Куроса́ва Акира (1910-1998), японский кинорежиссёр, сценарист. Фильмы: «Расёмон» (1950), «Идиот» (1951), «Семь самураев» (1954), «Дерсу Узала» (1976, совместный советско-японский фильм), «Тень воина» (1980), «Ран» («Смута», 1985), «Августовская рапсодия» (1991). По сценариям Куросавы снято свыше 20 фильмов. Его фильмы отличают яркая исключительность человеческих характеров, острый драматургический конфликт. Главная тема творчества - нравственное, духовное совершенствование личности, необходимость творить добро.
* * *
КУРОСАВА Акира - КУРОСА́ВА Акира (1910-98), японский кинорежиссер, сценарист. Фильмы: «Расемон» (1950), «Идиот» (1951), «Семь самураев» (1954), «Дерсу Узала» (1976, совместный советско-японский фильм), «Тень воина» 1980), «Ран» («Смута», 1985), «Августовская Рапсодия» (1991). По сценариям Куросавы снято св. 20 фильмов. Фильмы его отличают яркая исключительность человеческих характеров, острый драматургический конфликт. Главная тема творчества - нравствственное, духовное совершенствование личности, необходимость творить добро.
* * *
КУРОСА́ВА (Kurosawa) Акира ( 23 марта 1910, Токио - 6 сентября 1998, там же), японский режиссер, сценарист.
Еще в начальной школе Куросава увлекся боевым искусством кендо и рисованием. Некоторое время он даже подумывал о том, чтобы стать художником, учился в Академии изящных искусств. Карьера Куросавы в кино началась почти случайно. В 1936 он ответил на объявление в газете и был принят на будущую студию «Тохо» ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото. В обязанности Куросавы на первых порах по традиции входило написание сценариев.
Свой первый самостоятельный фильм как режиссер он поставил в 1943. В фильме «Сугата Сансиро», повествующем о воспитании юного дзюдоиста, была намечена столь важная для Куросавы тема учебы в широком смысле, движения человека к духовному прозрению. В дальнейшем режиссер неоднократно обращался к данной проблематике, раскрывая все новые и новые ее аспекты: сложные взаимоотношения учителя и ученика в фильмах «Семь самураев» (1954) и «Красная борода» (1965), борьба одиночки против враждебного окружения под руководством мудрого наставника в картине «Бездомный пес» (1949), самостоятельные поиски человеком истины, просветления в таких лентах, как «Самые красивые» (1944), «Не жалею о своей юности» (1946), «Жить» (1952), «Записки живого» (1955).
В 1945 в условиях послевоенной оккупации Куросава ставит фильм «Мужчины, идущие по следу тигра», привнося комические моменты в классическую пьесу театра кабуки. В ставшем классикой мирового кинематографа фильме «Расемон» (1950) (по произведениям Рюноске Акутагавы (см. АКУТАГАВА Рюноскэ) ) четыре очевидца дают противоречивое изложение произошедшего в лесу убийства. Отказ режиссера от признания какого-то одного свидетельства истинным поднимает вопрос об относительности и субъективности правды. В последней сцене, когда дровосек подбирает брошенного ребенка (чего, кстати, нет у Акутагавы), сквозь экзистенциалистские мотивы прорываются столь характерные для Куросавы гуманизм и вера в человека.
Режиссер неоднократно обращался к произведениям зарубежных писателей - два фильма по В. Шекспиру, считающиеся одними из лучших экранизаций этого великого драматурга в мире («Трон в крови», 1957, «Ран», 1985), экранизации М. Горького («На дне», 1957), Ф. М. Достоевского («Идиот», 1951), В. К. Арсеньева («Дерсу Узала», 1976), Э. Мак-Бейна («Рай и ад», 1963). Важно, что действие всех этих сюжетов неизменно переносится в Японию.
Диалектика восточного и западного явственнее всего проявляется в его шекспировских экранизациях, где в зрительном ряде присутствует техника театра. Общая же структура повествования сохраняет острую западную логику конфликтов. Его стилистика представляет собой своеобразный сплав великих изобразительных традиций немого кино, динамичного советского монтажа и приемов, характерных для «Золотого века» Голливуда.
Традиционные японские жанры в кинематографе Куросавы тоже претерпевают изменения, переосмысливаются. Так, в самурайских фильмах кенгеки на смену стандартному противопоставлению любви и долга пришла реалистическая борьба за добывание пищи, за выживание, за власть. Вместо аккуратно одетых миловидных юношей, которые пару раз изящно взмахнув мечом, разят дюжину врагов, появился грязный, почесывающийся, вечно подвыпивший воин-ронин. Картина «Семь самураев» (1954) полностью опрокидывает каноны жанра: события здесь происходят в более раннюю эпоху, чем принято в фильмах кенгеки, нищие воины далеко не картинны, в бою тактика преобладает над самурайским кодексом чести. Здесь затрагивается целый спектр социально-философских тем - преклонение перед наставником, любовь, презрение к классовым различиям, хитрость и изворотливость крестьянина как следствие постоянных издевательств со стороны самураев.
Куросава отрицает, что когда-либо снимал открыто социальные фильмы, но и вопросы социальных отношений часто волнуют его персонажей («Жить», «Записки живого», «Не жалею о своей юности»).
К использованию цвета Куросава подходит творчески, как живописец. Свой первый цветной фильм «Додескаден» («Под стук трамвайных колес») он поставил в 1970 и даже сам нарисовал часть импрессионистских декораций. Каждая из восьми новелл фильма «Сны» (1990), в которых режиссер рассуждает о судьбах человечества, отличается собственным тональным решением, перед зрителем проходит как бы серия полотен - от реалистических, романтических до явно импрессионистских.
Куросаву по праву можно назвать полномочным представителем японского кинематографа за рубежом. После его «Расемона» мировая общественность узнала, что в Японии существует своя серьезная достойная внимания кинематография. В 1989 Акира Куросава был удостоен специальной премии «Оскар» (см. ОСКАР (в кино)) за вклад в киноискусство.
КУРОСАВА Акира (1910-1998), японский кинорежиссер, чей фильм Расемон, удостоенный гран-при Венецианского фестиваля 1951, открыл западному зрителю послевоенное японское кино. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного гангстерского фильма и вестерна, вдохновило многих на подражание. Критики нередко относят его к числу лучших режиссеров мира. Родился в Токио 23 марта 1910 в семье бывшего офицера самурайского происхождения. В 1927, решив стать художником, поступил в школу западной живописи Досюся. О кинокарьере задумался после того, как стал ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото, научившего его основам кинематографа. Свой первый сценарий Куросава написал в 1941, первый фильм поставил в 1943. Принимал участие в создании сценариев всех своих фильмов. Умер он в Токио 6 сентября 1998. Куросава снимал картины на историческую и современную тематику, гангстерские фильмы, экранизации западной литературы и пьес и психологические этюды. В основе его творчества лежит конфликт между объективной реальностью и иллюзиями человека. Примером психологического исследования может служить Расемон, повествующий о том, как на суде жена убитого самурая, грабитель, единственный свидетель и сам убитый (через медиума) дают противоречивые показания о происшедшем, причем решения этой загадке так и не дается. В 1952 Куросава поставил очень значительный, затрагивающий проблемы современности фильм Жить (Икиру) - о мелком служащем, который, узнав, что умирает, решил наполнить смыслом свои последние дни на земле. Первая историческая эпопея Семь самураев (Ситинин-но самураи, 1954) повествует о том, как деревенские жители наняли семерых потерявших хозяев самураев защищать их урожай от бандитов. Комедия 1961 Телохранитель (Едзимбо) - сатира на условности японского исторического фильма. Стиль Куросавы эклектичен и гибок, тематика диктует использование того или иного кинематографического приема. Впечатление, которое производит ключевое сражение в Семи самураях, является результатом не столько самих событий, сколько набора технических приемов. Здесь Куросава использует одновременно три подвижные камеры с телеобъективами, чем достигается ощущение постоянного энергичного движения, что характерно для его стиля. Нередко сцены, снятые в традициях простой, но динамичной японской пейзажной живописи, соседствуют со сценами действия, тишину вдруг разрывают бурные эпизоды насилия. Большое значение Куросава придавал монтажу. Умер Куросава в Токио 6 сентября 1998.
ЛИТЕРАТУРА
Акира Куросава. Сборник статей. М., 1977