КУИН (группа) - «КУИ́Н» (Queen), английская рок (см. РОК-МУЗЫКА)-группа, образована в 1971 в Лондоне. Состав: Фредди Меркьюри (см. МЕРКЬЮРИ Фредди) (Freddie Mercury) (наст. имя Фаррух Балсара (Frederick Bulsara) (5 сентября 1946, Занзибар, Танзания - 24 ноября 1991, Лондон; вокал, фортепьяно), Брайан Мэй (Brian May) (р. 19 июля 1947, Твикенхэм, Англия; гитара, синтезатор, вокал), Роджер Тейлор (Roger Taylor) наст. имя (Роджер Меддоуз-Тэйлор) (р. 26 июля 1949, Норфолк, Англия; ударные, вокал), Джон Дикон (John Deacon) (р. 19 августа 1961, Лестер, Англия; бас-гитара). Музыка группы представляет собой органичную смесь рока, джаза (см. ДЖАЗ), оперы, танцевальной музыки, отличается сложными вокальными партиями Меркьюри, виртуозными гитарными пассажами Мэя, замечательной мелодикой вкупе с яркими аранжировками и тщательной студийной работой.
Истоки Queen берут начало из творчества группы Smile, в которой играли Мэй и Тейлор (с 1967). В 1971 они образовали Queen с вокалистом Фредди Меркьюри и бас-гитаристом Джоном Диконом. До 1973 группа выступила считанное количество раз, ограничиваясь репетициями, поскольку все четверо ее участников в то время заканчивали образование (Меркьюри как дизайнер, Дикон - инженер-электронщик, Мэй - физик-астроном, Тейлор - биолог). Первый альбом группы, получивший простое название Queen, был выдержан в классических традициях хард-рока (см. ХАРД-РОК). Известности он, однако, не приобрел. А вот следующий альбом Queen II (1974) заставил критиков говорить о себе как о новом явлении в современной музыке. Всеобщее внимание вызвала композиция Seven Seas Of Rhye, в которой прозвучало впечатляющее многоголосие (достигнутое путем многократных студийных наложений голоса Меркьюри), ставшее впоследствии визитной карточкой группы, а также уникальное звучание самодельной гитары Мэя, походившее больше на звучание синтезатора.
В том же году Queen записали один из самых ярких своих альбомов Sheer Heart Attack, занявший второе место в британском хит-параде (см. ХИТ-ПАРАД), а через год ставший «золотым». Особой популярностью пользовались хиты Killer Queen и Now I"m Here. Но настоящий успех пришел к группе в 1975 с выходом их знаменитого альбома A Night At The Opera. Диск держал первое место в британском хит-параде 9 недель; в Америке также высоко оценили работу группы. Особое место в альбоме (и во всей рок-музыке) заняла почти шестиминутная композиция Bohemian Rhapsody - блистательное арт-роковое (см. АРТ-РОК) полотно, многочастное и драматургически выстроенное. Успеху песни способствовало броское видео, отснятое всего за 5000 фунтов. Оно явилось началом новой эры в мировой рок- и поп-индустрии, показав всю важность видеоклипов для обеспечения успеха музыкальному произведению.
Следующий альбом A Day At The Races (1976) также стал свехпопулярным, хотя и не вызвал такого ажиотажа, каким пользовалась предыдущая работа группы. Зато два последующих - News Of The World (1977) и Jazz (1978) - стали одними из дучших в творчестве Queen, дав миру такие вневременные песни-символы, как We Will Rock You и We Are The Champions. При этом группа сохранила одну из своих самых отличительных черт: в альбомах Queen не было разделения на проходные номера и хиты; каждая композиция была самодостаточной, солидной и высококачественной. В силу этого каждый альбом был цельным и ярким.
Альбом The Game (1980) стал своеобразным водоразделом между двумя разными периодами в жизни группы, обусловленным изменением стиля и саунда (см. САУНД). Расширилось применение синтезаторов, ритмы стали более современными, «танцевальными». Эти тенденции нашли горячий отклик в США, но британская аудитория приняла их более сдержанно. Инструментальный саундтрек (см. САУНДТРЕК) к фильму Flash Gordon (1981) можно было расценивать как провал. Да и следующие работы музыкантов, альбом Hot Space (1982; центральный хит Under Pressure был написан в соавторстве с Дэвидом Боуи (см. БОУИ Дэвид)) и Works (1984), также имели умеренный успех; хотя песня Radio Ga Ga стала настоящим «стадионным» хитом, пользовавшимся бешеной популярностью на концертах.
Понимая, что надо что-то менять, Queen развернули напряженную концертную деятельность, гастролируя не только по странам западного мира, но и по ряду развивающихся стран; вместо полуженского-полуклоунского имиджа музыканты стали использовать образы «мачо» (особенно Меркьюри). Все это постепенно вернуло Queen былую популярность, которая была закреплена достаточно коммерческими, но очень крепкими и приятными альбомами A Kind Of Magic (1986) и Miracle (1989), давшими немало популярнейших хитов.
В этот период Меркьюри узнал, что неизлечимо болен: у него обнаружили СПИД. Болезнь прогрессировала, и ему приходилось работать через боль и страшные усилия. ПонимБϬ что времени осталось мало, музыканты записали настоящую «лебединую песню» Queen, шедевральный альбом Innuendo (1991), в котором Меркьюри воплотил всю свою волю, боль, веру и надежду в будущее. Лучшие композиции альбома Innuendo, I"m Going Slightly Mad и Show Must Go On, до предела трагические и вместе с тем величественные, стали нерукотворным памятником замечательному музыканту.
24 ноября 1991, через два дня после того, как Мерькюри объявил о своей болезни, его не стало. В следующем году музыканты Queen организовали масштабный концерт памяти Меркьюри на лондонском стадионе Уэмбли. В нем приняли участие наиболее известные рок-музыканты и группы, исполнявшие песни Queen.
В 1995 участники Queen, собрав и обработав разрозненные записи, сделанные в конце жизни Меркьюри, издали «посмертный» альбом группы Made In Heaven, закончивший «королевскую» историю Queen. В 2002 состоялась премьера мюзикла «We Will Rock You», написанному Мэем и Тейлором на основе музыки Queen.
После смерти Фредди Меркьюри группа продолжала давать концерты с другими вокалистами, самым успешным из которых оказался Пол Роджерс. Музыканты организовывают концерты, гастрольные туры, исполняя традиционные песни Queen и новые композиции. Однако басист Джон Дикон отказался от возрождения группы, заявив, что «нет смысла продолжать - заменить Фредди невозможно».