Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ливий

Грамматический словарь

Ли́вий мо

Словарь русских имен

-я, м.

Отч.: Ли́виевич, Ли́виевна.

Производные: Ли́ва.

[Римск. родовое имя Livius. От греч. Libyē - Ливия.]

Словарь имён

-я, муж.

Отч.: Ливиевич, Ливиевна.

Производные: Лива.

Происхождение: (Римск. родовое имя Livius. От греч. Libye - Ливия.)

Словарь древнегреческих имен

Ливий Тит (59 до н. Э.-17 н. э.)

Римский историк эпохи принципата Августа. Родился в Патавии (совр. Падуя), жил в Риме. Всю жизнь посвятил работе над своей «Историей» - изложением мировой истории «от основания Рима». Из 142 книг «Истории» до нас полностью дошли только 35, в которых верхний временной предел связан с историей 2-й Пунической войны. Ливии стал знаменитостью еще при жизни. Его отличают развитое историческое мышление, чувство прошлого и твердые моральные устои. Цель своей работы Ливии видел в том, чтобы помочь людям извлечь практические уроки из прошлого. Ливием восхищались в средневековой Европе, Данте называл его «непогрешимым». Одна из ранних работ Макиавелли - это комментарий к первым десяти книгам «Истории» Ливия. Ливии был также любимым автором Монтеня. Стиль изложения историка выдержан в традициях Цицерона.

Сканворды для слова ливий

- Древнеримский историк.

Полезные сервисы

ливий андроник луций

Энциклопедический словарь

ЛИВИЙ АНДРОНИК Луций - ЛИ́ВИЙ АНДРО́НИК Луций (Lucius Livius Andronicus) (ок. 284 - ок. 204 до н. э.), древнеримский писатель. Греческий пленник и раб, отпущен на свободу. Его переложения греческой поэзии на латынь положили начало римской литературе.

Энциклопедия Кольера

ЛИВИЙ АНДРОНИК Луций (Lucius Livius Andronicus) (ок. 284 - ок. 204 до н.э.), автор эпических, драматических и лирических произведений, написанных на латинском языке. Родился в греческом городе Тарент и попал в Рим в качестве пленника (скорее всего, после взятия города римлянами в 272 до н.э.), был домашним учителем (вероятно, в доме Марка Ливия Салинатора), затем обрел свободу и принял родовое имя своего патрона. Переводя греческую поэзию на латынь, Ливий положил начало римской литературе, которая до тех пор подавала мало надежд, по-видимому, нуждаясь во вдохновении, сообщаемом классическими образцами. Принадлежащее Ливию Андронику переложение Одиссеи италийским размером, сатурнийским стихом продолжали читать в римских школах вплоть до времен Горация. В 240 до н.э. на Римских играх (ludi Romani) Ливий поставил трагедию (возможно, еще и комедию), являвшуюся переработкой греческого образца, с сохранением размеров оригинала - трохеев и ямбов. Так Ливий создал прецедент, которому следовали все римские трагики и комедиографы на протяжении более столетия. В 207 до н.э., в соответствии с указанием Сивиллиных книг, Ливию Андронику было поручено сочинить гимн, чтобы умилостивить богов в критический момент 2-й Пунической войны. Тем самым он приобрел право называться отцом римской лирической поэзии. Из всего наследия Ливия уцелело не более 100 строк.

ЛИТЕРАТУРА

Полонская К.П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней римской литературе. М., 1984

Полезные сервисы

ливий тит

Энциклопедический словарь

Ли́вий Тит (Titus Livius) (59 до н. э. - XVII н. э.), римский историк, автор «Римской истории от основания города» (142 книги; сохранилось 35 - о событиях периода до 293 до н. э. и 218-168 до н. э.).

* * *

ЛИВИЙ Тит - ЛИ́ВИЙ Тит (Titus Livius) (59 до н. э., Патавий, ныне Падуя - 17, там же), римский историк, автор «Римской истории от основания города» (142 кн.: сохранилось 35 - о событиях периода до 293 до н. э. и 218-168 до н. э). Данные о жизни Ливия скудны. Он родился в семье зажиточных граждан Патавии. Для понимания творчества Ливия важно, что происхождение из этого города ассоциировалось в Риме с нравственной чистотой (Плиний Мл. Письма I, 14, 6; Марциал IХ,16, 8), старинной солидарностью гражданского коллектива, с верностью традициям республиканской свободы.

Нет оснований думать, что в Патавии воспитание и образование Ливия строилось по-иному, нежели в других римских семьях того же круга: до 7 лет - домашнее воспитание под присмотром матери или раба-«педагога»; с 7 до 14 - посещение школы, где основой образования было чтение и толкование текстов классических авторов, латинских и греческих, знакомство с патриотическими традициями и историческими фигурами Рима; в 14 лет совершался обряд облачения подростка в мужскую тогу, знаменовавший его совершеннолетие; около 20 лет обычно женились. Кто была жена Ливия, мы не знаем, но у него было по крайней мере два сына - один умер в детстве, другой известен как автор сочинений по географии; засвидетельствован также зять, муж дочери Ливия (Сенека. Контроверсии X, предисловие, 2).

Ок. 38 до н. э. Ливий переезжает в Рим и примерно с 27 погружается целиком в работу над историей Рима от легендарных его начал до своего времени. Авторское заглавие ее не сохранилось; по традиции она называется «[История Рима] от основания Города» (Ab urbe condita). Работа поглощала Ливия целиком - ни о каких магистратурах (см. МАГИСТРАТЫ (в Риме)), которые бы он занимал, ни о какой деятельности на общественном поприще, столь характерных для авторов исторических сочинений в Риме, ничего не слышно; он был первым в истории римской литературы профессиональным историком. В 14 г. н. э. он вернулся в родной Патавий, продолжал работать до последнего вздоха, написал еще 22 раздела своего труда (в Риме они назывались «книгами», libri) и скончался в четвертый год правления императора Тиберия (см. ТИБЕРИЙ) (т. е. в 17 г. н. э.) в возрасте 76 лет.

Труд Ливия изначально состоял из 142 книг и охватывал события в Риме и на фронтах бесчисленных войн, начиная со времен легендарных, предшествовавших основанию города (согласно традиции - в 753), и до 9 г. н. э. Свое повествование автор публиковал по мере написания отдельными выпусками, в виде «пенктад» или «декад», т. е. по группам, соответственно, из пяти или десяти книг. До наших дней сохранились три полных декады - первая, третья, четвертая, и первая пенктада пятой (книги 40-45). В сумме они охватывают события «от основания Города» до 293 и с 218 по 167. Есть возможность, однако, судить и о содержании остальных книг, так как почти к каждой из них (за исключением книг 136 и 137) была сделана еще в древности так называемая «периоха» - аннотация, вкратце освещавшая не только основные факты, но и авторскую их оценку. От некоторых не дошедших книг сохранились также более или менее протяженные фрагменты (в русские переводные издания обычно не включаемые). Сочинение Ливия переписывались (чаще всего по декадам) в древности вплоть до 5 в. К копиям именно этого столетия восходят и основные рукописи; они датируются 11 в. Первоиздание появилось в Риме ок. 1469 г. без книг 33 и 41-45.

В прологе к «Истории Рима от основания Города» Ливий формулирует цель своего труда двояко. С одной стороны она состояла в описании неуклонного упадка Рима и в объяснении причин того, «как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен, когда мы ни пороков наших, ни лекарства от них переносить не в силах». Одновременно, однако, историк полагает свою задачу и в том, чтобы «увековечить подвиги главенствующего на земле народа», ибо «не было никогда государства более великого, более благочестивого, более богатого добрыми примерами».

Передавая событийный материал, Ливий опирается на традицию понтификального (см. ПОНТИФИКИ) летописания. Жрецы-понтифики вели в Риме особые календари, в которых кратко записывали основные события, происшедшие в тот или иной день, или тексты государственных документов, в данный день обнародованных. Постепенно эти записи образовали своеобразную хронику государственной и религиозной жизни Города, так называемую Великую летопись, которая была впервые опубликована целиком в 80 книгах в 123 г. Свои записи понтифики вели строго хронологически, только называли события, не описывая их, скрупулезно фиксировали списки магистратов, а основное внимание обращали на природные явления, которые можно было истолковать как предсказания воли богов. Именно такими сведениями Ливий, как правило, открывает и завершает почти каждую из сохранившихся книг его труда (хороший пример - 32, 8-9). Они создают надежную канву римской истории, подтвержденную впоследствии многочисленными данными археологии, нумизматики, лингвистики. Ливий был и остается основным источником по событийной истории Рима республиканского периода.

Совокупность событий сама по себе не складывалась в образ «государства великого, благочестивого и богатого добрыми примерами». Для достижения этой второй своей цели Ливий ведет повествование таким образом, чтобы все проявления социальной розни, столетиями раздиравшей римскую общину, представали каждый раз преодоленными, отступившими на задний план перед гражданской солидарностью - главным, по его мнению, источником непобедимости и величия Рима. Примерами могут служить рассказ о героической защите Рима когортой, составленной из выпущенных на время узников долговых тюрем (2, 24), итог бурных конфликтов при обсуждении закона о допущении плебеев к жреческим должностям: «закон был принят при всеобщем одобрении» (10, 9, 2), описание празднеств после победоносного окончания Второй Пунической войны (см. ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ) (31,4,6) или народного единения при избрании в курульные эдилы (см. ЭДИЛЫ) в 214 г. до н. э. Корнелия Сципиона (см. СЦИПИОН Африканский-старший) (25,2).

Той же цели служат речи, которые Ливий вкладывает в уста своих персонажей. Такого рода речи были обязательны в сочинениях римских историков. В науке нового времени они долго рассматривались как фиктивные. В настоящее время доказано, что в очень многих случаях они восходили к подлинным речам, и роль историка заключалась в стилистической обработке и расстановке акцентов. Это давало Ливию возможность широко использовать их для придания повествованию нужного ему колорита. В сохранившихся 35 книгах содержится 407 речей, во всех 142 книгах их должно было быть, следовательно, примерно 1650, т.е. около 12% текста. В большой степени именно они порождали то впечатление возвышенной обобщенно идеализованной реальности, которое Ливий стремился создать. В качестве примеров можно назвать речь народного трибуна Канулея о допущении браков между патрициями и плебеями (4, 2-5), Фурия Камилла к народу о недопустимости переноса столицы из Рима в Вейи (5, 51-4) или Фабия Максима в сенате против стратегического плана Корнелия Сципиона (28, 40-42).

В основе образа, встающего из сцен народного единения и из речей, -- особые свойства римлян и Рима, которые Ливий считал основополагающими для их истории: гражданская свобода, гарантированная всеобщим подчинением законам; благочестие и верность обрядам, обеспечивающим римской общине покровительство богов; энергия и жизнестойкость, помогающая римлянам никогда не сдаваться и выстоять в любых испытаниях. При описании этих свойств римлян в рассказе Ливия возникает особый тип осмысления, переживания, но и отражения общественной реальности, который носит название культурно-исторического мифа.

Первое из названных выше свойств Рима - единство свободы и подчинения законам - доказывается в тексте Ливия многократно - во введении ко 2 книге, в рассказах о единении патрициев и плебеев (2, 8; 3, 33; 4, 1-4), о подчинении младших по возрасту авторитету старших (26, 22). Возникающий здесь образ законопослушного народа, на этой основе преодолевающего рознь своекорыстных интересов, во многом находился в противоречии с реальностью, пронизанной яростной борьбой социальных групп. Так, бичом римского общества было постоянное расхищение знатью общественного земельного фонда (ager publicus), по замыслу призванного, в частности, обеспечивать участками малоимущих. Ливий об этом знает - см. 2, 41, 2; 4, 51, 6; 6, 5, 3-4, но говорит о подобных фактах мельком, в одной - двух фразах, после которых неизменно следует примирительно-гармонизующее продолжение.

Точно так же обстоит дело с римским благочестием. Ливий бесконечно описывает обряды и жертвоприношения, молебны и знамения, их роль в одержанных победах, благоговейное подчинение им народа и сената, особенно подчеркивая в них нравственный и патриотический элемент. И неизменно игнорирует факты, говорящие о злоупотреблении религиозными обрядами и пророчествами в интересах той или иной правящей клики. Особенно показателен эпизод с Весной Священной в 195-194 до н. э. (34, 44 и след.). Поразительная жизнестойкость и способность, несмотря ни на какие поражения, вновь и вновь начинать войны и никогда в них не сдаваться характеризует римлян на всем протяжении их истории, и Ливий приводит бесчисленный факты, это подтверждающие (5, 32-35; 9, 13; 22, 54 ср. 28, 44 и мн. др.). Он не останавливается, однако, на том, каким чудовищным разрушением производительных сил общества и обнищанием огромных масс из века в век, вплоть до сложения империи, оборачивалось такое упорство римлян. В современной науке эта сторона дела полностью выяснена (см. Toynbee A. Hannibal"s Legacy. L., 1965; Brunt P.A. Italian Manpower 225 B.C. -A.D. 14. Oxford, 1971 pp. 127-155; Заборовский Я. Ю. Очерки по истории аграрных отношений в римской республике. Львов, 1985, сс. 33 и след.).

И тем не менее картина, создаваемая Ливием, - не фикция, а особое отражение исторической реальности. Дело в том, что та достигнутая человечеством стадия развития, на которой находились античный мир вообще и Рим в частности, не знала и не могла знать подлинно динамического развития производительных сил. Основой производства здесь оставалась земля, основой мировоззрения - консервативная верность традиции, основой общественной организации - община. На них была ориентирована система ценностей и норм, предполагавшая солидарность и автаркию общины, восприятие ее как сакральной ценности, принесение себя и своих интересов ей в жертву. Это положение постоянно размывалось поступательным ходом исторического развития и, в силу его соответствия объективно заданному состоянию общества, постоянно регенерировалось и корректировало общественную практику.

Исходные постулаты Ливия были исторически верны: консервативная правовая структура и отношение к общинным нормам как к сакральной ценности, противореча ходу развития, постоянно разлагались, исчезали из жизни, - и постоянно сохранялись в ней, образуя особую историческую реальность - римский миф. Создание римской державы отнюдь не было таким гармоническим процессом, каким стремится подчас представить его Ливий, но включение народов древнего мира в орбиту римской цивилизации и римского права в конечном счете было для многих из них спасительно. Нарушение законов было в Риме постоянной практикой, но выросшее из них римское право - одно из высших достижений европейской культуры, которое до сих пор образует основу юридической структуры большинства стран.

Обогащение одних родов за счет других разлагало архаичное (и то весьма проблематичное) имущественное равенство и общинную солидарность, но законы против роскоши принимались в римской республике систематически и сохраняли значение моральной нормы, зафиксированной в хрестоматиях и сборниках примеров, на которых веками воспитывалось римское юношество. Ливий не любит говорить о том, как обогащались полководцы в ходе войн, а наместники за счет ограбления провинций, но бесчисленные театры, базилики, храмы, водопроводы, переполняющие города Римской державы и составлявшие среду обитания миллионов граждан, в эпоху республики были чаще всего даром полководцев и отстраивались за счет их военной добычи.

Рассказанная Ливием эпопея представляет собой образное, - ибо организованное автором, воссоздание, - ибо опирается на реальные процессы, особого исторического организма, каким была республика Рима. Она предстала как общество, где человек и государство составляли противоречивое, но единое целое. Отношение к Ливию европейской культуры последующих веков было обусловлено именно таким восприятием его труда. Гуманистически-просветительная и революционно-демократическая, тираноборческая традиция черпали в его «Истории» положительный образ общественного устройства, основанного на гражданской ответственности и свободе в рамках закона; академическая наука 19-20 вв. считала его сочинение ненадежным историческим источником, а его самого - писателем более, нежели историком.

Большой энциклопедический словарь

ЛИВИЙ Тит (Titus Livius) (59 до н. э. - 17 н. э.) - римский историк, автор "Римской истории от основания города" (142 кн.: сохранилось 35 - о событиях периода до 293 до н. э. и 218-168 до н. э).

Энциклопедия Кольера

ЛИВИЙ Тит (Titus Livius) (59 до н.э. - 17 н.э.), римский историк, автор Истории Рима от основания города. Родился на севере Италии в городе Патавий (совр. Падуя), в пору наивысшего процветания города - как экономического, так и культурного. Детство и юность Ливия совпали с временем стремительного продвижения Юлия Цезаря к власти и прошли под знаком его галльских походов и последовавших за ними гражданских войн, завершившихся установлением империи под властью Августа. Ливий стоял в стороне от бурных событий эпохи, предпочитая замкнутую жизнь ученого человека. В какой-то достаточно ранний период своей жизни Ливий перебрался в Рим, поскольку здесь находились источники, без которых невозможно было заниматься историей. О частной жизни Ливия мы знаем крайне мало. Известно, что он руководил занятиями будущего императора Клавдия. Большое значение в жизни Ливия занимала его дружба с Августом, который любил Ливия как человека и восхищался его книгой, несмотря на ее республиканский дух. В молодости Ливий писал философские диалоги, которые до нас не дошли, а ок. 26 до н.э. взялся за главный труд своей жизни, Историю Рима. Ливий работал над ним до конца жизни и успел довести изложение до смерти Друза (9 до н.э.). Этот огромный труд состоял из 142 книг, по современным меркам - 15-20 томов среднего размера. Уцелело около четверти, а именно: книги I-X, охватывающие период от легендарного прибытия Энея в Италию до 293 до н.э.; книги XXI-XXX, описывающие войну Рима с Ганнибалом; и книги XXXI-XLV, продолжающие повествование о завоеваниях Рима вплоть до 167 до н.э. Содержание прочих книг мы знаем по краткому их пересказу, составленному позднее. По умонастроению Ливий был склонен к романтизму, и потому в предисловии к Истории он говорит, что целью историка является содействие нравственности. Когда Ливий писал свою книгу, римское общество во многих отношениях переживало упадок, и историк с восхищением и тоской оглядывался на времена, когда жизнь была проще, а добродетель выше. Ценность любого исторического исследования заключается, по Ливию, в его применимости к жизни. Прочтите историю великого народа, призывает он, и вы найдете в ней и примеры, и предостережения. Величие Рима покоилось на строгом следовании долгу как в личной, так и в государственной сфере, а все беды начались с утратой верности установленным правилам. Покорение чужих земель принесло богатство, с богатством возрастала роскошь и терялось уважение к нравственным заветам. К старинным народным легендам Рима, "принадлежащим, - как справедливо отмечает сам Ливий, - скорее к области поэзии, нежели истории", он относился с любовным скептицизмом. Он пересказывает эти сюжеты, зачастую очень добротные, и предлагает читателю самому решать, следует ли им верить. Что касается фактической стороны дела, положиться на него можно далеко не всегда. Ливий не принимает во внимание некоторые важные источники; очень слабы его представления о функционировании государственного механизма, о военном деле. Язык Ливия богат, изящен, в высшей степени красочен, Ливий - художник до мозга костей. Он прекрасно обрисовывает своих персонажей, так что его книга - это галерея ярких, запоминающихся портретов. Ливий великолепный рассказчик, на страницах его книги читатель найдет множество знакомых с детства историй. Здесь и пересказанная Т.Маколеем в стихах легенда о том, как Гораций Коклит в одиночку удержал мост при нападении этрусского царя Порсенны, и повесть о захвате Рима галлами во главе с Бренном, и трагедия Тарквиния и Лукреции, послужившая сюжетом для одной из ранних поэм Шекспира, и рассказ о Бруте-освободителе и о том, как перешла через Альпы армия Ганнибала. Свои сюжеты Ливий излагает немногословно, добиваясь мощного драматического звучания. Ливию свойственна широта, он воздает должное даже врагам Рима. Как и прочие римские авторы, он замалчивает длительный период этрусского господства, но вполне признает величие Ганнибала, самого опасного из врагов Рима. Тем восхищением, которое мы и поныне испытываем к этому великому полководцу, мы обязаны почти исключительно Ливию.

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецова Т.И., Миллер Т.А. Античная эпическая историография. Геродот. Тит Ливий. М., 1984 Тит Ливий. История Рима от основания города. М., 1989-1991

Афоризмы

Ливий Тит (Titus Livius) (59 до н.э. - 17 н.э.)

Римский историк эпохи принципата Августа. Родился в Патавии (Патавиум, современная Падуя). Жил в Риме, пользовался покровительством императора Августа. Всю жизнь посвятил работе над своей "Историей" - изложением мировой истории "от основания Рима". Из 142 книг "Римской истории от основания города" до нас полностью дошли только 35 (события до 293 до н.э. и 218 - 168 до н.э.), в которых верхний временной предел связан с историей 2-й Пунической войны (218 - 201 до н.э.). Был первым крупным римским историком, не обладавшим опытом политика или военачальника. Ход исторических событий объяснял изменением морально-нравственных устоев общества.

Афоризмы, цитаты

Нет такого закона, который удовлетворял бы всех.

Лучше поздно, чем никогда.

Никакое преступление не может иметь законного основания.

Полезные сервисы

ливий тит (titus livius)

Большой энциклопедический словарь

Ли́вий Тит (Titus Livius) (59 до н. э.—17 н. э.), римский историк; автор «Римской истории от основания города» (142 книг; сохранилось 35 — о событиях периода до 293 до н. э. и 218—168 до н. э.).

Полезные сервисы

ливий, тит

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЛИВИЙ Тит (Titus Livius) (59 до нашей эры - 17 нашей эры), римский историк, автор "Римской истории от основания города" (142 книги; сохранились 35 - события до 293 до нашей эры и 218 - 168 до нашей эры).

Полезные сервисы

ливийка

Толковый словарь Ожегова

ЛИВИ́Й-Ы, -цев, ед. -и́ец, -йца, м. Арабский народ, составляющий основное население Ливии.

Орфографический словарь

ливи́йка, -и, род. п. мн. ч. -и́ек

Полезные сервисы

ливийская

Сканворды для слова ливийская

- Пустыня в Африке.

Полезные сервисы

ливийская арабская джамахирия

Орфографический словарь

Ливи́йская Ара́бская Джамахири́я

Полезные сервисы

ливийская война

Энциклопедический словарь

Ливи́йская война́ - смотри Итало-турецкая война 1911-12.

* * *

ЛИВИЙСКАЯ ВОЙНА - ЛИВИ́ЙСКАЯ ВОЙНА́, см. Итало-турецкая война 1911-12 (см. ИТАЛО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1911-12).

Большой энциклопедический словарь

ЛИВИЙСКАЯ война - см. Итало-турецкая война 1911-12.

Полезные сервисы

ливийская пустыня

Энциклопедический словарь

Ливи́йская пусты́ня - северо-восточная часть Сахары, в пределах Ливии, Египта и Судана. 1934 тыс. км2. Крупные оазисы: Сива, Файюм, Джалу, Дахла, Куфра, Фарафра.

* * *

ЛИВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ - ЛИВИ́ЙСКАЯ ПУСТЫ́НЯ, северо-восточная часть Сахары, в пределах Ливии, Египта и Судана. Площадь 1934 тыс. км2 (вторая по величине среди пустынь мира). Крупные оазисы: Сива, Файюм, Джалу, Дахла, Куфра, Фарафра.

Большой энциклопедический словарь

ЛИВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ - северо-восточная часть Сахары, в пределах Ливии, Египта и Судана. 1934 тыс. км². Крупные оазисы: Сива, Файюм, Джалу, Дахла, Куфра, Фарафра.

Полезные сервисы

ливийские языки

Лингвистика

Ливи́йские языки́ -

см. Берберо-ливийские языки.

Полезные сервисы

ливийский

Толковый словарь Ожегова

ЛИВИ́ЙСКИЙ, -ая, -ое.

1. см. ливийцы.

2. Относящийся к ливийцам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Ливии, её территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у ливийцев, как в Ливии. Ливийские арабы (ливийцы). Л. диалект арабского языка. Л. язык (язык племён, населявших Северную Африку (Ливию) в античную эпоху). Ливийская пустыня (северо-восточная часть Сахары). По-ливийски (нареч.).

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к ливийцы, к Ливия.

Орфографический словарь

ливи́йский (от Ли́вия)

Грамматический словарь

ливи́йский п 3a✕~

Полезные сервисы

ливийский монстр

Синонимы к слову ливийский монстр

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ливийский язык

Энциклопедический словарь

Ливи́йский язы́к (восточнонумидийский язык), язык племён, населявших Северную Африку (Ливию) в эпоху античности. Относится к берберо-ливийским языкам. Древнейшие надписи II-I вв. до н. э. (ливийский консонантный алфавит).

* * *

ЛИВИЙСКИЙ ЯЗЫК - ЛИВИ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К, язык племен, населявших Сев. Африку (Ливию) в эпоху античности. Относится к берберо-ливийским языкам (см. БЕРБЕРО-ЛИВИЙСКИЕ ЯЗЫКИ). Древнейшие надписи 2-1 вв. до н. э. (ливийский консонантный алфавит).

Большой энциклопедический словарь

ЛИВИЙСКИЙ язык - язык племен, населявших Сев. Африку (Ливию) в эпоху античности. Относится к берберо-ливийским языкам. Древнейшие надписи 2-1 вв. до н. э. (ливийский консонантный алфавит).

Лингвистика

Ливи́йский язы́к -

см. Восточнонумидийский язык.

Полезные сервисы

ливийско-египетский

Слитно. Раздельно. Через дефис

ливи/йско-еги/петский

Полезные сервисы

ливийское письмо

Лингвистика

Ливи́йское письмо́ -

консонантное письмо, одно из древнейших в

Африке. Генетически восходит к семитским квазиалфавитным системам

письма (большее сходство с южносемитской, нежели с финикийской

разновидностью; см. Западносемитское

письмо); все памятники - на берберо-ливийских языках.

Наиболее ранняя из датированных разновидностей -

восточнонумидийское письмо (нумидийское, восточноливийское,

массилийское; см. Восточнонумидийский

язык): в одной из двух ливийско-пунических билингв из Тугги (совр.

Дугга в Тунисе) упомянуты события 2 в. до н. э. Помимо этих двух и

нескольких одноязычных надписей «монументального» стиля с горизонтальным

расположением строк при направлении письма справа налево имеется два

десятка ливийско-пунических и ливийско-латинских

билингв и более тысячи одноязычных эпитафий с вертикальным направлением

строк, читающихся, как правило, снизу вверх при направлении письма то

справа налево, то слева направо (что затрудняет дешифровку) и содержащих много собственных имён и мало лингвистической

информации.

К рубежу нашей эры относят западнонумидийское (мавританское,

западноливийское, мазезилийское) письмо, дешифровкой которого занимался

Ю. Н. Завадовский; этим и несколько более поздним временем датируются

выделяемые А. Ю. Милитарёвым в феззанско-триполитанскую разновидность

Л. п. надписи на могильниках в районе Джермы (древняя Гарама) в Феццане

(Феззан) и в развалинах языческого храма в Триполитании (совр.

Ливия).

Л. п. выполнены многочисленные недатированные и недешифрованные

наскальные надписи в Сахаре и Ливийской пустыне; часть этих надписей,

которым приписывают позднее (после 7-8 вв.) происхождение, может

восходить к 1‑му тыс. до н. э. К Л. п. относятся наскальные надписи на

Канарских островах, главным образом на о. Иерро.

За исключением восточнонумидийского письма, дешифрованного в общих

чертах (фонетическое значение для ряда знаков

установлено приблизительно; один знак не прочитан), единственной хорошо

изученной разновидностью Л. п. является современный туарегский алфавит - тифинаг, имеющий

варианты у различных племён и используемый в хозяйственных и, возможно,

культовых целях, а также для переписки. Сходство отдельных знаков,

отсутствующих в других разновидностях Л. п., указывает на происхождение

тифинага из феззанско-триполитанского письма. Трудность дешифровки

усугубляется наличием в разновидностях Л. п. одинаковых или сходных

знаков с разными фонетическими значениями.

Сходство знаков ливийского и семитского письма

Ливийское письмо

/>

Звёздочкой (*после знака) помечены наиболее сходные с

ливийскими знаки семитского письма, представляющие собой редкие,

производные или зарегистрированные на позднем этапе развития письменной

системы варианты.

Специфическое сходство знаков ливийского и

финикийского письма

Ливийское письмо

/>

Специфическое сходство знаков ливийского и

южносемитского письма

Ливийское письмо

/>

Звёздочкой (*после знака) помечены наиболее сходные с

ливийскими знаки семитского письма, представляющие собой редкие,

производные или зарегистрированные на позднем этапе развития письменной

системы варианты.

Ливийское письмо

/>

Образец ливийского письма из Триполитании.

Долгопольский А. Б., Нумидийское (восточноливийское) письмо

Северной Африки, в кн.: Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки, М.,

1976;

Фридрих И., История письма, пер. с нем., М., 1979;

Завадовский Ю. Н., Западноливийский язык, в кн.: Africana. Африканский этнографический сборник XII, Л.,

1980;

Chabot J. B., Recueil des inscriptions libyques,

P., 1940;

Basset A., Écritures libyques et

touarègues, в его кн.: Articles de dialectologie

berbère, P., 1959;

Brogan O., Inscriptions in the Libyan

alphabet from Tripolitania and some notes on the tribes of the

region, в кн.: Hamito-Semitica. Proceedings of a

colloquium, 1970, The Hague, 1975;

Daniels Ch., An ancient people of the

Libyan Sahara, там же;

Prasse K.-G., Manuel de grammaire touarègue, 1-3,

Kbh., 1972.

А. Ю. Милитарёв.

Полезные сервисы

ливийцы

Толковый словарь Ожегова

ЛИВИ́ЙЦЫ, -цев, ед. -иец, -йца, муж. Арабский народ, составляющий основное население Ливии.

| жен. ливийка, -и.

| прил. ливийский, -ая, -ое.

Словарь существительных

ЛИВИ́ЙЦЫ, -ев, мн (ед ливи́ец, -ви́йца, м).

Арабский народ, составляющий основное население Ливии, государства в Северной Африке, у Средиземного моря; люди, принадлежащие к этому народу; офиц. яз. - арабский; верующие - мусульмане-сунниты.

// ж ливи́йка, -и, мн род. -ви́ек, дат. -ви́йкам.

Ливийцы - это арабы, смешавшиеся с коренным населением - берберами, значительную часть которых составляют кочевники.

Энциклопедический словарь

ЛИВИ́ЙЦЫ -ев; мн. Нация арабской языковой группы, составляющая основное население Ливии; представители этой страны.

Ливи́ец, -ви́йца; м. Ливи́йка, -и; мн. род. -ви́ек, дат. -ви́йкам; ж. Ливи́йский, -ая, -ое.

* * *

ливи́йцы (ливийские арабы), народ, основное население Ливии (4,16 млн. человек.). Общая численность 4,18 млн. человек. (1995). Говорят на ливийском диалекте арабского языка. Верующие - мусульмане-сунниты.

* * *

ЛИВИЙЦЫ - ЛИВИ́ЙЦЫ (ливийские арабы), народ, основное население Ливии (4,16 млн. человек). Общая численность 4,18 млн. человек (1992). Говорят на ливийском диалекте арабского яз. Верующие - мусульмане-сунниты.

Большой энциклопедический словарь

ЛИВИЙЦЫ (ливийские арабы) - народ, основное население Ливии (4,16 млн. человек). Общая численность 4,18 млн. человек (1992). Говорят на ливийском диалекте арабского яз. Верующие - мусульмане-сунниты.

Академический словарь

-ев, мн. (ед. ливи́ец, -ви́йца, м.; ливи́йка, -и, мн. ливи́йки, -ви́ек, -ви́йкам, ж.).

Нация, основное население Ливии, а также лица, относящиеся к этой нации.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЛИВИЙЦЫ (арабы Ливии) - народ общей численностью 4180 тыс. чел., основное население Ливии (4160 тыс. чел.). Другие страны расселения: Испания - 12 Германия - 8 тыс. чел. Язык - Арабский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.

Орфографический словарь

ливи́йцы, -ев, ед. ч. -и́ец, -и́йца, твор. п. -и́йцем

Полезные сервисы