Лоре́нцо Ва́лла (Lorenzo Valla) (1405 или 1407 - 1457), итальянский гуманист. Доказал подложность «Константинова дара». Приверженец философии и этики Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков.
* * *
ЛОРЕНЦО ВАЛЛА - ЛОРЕ́НЦО ВА́ЛЛА (Lorenzo Valla) (1405 или 1407-57), итальянский гуманист. Доказал подложность «Константинова дара» (см. КОНСТАНТИНОВ ДАР). Приверженец философии и этики Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков.
* * *
ЛОРЕ́НЦО ВА́ЛЛА (Lorenzo Valla) (ок. 1407, Рим - 1 августа 1457, там же), итальянский гуманист эпохи Возрождения, филолог, философ, один из создателей метода историко-филологической критики текстов.
Годы становления
Происходил из семьи римского юриста, служившего в папской курии. Университетского образования, по-видимому, не получил, но уже в юности в совершенстве овладел латинским языком, изучал греческий, с увлечением занимался риторикой и филологией. Общался с кругом римских гуманистов, служивших в папской курии. В 1429-33 в Павии, где преподавал риторику сначала в частной школе, затем (1431-33) в университете. Закончил свое главное сочинение «О наслаждении» (1431, во второй редакции под названием «О наслаждении как истинном благе», 1432), построенное в форме диалога между эпикурейцем, стоиком и христианином. В Павии же Валла приступил к созданию трактата «О красотах латинского языка» (1444).
В Неаполе (1435-47)
В 1435 Валлу пригласил к себе на должность секретаря неаполитанский король Альфонс Арагонский, покровительствовавший гуманистам. Здесь он в 1439-40 написал философский трактат «О свободе воли» (опубликован 1482), где утверждал, что, несмотря на последствия первородного греха человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом. Его антисхоластическое сочинение «Диалектические опровержения аристотеликов» было опубликовано в 1499. В ситуации противоборства Альфонса Арагонского и папы Евгения IV возникли такие антиклерикальные сочинения Валлы, как написанный в 1439-43 диалог «О монашеском обете» (опубликован в 1869), содержавший критику самого института монашества, и прежде всего «Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина» (написано в 1440, издано в 1517), ставшее образцом исторической критики текста. Опираясь на данные латинского языка, истории, археологии, географии, нумизматики, Валла доказал подложность документа, в течение многих веков служившего обоснованием притязаний пап на светскую власть. В 1444 Валла был привлечен к инквизиционному суду, но его спасло заступничество Альфонса Арагонского. В том же году он выступил с защитой своих взглядов в «Апологии против клеветников» (1543). По заказу короля он написал в 1445-46 исторический труд «О деяниях Фердинанда, короля Арагона» (1520), посвященный правлению отца Альфонса.
Возвращение в Рим
Возвратившись при папе Николае V в Рим, Валла получает в 1448 должность секретаря в курии, в 1450 начинает преподавать риторику в Римском университете. Он переводит с греческого сочинения историков Фукидида (см. ФУКИДИД) и Геродота (см. ГЕРОДОТ) и осуществляет критическое сопоставление греческого текста Нового Завета с его латинским переводом («Примечания к Новому Завету», 1505).
Лоренцо Валла
(1405 или 1407-1457 гг.) гуманист, филолог, историк и философ
Благоразумие… заключается в том, чтобы уметь предвидеть выгодное для себя и избегать невыгодного.
Жить среди ненависти подобно смерти.
…Наслаждение - это благо, к которому повсюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела…
Ничто более не сохраняет жизнь, чем наслаждение с помощью органов вкуса, зрения, слуха, обоняния, осязания, без чего мы не можем жить.
Только то надо называть пользой, что или лишено ущерба, или, по крайней мере, больше, чем ущерб…