Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лукач (lukacs) дьердь

Большой энциклопедический словарь

ЛУКАЧ (Lukacs) Дьердь (1885-1971) - венгерский литературовед и философ. Ученик Г. Зиммеля. От неокантианства перешел к гегелевской философии ("Теория романа", 1920) и затем к марксизму ("История и классовое сознание", 1923); оказал влияние на становление франкфуртской школы. С 1918 член КП Венгрии, в 1919 нарком просвещения Венгерской советской республики. С 1929 в Москве, с 1945 в Венгрии. В 1956 входил в правительство Имре Надя. Основные труды по марксистской эстетике, литературоведению, истории философии.

Полезные сервисы

лукач дьёрдь

Энциклопедический словарь

Лу́кач Дьёрдь (Lukács) (1885-1971), венгерский литературовед и философ. Ученик Г. Зиммеля. От неокантианства перешёл к гегелевской философии («Теория романа», 1920) и затем к марксизму («История и классовое сознание», 1923); оказал влияние на становление франкфуртской школы. С 1918 член КП Венгрии, в 1919 нарком просвещения Венгерской советской республики. С 1929 в Москве, с 1945 в Венгрии. В 1956 входил в правительство Имре Надя. Основные труды по марксистской эстетике, литературоведению, истории философии.

* * *

ЛУКАЧ Дьердь - ЛУ́КАЧ (Lukacs) Дьердь (1885-1971), венгерский литературовед и философ. Ученик Г. Зиммеля (см. ЗИММЕЛЬ Георг). От неокантианства перешел к гегелевской философии («Теория романа», 1920) и затем к марксизму («История и классовое сознание», 1923); оказал влияние на становление франкфуртской школы. С 1918 член КП Венгрии, в 1919 нарком просвещения Венгерской советской республики (см. ВЕНГЕРСКИЕ СОБЫТИЯ 1956). С 1929 в Москве, с 1945 в Венгрии. В 1956 входил в правительство Имре Надя (см. НАДЬ Имре) . Основные труды по марксистской эстетике, литературоведению, истории философии.

* * *

ЛУ́КАЧ (Lukacs) Дьердь (Георг) (13 апреля 1885, Будапешт - 4 июня 1971, там же), венгерский философ, литературовед.

Вехи жизни

Родился в состоятельной еврейской семье (отец - директор банка). Окончил протестантскую гимназию. Учился в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга, изучая преимущественно литературу, эстетику и философию. Материальная поддержка отца дала ему возможность посвятить себя интеллектуальным исканиям, неизменно окрашенным гуманизмом и историческим оптимизмом, стать антикапиталистическим, а затем и марксистским теоретиком.

Участвуя в деятельности театрального общества, призванного пропагандировать лучшие произведения венгерской и мировой литературы и привлечь в театр рабочих, выступал как драматург, режиссер, переводчик. Был непримиримо-критически настроен по отношению к социальной действительности Австро-Венгрии с ее дворянско-буржуазными порядками, капиталистическому обществу в целом. Восторженно встретил Октябрьскую революцию в России, увидев в ней начало преодоления буржуазного общества, одновременно осудив радикальные политические методы большевиков. Испытал влияние ультралевых и анархистских идей, исходил из мессианского призвания пролетариата, призванного, на его взгляд, переустроить мир и, в особенности, общественное сознание. Ориентируясь на этический идеал, был настроен морализаторски.

Сразу же после создания в 1918 коммунистической партии Венгрии вступил в нее, в Венгерской советской республике (см. ВЕНГЕРСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1919 (ВСР)) был наркомом просвещения, политическим комиссаром одной из дивизий венгерской Красной армии. После падения Венгерской республики был дважды заочно приговорен хортистским судом к повешению, эмигрировал в Вену. Участвовал в международном коммунистическом движении, примыкая к ультралевому крылу в Коминтерне. В то время он полагал необходимым радикальный разрыв со всеми институтами и традициями буржуазного общества, за что был даже подвергнут критике В. И. Лениным (см. ЛЕНИН Владимир Ильич).

С 1929 по 1933 жил в Берлине, исключая период пребывания в Москве в 1930-31 (работал в институте Маркса, Энгельса, Ленина), где он вступил в члены ВКП(б). В 1931-33 вел партийную работу в Германии, участвовал в эстетических дискуссиях с Б. Брехтом (см. БРЕХТ Бертольт), В. Бределем (см. БРЕДЕЛЬ Вилли), А. Зегерс (см. ЗЕГЕРС Анна) и др. Переехав в Москву, с 1933 работал в Институте философии.

Во время войны вел антифашистскую пропаганду в печати и на радио. В 1945 вернулся на родину, стал профессором Будапештского университета, работал над возрождением культуры новой Венгрии. Во время событий 1956 (см. ВЕНГЕРСКИЕ СОБЫТИЯ 1956), критически относясь к сталинистским порядкам в Венгрии, отчасти поддержал восставших и временно вошел в правительство Имре Надя (см. НАДЬ Имре); был в опале, из которой вышел только в последние годы жизни.

Труды и идеи

Развитие мысли Лукача было сложным и замысловатым. В начале своего интеллектуального пути находился под сильным влиянием Канта (см. КАНТ Иммануил) и неокантианства (М. Вебер (см. ВЕБЕР Макс), Г. Риккерт (см. РИККЕРТ Генрих)), «философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ) » (В. Дильтей (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), Г. Зиммель (см. ЗИММЕЛЬ Георг)), С. Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен), чьими импульсами были пронизаны его первые произведения, посвященные эстетической проблематике: сборник статей «Душа и формы» (1910), труды «Социология современной драмы» (1910), «Гейдельбергская эстетика» (1916-18) и др. В середине 10-х годов испытал сильное влияние философии Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) и неогегельянства, восприняв их сквозь призму фихтеанства, обращается одновременно к изучению марксизма (см. МАРКСИЗМ) . Это отметило его написанную в 1914-16 работу «Теория романа. Опыт исторического исследования форм эпоса» (1920), в центре внимания которой были связь литературы с общественной жизнью, историзм искусства и его социально-практическая обусловленность. Лейтмотивом его работ была критика буржуазной культуры и цивилизации, находящихся, на его взгляд, в кризисе.

В 1923 был опубликован сборник написанных в 1918-22 статей «История и классовое сознание». Критиковал теоретиков II Интернационала (К. Каутского (см. КАУТСКИЙ Карл) и др.), трансформировавших марксизм в экономический детерминизм и пытавшихся соединить его с позитивизмом, кантианством и т.д. Лукач реабилитировал гегелевскую диалектику и исследовал ее фундаментальное значение для философии марксизма, для чего, в частности, предлагал заимствовать гегелевскую концепцию «тотальности». Рассмотрел классовую борьбу пролетариата, характеризуя его как подлинный «субъект-объект» истории, социалистическую революцию, которые должны преодолеть повсеместно присущее буржуазному обществу «овеществление», под которым понимал товарный фетишизм и отчуждение, в духе синтеза марксизма и гегельянства. Как и Гегель, считал диалектику атрибутом общества и отрицал ее в природе. Эта работа сделала его широко известным в Европе интеллектуалом и инициировала полемику среди марксистов, в СССР взгляды Лукача были подвергнуты критике. Она оказала интенсивное воздействие на философскую мысль западной левой интеллигенции в 20-30 и в 60-70 годы, в особенности на франкфуртскую школу (см. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА) социальной философии (Г. Маркузе (см. МАРКУЗЕ Герберт), Т. Адорно (см. АДОРНО Теодор), М. Хоркхаймер (см. ХОРКХАЙМЕР Макс) и др.), а также на экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) (М. Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин), М. Мерло-Понти (см. МЕРЛО-ПОНТИ Морис), Ж. П. Сартр (см. САРТР Жан Поль) и др.). Впоследствии, уже в 30-е годы, Лукач признал многие идеи этого произведения ошибочными и отказался от них.

В работе «Ленин. Исследовательский очерк взаимосвязи его идей» (1924), обнаруживающей стремление Лукача исходить из марксистской парадигмы, характеризовал систему взглядов вождя Октябрьской революции как принципильное развитие марксизма, имеющее универсальное значение.

В сборниках «Литературные теории XIX в. и марксизм» (1937) и «К истории реализма» (1939) рассмотрел эстетические взгляды Маркса (см. МАРКС Карл), проанализировал с позиций марксизма творчество Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Бальзака (см. БАЛЬЗАК Оноре де), Гейне (см. ГЕЙНЕ Генрих), Л. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) и др. В центре внимания Лукача было отражение сложности и диалектичности материалистически понимаемого общественного сознания и искусства, прежде всего, и, в связи с этим, критика вульгарно-социологического подхода в литературоведении (В. М. Фриче (см. ФРИЧЕ Владимир Максимович) и др.)

Из-под его пера вышел ряд работ, направленных против фашизма: «Как Германия стала центром реакционной идеологии?» (1942), «Как возникла в Германии фашистская философия?» (1943) и т. д.

В 1944 защитил в качестве докторской диссертации работу «Молодой Гегель» (написана в 1938, опубликована в 1948). Лукач видел в Гегеле наиболее выдающегося мыслителя буржуазного общества, осмыслившего его поступательное развитие, увенчавшееся промышленной революцией в Англии и Великой французской революцией (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Акцентировал влияние английской политэкономии на философию Гегеля. Дал марксистскую интерпретацию начальных этапов его творчества, детально рассмотрев взаимосвязь философских, экономических и социально-политических взглядов Гегеля.

Создал труд «Разрушение разума» (1954), посвященный жесткой и непримиримой критике послегегелевской философии и социологии, которым он ставил в вину прогрессирующий отказ от рациональности; в духе времени односторонне и упрощенно определил их как «реакционные» и выступающие в роли предтечи фашистской идеологии.

В большом труде «Своеобразие эстетического» (1965) предложил вариант марксистской эстетики. Искусство играет «дефетишизирующую» роль, содействуя освобождению от «овеществленных» общественных отношений, посредством «мимесиса» и «катарсиса» способствуя развитию человека, отражению и преобразованию им действительности. Диалектично понимаемый реализм (Бальзака (см. БАЛЬЗАК Оноре де), Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) и др.) рассматривал как наиболее развитый художественный метод, рассматривал модернизм и натурализм как разложение искусства.

В ряде статей стремился обобщить развитие социалистических стран, критиковал Сталина (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович) и «сталинизм» за вульгаризацию марксизма, отход от его принципов, что, в частности, проявлялось в «приоритете тактики», в конъюнктурном прагматизме и склонности к субъективизму. В оценке деятельности Сталина позиция Лукача была двойственно-диалектичной: признавая обусловленность многих сторон его политики историческими обстоятельствами и эпохой, в то же время отмечал огромный ущерб, нанесенный ею социализму. Стремился найти альтернативу как буржуазному обществу, так и «неосталинизму», ратуя за «радикальный разрыв с бюрократическими антидемократическими традициями сталинизма», «радикальные критические реформы», которые должны были бы обновить страны социалистического лагеря.

Философским итогом его жизни была большая и незаконченная рукопись «К онтологии общественного бытия» (1976), в которой он попытался создать марксистскую онтологию (см. ОНТОЛОГИЯ) , оперевшись на аутентичную философию Маркса. Историчное, процессуальное социальное бытие, продуцируемое субстанцией всех социальных явлений - общественным трудом, общественной производственной практикой - находится в центре внимания мыслителя. Дифференцировал философские взгляды Маркса и Энгельса, критикуя последнего за упрощения и чрезмерное гегельянство. Возлагал надежды на «ренессанс марксизма». Основательной, «снимающей» критике подвергнул всю домарксистскую и немарксистскую философию.

Концептуальная насыщенность философских произведений Лукача, оснащенных высочайшей эрудицией, была орнаментирована усложняющими восприятие громоздким и тяжеловесным стилем, перегруженным «многоэтажными» грамматическими конструкциями и изощренным понятийно-категориальным аппаратом.

Полезные сервисы

лукач, дьёрдь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Лукач, Дьердь

ЛУКАЧ (Lukacs) Дьердь (1885 - 1971), венгерский литературовед и философ. Ученик Г. Зиммеля. От неокантианства перешел к гегелевской философии ("Теория романа", 1920) и затем к марксизму ("История и классовое сознание", 1923). В 1919 нарком просвещения венгерской советской республики. С 1929 в Москве, с 1945 в Венгрии. В 1956 входил в правительство Имре Надя.

Полезные сервисы

лукачев

Словарь русских фамилий

ЛУТОВИНОВ ЛУКАЧЕВ ЛУКАШЕВ ЛУКАШЕНКО ЛУКАШИН ЛУКАШОВ ЛУКИН ЛУКИНОВ ЛУКИНЫХ ЛУКОНИН ЛУКУТИН ЛУКШИН ЛУКЬЯНОВ ЛУНИН ЛУНЬКИН ЛУТОВИН ЛУТОНИН ЛУТЬЯНОВ ЛУКАШЕВИЧ ЛУКАШКИН ЛУКАШОНОК ЛУКИНСКИЙ ЛУКИЧЕВ ЛУКОЯНОВ ЛУКЬНЕНКО ЛУКЬЯНЦЕВ ЛУКЬЯНЧЕНКО ЛУТОВИНОВ ЛУКАНИН ЛУКА ЛУКАШ ЛУКАШУК ЛУКАЩУК ЛУКИЯНЧУК ЛУКЬЯНЕЦ ЛУКЬЯНЦЕВ ЛУКЬЯНЧУК ЛУКЬЯНЧИКОВ ЛУНИЧКИН ЛУНЧЕНКОВ

Эти фамилии образованы от имен Лука (с лат. - "светоносный) и Лукьян (с лат. - "сын Луки, светлый). Луконя, Лукута, Лутоня, Лутоха - уменьшительные формы имен Лука, Лукьян.

Лукша из канонического мужского имени Лукиан (повседневно - Лукьян) с суффиксом -ш-(а), как Ваньша, Никша и другие просторечные образования. Сочетаник -кшин характерно для сверо-западных районов. (см. Акиншин)

. Веротная основа ее имя Лунча Луня Лукаин. Суффикс -енков характерен или для русифицированных украинских фамилий (Лунченко), или для русских, распостраненных на юге Россиии, в районах, приграничных с Украиной.

Фамилия Лукманов может иметь и другое происхождение. См. Лукманов.

Полезные сервисы