Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кулиджанов

Грамматический словарь

Кулиджа́нов ф. <мс 1а>

Сканворды для слова кулиджанов

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Отчий дом», «Дом, в котором я живу», «Потерянная фотография».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Когда деревья были большими», «Синяя тетрадь», «Преступление и наказание».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Звёздная минута», «Умирать не страшно», «Незабудки».

Полезные сервисы

кулиджанов лев ал-др

Гуманитарный словарь

КУЛИДЖА́НОВ Лев Ал-др. (род. 1924) - кинорежиссер. Окончил ВГИК (1954, мастерская С. Герасимова). Начал работу на к/ст им. М. Горького. Дебют в кино - ф. "Дамы" (1955, по А. Чехову, совм. с Г. Оганисяном), где было заметно глубокое проникновение в образный строй произведения. В ф. К. и Я. Сегеля "Это начиналось так..." (1956) определились эстетич. принципы реж., к-рые сказались в первую очередь на яз. ф., простом, чуждом патетики. На следующий год, совм. с Сегелем, осуществляет постановку ф. "Дом, в к-ром я живу" - реж. сумели передать поэзию и красоту обыденной жизни в форме простой, ненавязчивой, но вместе с тем передающей масштабность событий Вел. Отеч. войны. Точное соотношение прозы и поэзии и неукоснит. следование выработанным эстетич. принципам отличают режиссуру этого ф. Закономерен приз на МКФ в Брюсселе (1958) "За лучшую постановку", ряд междунар. премий и особый приз на 1-м ВКФ в Москве (1958). Углубленная психологич. разработка поведения героев нашла свое выражение в ф. "Отчий дом" (1959). Элементы лирики отличают другой ф. К. "Когда деревья были большими" (1961), где с неожид. стороны проявил свое актерское мастерство Ю. Никулин, ранее выступавший преимущ. в эксцентрическом жанре. Вообще, честь открытия "актерского кинематографа" принадлежит К.: это и Ю. Никулин, и Г. Тараторкин, и Л. Овчинникова, к-рые в итоге передавали "художественный мир" режиссера. К. вновь обращается к экранизации в 1970, в ф. "Преступление и наказание" (по Ф. Достоевскому, Гос. премия РСФСР, 1971), в к-ром К. остается верным эстетич. принципам, некогда выработанных им в творч. поиске: простота языка кино в сочетании с психологич. анализом. Последний ф. К. "Незабудки" (1994) - о судьбах разных поколений. Указом Президента РФ реж. удостоен приза "За выдающийся вклад в развитие кино" (1999).

Среди др. ф.: "Потерянная фотография" (1959); "Синяя тетрадь" (1963); "Звездная минута" (1975, худож.-док. ф.); "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, т / ф, 7 серий, Лен. пр., 1982); "Умирать не страшно" (1991).

Лит.: Обратная связь // "Искусство кино". 1980. № 3.

Полезные сервисы

кулиджанов лев александрович

Энциклопедический словарь

Кулиджа́нов Лев Александрович (1924-2002), кинорежиссёр, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984). Фильмы: «Дом, в котором я живу» (1957, совместно с Я. А. Сегелем), «Когда деревья были большими» (1962), «Синяя тетрадь» (1964), «Преступление и наказание» (1970), «Звёздная минута» (1975), телефильм «Карл Маркс. Молодые годы» (7 серий, 1980; Ленинская премия, 1982) и др. В 1965-86 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Профессор ВГИКа (с 1977).

* * *

КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович - КУЛИДЖА́НОВ Лев Александрович (19 марта 1924, Тбилиси - 18 февраля 2002, Москва), российский кинорежиссер, Герой Социалистического Труда (1984), народный артист СССР (1976), первый секретарь Союза кинематографистов СССР (1965-1986).

Окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)) в 1955 и тогда же дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты - «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу» (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. В этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям самого Кулиджанова.

Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда деревья были большими» (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. В. Никулина (см. НИКУЛИН Юрий Владимирович), или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая (см. ГУЛАЯ Инна Иосифовна)), заслуживают истинного сочувствия и любви.

Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично.

Стремление Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей - Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская премия, 1982) - обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны.

Два последних фильма Кулиджанова - «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) - знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом Кулиджанов утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма.

Большой энциклопедический словарь

КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (р. 1924) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984). Фильмы: "Дом, в котором я живу" (1957, совместно с Я. А. Сегелем), "Когда деревья были большими" (1962), "Синяя тетрадь" (1964), "Преступление и наказание" (1970), "Звездная минута" (1975), т/ф "Карл Маркс. Молодые годы" (7 серий, 1980; Ленинская премия, 1982) и др. В 1965-86 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Профессор ВГИКа (с 1977).

Полезные сервисы

кулиджанов, лев александрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Лев Кулиджанов.

Лев Кулиджанов.

КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (родился в 1924), российский кинорежиссер. Интерес к камерным сюжетам, исследованию внутреннего мира человека в фильмах: "Дом, в котором я живу" (1957, совместно с Я.А. Сегелем), "Отчий дом" (1959), "Когда деревья были большими" (1962). Среди других фильмов - "Преступление и наказание" (1970), "Умереть не страшно" (1991).

Лев Кулиджанов (слева) и Стенли Крамер.

Лев Кулиджанов (слева) и Стенли Крамер.

Полезные сервисы