Курчавов, Курчавушкин, Курчавый, Курчастов, Курчатов, Курчин - тоже «однофамильцы» Кудряшова, как и Косматов, Косматый, Космачёв, Космынин - Касмынин. Это сейчас космы - нечто неряшливое на голове. В старину так называли те же кудри, только с особо крутым завитком. Пучков, Пучок, Пучокин - в том же ряду. Прозвище Пучок получили бы сейчас все наши длинноволосые мужчины, привыкшие стягивать волосы сзади резиночкой. В далекую старину такое мог себе позволить только священнослужитель не очень высокого ранга.
Слово "кудри" раньше имело и единственное число - "кудря"; так называли не только завиток волос, локон, но и кудрявого человека, "кудрявца, кудряша". Над кудрявым, завитым щеголем подшучивали: "Одна кудря стоит рубля, другая тысячи". (Н) Другие кудрявые фамилии Кудреватый (в значении не очень кудрявый), Курляев (курля - кудреватый), Кудрявчиков. Фамилии в форме прилагателяных менее распространены в русских сроде, но тоже встречаются - Кудрявый. (Э)
КУДРЯВЦЕВ
Источник фамилии ясен: Кудря, Кудрявец называли человека, имеющего вьющиеся волосы. «Родственные» фамилии: Кудреватый, Кудрин, Кудров, Кудрявец, Кудрявчиков, Кудрявый, Кудряшев, Кудряшов, а также Курля, Курлявцев, Курляев, поскольку в северных и новгородских наречиях курчавого парня называли курлявым. Кстати, Курчавецкий, Курчавиков, Курчавкин, Курчавов, Курчавушкин, Курчавый, Курчастов, Курчатов, Курчин - тоже «однофамильцы» Кудряшова, как и Косматов, Косматый, Космачёв, Космынин - Касмынин. Это сейчас космы - нечто неряшливое на голове. В старину так называли те же кудри, только с особо крутым завитком. Пучков, Пучок, Пучокин - в том же ряду. Прозвище Пучок получили бы сейчас все наши длинноволосые мужчины, привыкшие стягивать волосы сзади резиночкой. В далекую старину такое мог себе позволить только священнослужитель не очень высокого ранга.
Кудря́вцев Виктор Дмитриевич - Кудрявцев-Платонов (1828-1891), философ и богослов, крупнейший в России систематизатор теистической философии (концепция так называемого трансцендентального монизма), видевшей примирение Духа и Материи в «3-м принципе» - Боге. Ученик и преемник Ф. А. Голубинского, с 1854 преподавал в Московской духовной академии.
* * *
КУДРЯВЦЕВ Виктор Дмитриевич - КУДРЯ́ВЦЕВ (Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич (1828-91), российский философ и богослов, в системе «трансцендентального монизма» претендовал на «примирение» духа и материи в «третьем принципе» - Боге.
Большой энциклопедический словарь
КУДРЯВЦЕВ (Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич (1828-91) - российский философ и богослов, в системе "трансцендентального монизма" претендовал на "примирение" духа и материи в "третьем принципе" - Боге.
Энциклопедия Кольера
КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ, ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ (1828-1891), русский философ и богослов. Родился 3 октября 1828 в Новоторжском уезде Псковской губернии. В 1852 окончил Московскую духовную академию. После смерти Ф.Голубинского (1854) возглавлял кафедру философии в Московской духовной академии. Продолжая традицию теистического философствования Кудрявцев-Платонов развивал собственную систему "трансцендентального монизма". Этот теистический монизм он противопоставлял историческим типам материалистического и идеалистического монизма. Обе эти философские традиции, предлагая выбор одного из субстанциальных начал (материального или идеального), тем самым ограничивают полноту бытия. Реальное преодоление дуализма бытия возможно только с теистической позиции, признающей абсолютную действительность Высшего Существа, "объемлющего бытие" и являющегося творческой причиной субстанциальности мира. Определяя философию как "науку об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, к их взаимной связи и проявлению в бытии феноменальном", Кудрявцев-Платонов отводил метафизике центральную роль в своей системе философских наук. К фундаментальным философским дисциплинам он наряду с метафизикой относил этику, философию права и эстетику. К пропедевтическим ("основным") - логику, психологию, историю философии, к "прикладным" - философию истории, философию религии и др. Умер Кудрявцев-Платонов в Москве 3 декабря 1891.
ЛИТЕРАТУРА
Кудрявцев-Платонов В.Д. Введение в философию. М., 1889 Введенский А.И. О характере, составе и значении философии В.Д.Кудрявцева. Сергиев Посад, 1893 Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения, тт. 1-3. Сергиев Посад, 1893-1894
Кудря́вцев Владимир Николаевич (р. 1923), юрист, академик (1984) и вице-президент (с 1988) РАН. Труды по криминологии, уголовному праву. Государственная премия СССР (1984).
* * *
КУДРЯВЦЕВ Владимир Николаевич - КУДРЯ́ВЦЕВ Владимир Николаевич (10 апреля 1923, Москва - 5 октября 2007, там же), российский юрист, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), вице-президент РАН (с 1992; вице-президент АН СССР в 1988-91). Труды по криминологии, уголовному праву. Государственная премия СССР (1984).
Кудря́вцев Лев Дмитриевич (р. 1923), математик, член-корреспондент РАН (1984). Труды по теории функций, функциональному анализу и их приложениям. Государственная премия СССР (1988).
* * *
КУДРЯВЦЕВ Лев Дмитриевич - КУДРЯ́ВЦЕВ Лев Дмитриевич (р. 1923), российский математик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984). Труды по теории функций, функциональному анализу и их приложениям. Государственная премия СССР (1988).
Большой энциклопедический словарь
КУДРЯВЦЕВ Лев Дмитриевич (р. 1923) - российский математик, член-корреспондентРАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984). Труды по теории функций, функциональному анализу и их приложениям. Государственная премияСССР (1988).
КУДРЯВЦЕВ Николай Николаевич - КУДРЯ́ВЦЕВ Николай Николаевич (р. 8 мая 1950, Москва), российский ученый-физик, член-корреспондент РАН (с 2003). Специалист в области электрофизики и теплофизики.
КУДРЯ́ВЦЕВ Петр Ник. (1816-58) - историк, писатель, лит. критик, обществ. деятель западнич. ориентации. Сын свящ. Окончил Моск. дух. семинарию (1836) и филос. ф-т Моск. ун-та (1836-40). В 1845-47 в науч. командировке за границей, по возвращении преподает на кафедре всеобщей истории Моск. ун-та (с 1855 - проф.). Автор тр. по истории Рима и ср.-век. Европы ("Судьбы Италии... ", 1850; "Римские женщины", 1856; "Дант, его век и жизнь", 1855 и др.). Как беллетрист дебютировал пов. "Катенька Пылаева" (1836). Проза К., лежащая на границе между романтизмом и реализмом, характерна для лит. ситуации кон. 1830-40-х гг, на к-рые и приходится расцвет творчества писателя (пов. "Флейта", 1839; "Звезда", 1841; "Живая картина", 1842; "Последний визит", 1944; "Сбоев", 1847; путевые очерки "Письма к Галахову" и т. д.). Еще в студенч. годы, сблизившись с моск. кружком В. Г. Белинского, К. сотрудничает в "Телескопе", "Московском наблюдателе", позднее в "Отечеств. записках" и "Современнике", выступает с критич. ст. и рец.
Кудря́вцев Пётр Николаевич (1816-1858), историк, писатель. Профессор Московского университета (с 1855). Вместе со своим учителем Т. Н. Грановским заложил основы русской медиевистики. Труды по истории Рима и средневековой Италии. Автор повестей и рассказов («Без рассвета», 1847, и др.).
* * *
КУДРЯВЦЕВ Петр Николаевич - КУДРЯ́ВЦЕВ Петр Николаевич (1816-58), российский историк, западник. Профессор Московского университета (с 1855). Труды по истории Рима и средневековой Италии.
КУДРЯВЦЕВ Петр Николаевич (1816-58) - российский историк, западник. Профессор Московского университета (с 1855). Труды по истории Рима и средневековой Италии.
КУДРЯ́ВЦЕВ-ПЛАТО́НОВ Вик. Дм. (1828-91) - религ. философ-метафизик. Род. в Новоржевском у. Псковской губ., в семье полкового свящ. После окончания дух. семинарии поступил в Моск. дух. академию, где ему за блестящие успехи была дана стипендия митр. Платона и присвоена 2-я почетная фам. - Платонов. В 1852 К.-П. закончил академию и был оставлен при ней в звании бакалавра. После смерти своего учителя Ф. А. Голубинского занял кафедру философии и метафизики. В теч. 1861 читал при дворе лекции вел. кн. Николаю Александровичу и Николаю Максимилиановичу. В 1873 защитил дисс. "Религия, ее сущность и происхождение". Написал уч. пособия, целый ряд серьезных филос. произв.; участвовал в пер. и редактировании пер. творений св. Отцов Восточной Церкви, издаваемых Моск. дух. академией. К.-П. заложил основу цельной и в то же время достаточно открытой и динамичной системы религ. философии в духе христ. теизма, назвав ее метафизич. принцип "трансцендентальным монизмом". Осн. мировоззренч. идея в метафизике К.-П. состоит в том, что природа и дух, вопреки своему различию, имеют общий трансцендентный Божеств. Первоисточник и так связаны идеальной телеологич. связью, что представляются сторонами мир. целого, достаточно самостоят. относит. Творца, отображением совершенств К-рого оно служит и от К-рого зависит по происхождению и по бытию. Мыслитель твердо и последовательно выступает против абсолютизации материалистич. и идеалистич. идей в философии как односторонних субстанц. (имманентного) монизма. Столь же решительно К.-П. подвергает критике пантеистич. тенденции в религ. сознании, угрожающие отобрать относит. самостоятельность у природы, с одной стороны, непосредственно вовлекая ее в абсолютное, и уничтожить суверенность абсолютного, с др., делая его имманентным принципом бытия. Все гносеологич., онтологич., космологич. и нравств. аспекты филос. системы К.-П. проникнуты христ. теизмом, к-рому мыслитель стремился придать предельно ясную и логичную форму. К.-П. являл собой тип подлинно христ. философа, чуждого стремлению к броской новизне и оригинальности. Творчество К.-П. способствовало высвобождению рус. филос. мысли из-под влияния Запада, сближению религ. и светской культуры. Хотя к.-л. собств. школы К.-П. не основал и не имел широкой обществ. известности, его журн. ст. по вопросам, служившим предметом обществ. внимания, особенно в 60-е гг. 19 в. (о позитивизме и материализме, о прогрессе и дарвинизме), явились факторами предуготовления того рус. религ.-филос. подъема, к-рый ознаменовал нач. 20 в.
Соч.: Сочинения. Сергиев Посад, 1882-94. Т. 1-3.
Лит.: Введенский А. О характере и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад, 1893.