Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ларошфуко

Афоризмы

Ларошфуко Франсуа де (Франсуа VI, герцог La Rochefoucauld) (1613 - 1680)

Герцог. Французский писатель-моралист. Враждовал с герцогом Ришелье, под влиянием герцогини Лонгевиль принимал участие в движении Фронды (общественное движение 1648 - 1653 против абсолютизма), был ранен. Одной из привязанностей была мадам де Лафайет. Среди произведений - "Мемуары" (1662).

Афоризмы, цитаты -

Большая часть молодежи думает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба.

Счастье никому не кажется таким слепым, как тем, кому оно ни разу не улыбнулось.

Желание говорить о себе и выказывать свои недостатки лишь с той стороны, с которой это нам всего выгоднее, - вот главная причина нашей искренности.

Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится.

Благодарность большинства людей - не более как скрытое ожидание еще больших благодеяний.

Почти все стараются расквитаться за мелкие услуги; многие чувствуют признательность и за посредственные; но за большие услуги почти все отвечают неблагодарностью.

Недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть.

Зависть продолжается всегда долее, нежели счастье тех, которым завидуют.

Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже.

Ненависть и лесть - это подводные камни, о которые разбивается истина.

Порядочный человек может быть влюблен как безумный, но не как дурак.

Труднее сохранить верность в любви счастливой, чем в любви несчастной.

В дружбе и в любви мы зачастую более бываем счастливы тем, чего не ведаем, нежели тем, что знаем.

Ничто так не мешает быть естественным, как желание им казаться.

Исцеляет от ревности только полная уверенность в том, чего мы больше всего боялись, потому что вместе с нею приходит конец или нашей любви, или жизни.

Есть довольно много людей, презирающих богатство, но лишь немногие из них смогут расстаться с ним.

У всех нас достаточно силы, чтобы переносить несчастья других.

Недоступность женщин - это один из их нарядов и уборов для увеличения своей красоты.

Женщины скорее могут преодолеть свою страсть, чем свое кокетство.

Люди предпочитают говорить о себе дурное, чем совсем не говорить о себе.

Насмешка бывает часто признаком скудости ума: она является на помощь, когда недостает хороших доводов.

Как часто люди пользуются своим умом для совершения глупостей!

Бывают случаи в жизни, выпутаться из которых может помочь только глупость.

Как только дурак похвалит нас - он уже не кажется нам так глуп.

Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.

Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому.

Вернейший способ быть обманутым - это считать себя хитрее других.

Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость.

Высшее здравомыслие наименее здравомыслящих людей состоит в умении покорно следовать разумной указке других.

Старые безумцы безумнее молодых.

Глупые люди могут иной раз проявить ум, но к здравому суждению они не способны.

Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу.

Все жалуются на недостаточность своей памяти, но никто еще не пожаловался на нехватку здравого смысла.

Изящество для тела - это то же, что здравый смысл для ума.

Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого.

Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться или бороться.

Женщины в большинстве своем оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной в сравнении с любовью.

Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что их у нас несколько.

Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные.

Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.

В дружбе, как и в любви, чаще доставляет счастье то, чего мы не знаем, нежели то, что нам известно.

Наш ум ленивее, чем тело.

Величайшее чудо любви в том, что она излечивает от кокетства.

Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.

Философия легко торжествует над страданиями прошедшими и будущими; но настоящие страдания торжествуют над ней.

Есть люди, которым идут пороки, и другие, которых безобразят даже добродетели.

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум.

Женщины не знают всей беспредельности своего кокетства.

Не замечать охлаждения друзей - значит мало ценить их дружбу.

Возобновленная дружба требует больше забот и внимания, чем дружба, никогда не прерывавшаяся.

Истинный друг - величайшее из земных благ, хотя как раз за этим благом мы меньше всего гонимся.

Настоящая дружба не знает зависти, а настоящая любовь - кокетства.

Иной раз прекрасные творения более привлекательны, когда они не совершенны, чем когда слишком законченны.

В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание одной из них почти всегда означает торжество другой.

Бывает такая любовь, которая в высшем своем проявлении не оставляет места для ревности.

Мы и не представляем себе, на что могут нас толкнуть наши страсти.

Пока угасающая страсть все еще волнует наше сердце, оно более склонно к новой любви, чем впоследствии, когда наступает полное исцеление.

Любая страсть толкает на ошибки, но на самые глупые толкает любовь.

Нет вернее средства разжечь в другом страсть, чем самому хранить холод.

Разлука ослабляет легкое увлечение, но усиливает большую страсть, подобно тому, как ветер гасит свечу, но раздувает пожар.

Нам легче полюбить тех, кто нас ненавидит, нежели тех, кто любит сильнее, чем нам хочется.

Пока люди любят, они прощают.

Трудно любить тех, кого мы совсем не уважаем, но еще труднее любить тех, кого уважаем больше, чем самих себя.

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.

Легче полюбить, когда никого не любишь, чем разлюбить, уже полюбив.

Перестав любить, мы радуемся, когда нам изменяют, тем самым освобождая нас от необходимости хранить верность.

В любви обман почти всегда заходит дальше недоверия.

Не может долго нравиться тот, кто умен всегда на один лад.

Тот, кто излечивается от любви первым, всегда излечивается полнее.

Когда люди уже не любят друг друга, им трудно найти повод для того, чтобы разойтись.

Когда человек любит, он часто сомневается в том, во что больше всего верит.

Иные преступления столь громогласны и грандиозны, что мы оправдываем их и даже прославляем: так, обкрадыванье казны мы зовем ловкостью, а несправедливый захват чужих земель именуем завоеванием.

Пышность погребальных обрядов не столько увековечивает достоинства мертвых, сколько ублажает тщеславие живых.

Порою легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду.

Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.

Влюбленная женщина скорее простит большую нескромность, нежели маленькую неверность.

Человек, понимающий, какие несчастья могли бы обрушиться на него, тем самым уже до некоторой степени счастлив.

Пороки души похожи на раны тела: как бы старательно их ни лечили, они все равно оставляют рубцы и в любую минуту могут открыться снова.

Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.

Большинство женщин сдается не потому, что сильна их страсть, а потому, что велика их слабость.

Ум у большинства женщин служит не столько для укрепления их благоразумия, сколько для оправдания их безрассудств.

Ясный разум дает душе то, что здоровье - телу.

Насколько преступление легче находит себе покровителей, нежели невинность!

Люди безутешны, когда их обманывают враги или предают друзья, но они нередко испытывают удовольствие, когда обманывают или предают себя сами.

Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.

Усилия, которые мы прилагаем, чтобы не влюбиться, порою причиняют нам больше мучений, чем жестокость тех, в кого мы уже влюбились.

Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную измену в отношении других.

Обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас.

Иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках.

Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность.

В людях не так смешны качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.

Судьба исправляет такие наши недостатки, каких не мог бы исправить даже разум.

Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того как растет любовь, уменьшается благоразумие.

Какая это скучная болезнь - оберегать свое здоровье чересчур строгим режимом!

Можно перехитрить кого-то одного, но нельзя перехитрить всех на свете.

Пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств; благоразумие смешивает их, ослабляет их действие и потом умело пользуется ими как средством против жизненных невзгод.

Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств.

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

Порядочные люди уважают нас за наши достоинства, а толпа - за благосклонность судьбы.

Мы часто клеймим чужие недостатки, но редко, оглядываясь на них, исправляем свои.

Короли чеканят людей, как монету: они назначают им цену, какую заблагорассудится, и все вынуждены принимать этих людей не по их истинной стоимости, а по назначенному курсу.

Нас мучит не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами.

Существует такая степень счастья и горя, которая выходит за пределы нашей способности чувствовать.

Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему, и мы счастливы, обладая тем, что любим, а не тем, что другие считают достойным любви.

На каждого человека, как и на каждый поступок, следует смотреть с определенного расстояния.

Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастливому.

Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется.

Так же легко обмануть себя и не заметить этого, как трудно обмануть другого и не быть изобличенным.

Уму не под силу долго разыгрывать роль сердца.

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. (Франсуа де Ларошфуко, Максимы и моральные рассуждения; перевод Эльги Линецкой; "Размышления и афоризмы французских моралистов XVI - XVIII веков", Санкт-Петербург, "Terra Fantastica" Издательского дома Corvus, 1995)

В речи, в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько в подборе его слов. ("Энциклопедия мысли", Харьков, "Прапор", 1995

Существуют разные лекарства от любви, но нет ни одного надежного.

Ум служит нам порою лишь для того, чтобы смело делать глупости.

Скупость нередко приводит к самым противоречивым следствиям: многие люди приносят все свое состояние в жертву отдаленным и сомнительным надеждам, другие же пренебрегают крупными выгодами в будущем ради мелочной сегодняшней наживы.

Истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.

В ревности больше себялюбия, чем любви.

Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой.

Ревности достоин лишь тот, кто старается ее не вызывать.

Заблуждение скупых состоит в том, что они считают золото и серебро благами, тогда как это только средства для приобретения благ.

Ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с нею умирает.

Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.

Будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.

Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать.

Слава великих людей всегда должна измеряться способами, какими она была достигнута.

Человеку легче казаться достойным той должности, которую он не занимает, нежели той, в которой состоит.

Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца.

Как все предметы лучше всего видны на свету, так и наши добродетели и пороки отчетливее всего выступают в лучах удачи.

От нас самих зависит и приобретать богатство, и пускать его в ход, не служа при этом пороку.

Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи.

Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее.

Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны.

Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.

Слишком лютая ненависть ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим.

Легче убить желание в зародыше, чем потом ублаготворять все вожделения, им рожденные.

Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным.

Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном.

Зло, как и добро, имеет своих героев.

Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению.

Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать - когда ее нет.

Лесть - это фальшивая монета, которая имеет хождение только из-за нашего тщеславия.

Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.

Мы сопротивляемся нашим страстям не потому, что мы сильны, а потому, что они слабы.

Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.

Люди, которых мы любим, почти всегда более властны над нашей душой, нежели мы сами.

Люди не знали бы удовольствия в жизни, если бы никогда себе не льстили.

Труднее хранить верность той женщине, которая дарит счастье, нежели той, которая причиняет мучения.

Любовь одна, но подделок под нее - тысячи.

У нас нашлось бы очень мало страстных желаний, если бы мы точно знали, чего мы хотим.

Тот, кого разлюбили, обычно сам виноват, что вовремя этого не заметил.

Воздержанность в еде рождена или заботой о здоровье, или неспособностью много съесть.

Не может быть порядка в уме и сердце женщины, если ее темперамент с ними не в ладу.

Кто очень сильно любит, тот долго не замечает, что он-то уже нелюбим.

Умеренность в жизни похожа на воздержанность в еде: съел бы еще, да страшно заболеть.

Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее часто наделяет дураков умом.

Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем.

Леность - это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага.

Можно по каким-либо причинам питать отвращение к жизни, но нельзя презирать смерть.

Любовники начинают видеть недостатки своих любовниц, лишь когда их увлечению приходит конец.

Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.

Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно чинить зло.

Нам легче управлять людьми, чем помешать им управлять нами.

Мы всего боимся, как и положено смертным, и всего хотим, как будто награждены бессмертием.

Леность - как рыба-прилипала, останавливающая огромные суда, как мертвый штиль, более опасный для важнейших наших дел, чем любые рифы и штормы.

Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Мы постоянны или потому, что все время находим в любимом человеке новые качества, достойные любви, или же потому, что считаем постоянство долгом чести.

Старость - это тиран, который под страхом смерти запрещает нам все наслаждения юности.

Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость.

Только стечение обстоятельств открывает нашу сущность окружающим и, главное, нам самим.

У всякого чувства есть свойственные лишь ему одному жесты, интонации и мимика.

Все, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости от расположения духа.

Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра.

Как ни приятна любовь, все же ее внешние проявления доставляют нам больше радости, чем она сама.

Свет полон горошин, которые издеваются над бобами.

Копии хороши лишь тогда, когда они открывают нам смешные стороны дурных оригиналов.

Не следует обижаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем ее от себя.

Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.

Как естественна и вместе с тем как обманчива вера человека в то, что он любим!

Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они ее проявляют.

Люди часто изменяют любви ради честолюбия, но потом уже никогда не изменяют честолюбию ради любви.

Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных.

Молодость меняет свои вкусы вследствие горячей крови, а старость сохраняет свои вследствие привычки.

Старые безумцы еще безумнее молодых.

Мы нередко относимся снисходительно к тем, кто тяготит нас, но никогда не бываем снисходительны к тем, кто тяготится нами.

Как мало на свете стариков, владеющих искусством быть стариками!

Никто так не торопит других, как лентяи: ублажив свою лень, они хотят казаться усердными.

Мы никогда не стремимся страстно к тому, к чему стремимся только разумом.

Люди часто изменяют любви ради честолюбия, но потом уж никогда не изменяют честолюбию ради любви.

Самое большое зло, какое может сделать нам враг, - это приучить наше сердце к ненависти.

Нет ничего невозможного, и есть пути, ведущие отовсюду; и если у вас имеется достаточно воли, то всегда найдутся и средства.

Молодость - это беспрерывное опьянение; это - горячка рассудка.

Быть молодой, но некрасивой так же неутешительно для женщины, как быть красивой, но не молодой.

Здравомыслящему человеку легче подчиниться сумасбродам, чем управлять ими.

Любовь правильнее всего сравнить с горячкой: тяжесть и длительность и той и другой нимало не зависят от нашей воли.

Грамматический словарь

Ларо́шфуко́ ф. 0

Сканворды для слова ларошфуко

- Французский писатель, автор сборника афоризмов «Максимы».

- Из чьей книги Александр Дюма взял историю о подвесках королевы Анны Австрийской?

Полезные сервисы

ларошфуко (la rochеfoucauld) франсуа де

Большой энциклопедический словарь

Ларошфуко́ (La Rochеfoucauld) Франсуа де (1613—1680), герцог, французский писатель-моралист. Участник Фронды (общественное движение 1648—53 против абсолютизма). В «Мемуарах» (1662) даны нелицеприятные портреты представителей королевской власти и единомышленников-фрондёров. В «Максимах» (1665) в афористической форме передал итоги наблюдений над природой человека, обнажив парадоксальное переплетение скрытых эгоистических мотивов (главный из которых себялюбие) и бескорыстных побуждений.

Полезные сервисы

ларошфуко франсуа

Большой энциклопедический словарь

ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613-80) - французский писатель-моралист. В "Мемуарах" (1662) и "Максимах" (1665) в афористичной форме переданы философские итоги наблюдений над природой человеческого характера.

Полезные сервисы

ларошфуко франсуа де

Энциклопедический словарь

Ларошфуко́ Франсуа де (La Rochefoucauld) (1613-1680), герцог, французский писатель-моралист. Участник Фронды (общественное движение 1648-53 против абсолютизма). В «Мемуарах» (1662) даны нелицеприятные портреты представителей королевской власти и единомышленников-фрондёров. В «Максимах» (1665) в афористической форме передал итоги наблюдений над природой человека, обнажив парадоксальное переплетение скрытых эгоистических мотивов (главный из которых себялюбие) и бескорыстных побуждений.

* * *

ЛАРОШФУКО Франсуа де - ЛАРОШФУКО́ (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613-80), французский писатель-моралист. В «Мемуарах» (1662) и «Максимах» (1665) в афористичной форме переданы философские итоги наблюдений над природой человеческого характера.

* * *

ЛАРОШФУКО́ (La Rochefoucauld) Франсуа, герцог де (15 сентября 1613, Париж - 17 марта 1680, там же), французский писатель.

Сторонник Фронды

Ларошфуко принадлежал к древнему роду из Пуату и после смерти отца в 1653 унаследовал герцогский титул (до того он носил титул принца де Марсийяк). Детские годы он провел в Ангулеме, но после женитьбы (в 15-летнем возрасте) перебрался в Париж, где принял участие в интригах и сражениях, связанных с направленным против кардинала Мазарини (см. МАЗАРИНИ Джулио) движением Фронды (см. ФРОНДА). В битве у Сен-Антуанских ворот 2 июля 1652 Ларошфуко получил тяжелую огнестрельную рану, из-за которой едва не лишился зрения. Политические и военные перипетии этого бурного времени вызвали у него глубокое разочарование, поскольку он пришел к выводу, что подавляющая часть фрондеров стремится только к личной выгоде. В 1662 появились его «Мемуары» (полностью были опубликованы в 1817), написанные «в праздности, вызванной опалой». Эта книга дает яркую картину эпохи: Ларошфуко в присущей ему беспристрастной манере рассказывает о своей не слишком удачной роли в событиях Фронды, а также описывает известных людей того времени - Ришелье (см. РИШЕЛЬЕ Арман Жан), Мазарини, Анну Австрийскую (см. АННА Австрийская (1601-1666)), герцога де Бофора, аббата Гонди, герцогиню де Лонгвиль и многих других.

Снова в Париже

В конце 1650-х годов Ларошфуко разрешили вернуться в Париж: он был полностью прощен и обласкан королем, но старался как можно реже бывать при дворе. Островками «частной жизни» в это время являлись салоны, игравшие очень важную роль в духовной жизни Франции 17 века. Ларошфуко отличался влюбчивым нравом и был в близких отношениях с самыми выдающимися женщинами своей эпохи: последней оказалась связь с мадам де Лафайет (см. ЛАФАЙЕТ Мари Мадлен), в обществе которой он провел остаток жизни. В ее салоне одной из любимейших игр было составление афоризмов на заданную тему, причем наибольший интерес вызывал анализ «механизма человеческого сердца». Благодаря этим светским забавам появилось на свет главное произведение Ларошфуко - «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665). Над составлением своего сборника писатель работал постоянно, добавляя или, наоборот, исключая некоторые изречения: в последнем прижизненном издании (1678) насчитывается уже 504 фразы, тогда как первоначально их было 188. Жанр афоризма идеально соответствовал канонам господствующей тогда эстетики классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ): находясь вне связи с прошлым и будущим, он был обращен к вечности и выражал то, что всегда присуще человеку. Совершенствуя свои «Максимы», Ларошфуко добивался максимальной универсализации, убирая из книги все, что было связано с конкретными историческими событиями - в частности, с Фрондой.

«Лица» и «маски»

Писатель считал, что главной пружиной человеческих поступков являются себялюбие и расчет («интерес»). Сама по себе эта мысль не была оригинальной, но в «Максимах» она иллюстрируется с непревзойденным мастерством в безупречных по изяществу и лаконизму фразах. В основе афоризмов Ларошфуко почти всегда лежит парадокс, и не случайно в качестве эпиграфа он избрал изречение: «Наши добродетели - это чаще всего искусно переряженные пороки». Противоречие между видимостью и сутью было одной из центральных проблем философии и этики 17 века. У Ларошфуко это становится проблемой «лица» и «маски», причем маска далеко не всегда представляет собой сознательное лицемерие: люди вынуждены носить личину и казаться не тем, чем они являются на самом деле, ибо этого требует от них жизнь в обществе. В результате человек начинает притворяться не только перед другими, но и перед самим собой, причем отделить одно от другого иногда просто невозможно - на выявлении этого противоречия строятся многие афоризмы Ларошфуко. Однако его язвительная ирония всегда имела под собой твердую нравственную основу: беспощадные психологические наблюдения не допускали никакой зыбкости моральных оценок. Современники воспринимали «Максимы» по-разному: одни полагали, что Ларошфуко неправомерно распространил свой горький опыт на весь человеческий род, тогда как другие восхищались глубиной проникновения в тайники человеческого сердца.

Энциклопедия Кольера

ЛАРОШФУКО Франсуа де (La Rochefoucauld, Francois de)

ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО

ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО

(1613-1680), французский писатель-моралист. Родился 15 сентября 1613 в Париже. Принадлежал к прославленному древнему роду из Пуату. Детские годы Ларошфуко провел в Ангулеме, но в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Париж, где принял участие в сражениях Фронды. Полученное им в 1652 огнестрельное ранение привело к резкому ухудшению зрения. После смерти отца в 1653 унаследовал герцогский титул. Ларошфуко находился в близких отношениях с самыми выдающимися женщинами своей эпохи; последней была его связь с мадам де Лафайет. Умер Ларошфуко в Париже 17 мая 1680. В Мемуарах (Mmoires, 1662) Ларошфуко в присущей ему беспристрастной, независимой манере рассказывает о собственной неудачной роли в событиях Фронды. Этот объективный стиль с еще большим блеском заявил о себе в главном его произведении - Максимах (Размышления, или Моральные изречения и максимы - Rflexions, ou Sentences et maximes morales, 1665. Ларошфуко не первым открыл главную побудительную причину человеческих поступков - скрываемое себялюбие (amoure propre): его оригинальность в том, сколь искусно и метко этот основополагающий принцип иллюстрируется примерами и облекается в изящные лаконичные фразы. Ларошфуко часто называли пессимистом, но он скорее был реалистом, принимавшим общество со всеми его пороками и считавшим принцип всеобщего эгоизма чем-то вроде закона природы, который позволяет объяснить человеческие слабости.

ЛИТЕРАТУРА

Разумовская М.В. Ларошфуко и Фронда. - В кн.: Литература и эстетика. Л., 1960

Линецкая Э. Франсуа Ларошфуко. - В кн.: Писатели Франции. М., 1964 Ларошфуко Ф. де Мемуары, максимы. Л., 1971 Ларошфуко Ф. де; Паскаль Б.; Лабрюйер Ж. де. Суждения и афоризмы. М., 1990

Полезные сервисы

ларошфуко, франсуа де

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613 - 80), французский писатель-моралист; герцог. Участник Фронды, события и атмосферу которой, с позиции защитника аристократических-привилегий, изобразил в "Мемуарах" (1662); дал ряд нелицеприятных портретов представителей королевской власти и своих единомышленников-фрондеров. В знаменитых "Максимах" (1665) - образец французской классической прозы - в афористической форме обобщил наблюдения над природой человеческого характера, обнажив парадоксальное переплетение скрытых эгоистических мотивов (главный из которых себялюбие) и бескорыстных поступков и побуждений.

Полезные сервисы