м.
Философское и социально-политическое, созданное К. Марксом в содружестве с Ф. Энгельсом, учение о законах развития общества, о неизбежности его революционного преобразования через диктатуру пролетариата в бесклассовое коммунистическое общество.
м.
Философское и социально-политическое, созданное К. Марксом в содружестве с Ф. Энгельсом, учение о законах развития общества, о неизбежности его революционного преобразования через диктатуру пролетариата в бесклассовое коммунистическое общество.
МАРКСИ́ЗМ, марксизма, мн. нет, муж. система взглядов и учения Маркса - Энгельса, теория научного коммунизма, основоположниками которой являются Маркс и Энгельс и дальнейшим развитием которой является ленинизм. - Марксизм не есть только теория социализма, это есть цельное мировоззрение, философская система, из которой логически вытекает пролетарский социализм Маркса. «Эта философская система называется диалектическим материализмом.» Сталин. «Марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса.» Сталин.
• Легальный марксизм - см. легальный.
МАРКСИ́ЗМ, -а, муж. Созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом учение о законах общественного развития, о неизбежности социалистической революции, практическое применение этого учения.
| прил. марксистский, -ая, -ое.
МАРКСИ́ЗМ, -а, м
Учение о законах общественного развития, о неизбежности социалистической революции, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом.
В первые послереволюционные годы в «Еженедельнике ВЧК», «Красном мече» и «Красном терроре» открыто дискутировалась применимость пыток с точки зрения марксизма (Солж.).
МАРКСИ́ЗМ -а; м. Учение о законах общественного развития, доказывающее историческую неизбежность смены капитализма коммунистической формацией в результате социалистической революции (теория создана К. Марксом и Ф. Энгельсом в 19 в.).
◁ Маркси́стский (см.).
* * *
маркси́зм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенный исторический тип общества -общественно-экономическую формацию. Развитие и смена первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетённых классов - движущая сила истории, а её высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создаёт мощные стимулы развития общества и в условиях которой созревает пролетариат, призванный свергнуть господство буржуазии, установить свою власть и осуществить переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).
Марксизм стал идеологической основой социально-демократического движения, которое с начала XX в. разделилось на революционное (В. И. Ленин, Р. Люксембург и др.) и реформистское (Э. Бернштейн, австромарксизм и др.) течения (см. Реформизм, Социализм). После Октябрьской революции 1917 в России догматизированный марксизм, став государственной идеологией (так называемый марксизм-ленинизм), был поставлен на службу коммунистическому режиму. В XX в. на Западе критика капиталистического общества получила развитие в различных направлениях неомарксизма (франкфуртская школа, новые левые и др.).
* * *
МАРКСИЗМ - МАРКСИ́ЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс (см. МАРКС Карл) и Ф. Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих). Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг) и др.), английской политэкономии (Смит (см. СМИТ Адам), Рикардо (см. РИКАРДО Дэвид) и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон (см. СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа), Фурье (см. ФУРЬЕ Жан Батист Жозеф) и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм (см. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ), теорию прибавочной стоимости (см. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ) и учение о коммунизме (см. КОММУНИЗМ). Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы (см. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ), которые являются базисом, определяют производственные отношения (см. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ), формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, то есть надстройку. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию (см. ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ); их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов (см. КЛАССЫ) - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция (см. РЕВОЛЮЦИЯ). Капитализм (см. КАПИТАЛИЗМ) - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса (см. ПРОГРЕСС (направление развития)). В условиях капитализма созревает пролетариат (см. ПРОЛЕТАРИАТ (рабочий класс)), свергающий господство буржуазии (см. БУРЖУАЗИЯ) и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности). См. также Социализм (см. СОЦИАЛИЗМ)
Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов (см. АНТАГОНИЗМ), классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности (см. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ) как основы гражданского общества (см. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО), романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ); отвергалась общечеловеческая нравственность (см. НРАВСТВЕННОСТЬ). Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное (В. И. Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) и др.) и реформистское (Э. Бернштейн (см. БЕРНШТЕЙН Эдуард) и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму (см. ТОТАЛИТАРИЗМ). Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки.
МАРКСИЗМ - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство.
Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности). См. также Социализм Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки.
-а, м.
Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о наиболее общих законах развития природы и общества, о революции угнетенных и эксплуатируемых масс, о победе социализма и строительстве коммунизма.
МАРКСИ́ЗМ - система полит., филос. и экон. взглядов, развитых К. Марксом и Ф. Энгельсом в их осн. трудах: "Немецкая идеология", "К критике полит. экономии", "Манифест Коммунистич. партии", "Капитал", "Развитие социализма от утопии к науке", "Л. Фейербах и конец нем. классич. философии" и др. Формирование М. проходило в усл. утверждения капитализма, обострения классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией, выхода на политич. арену широких нар. масс, что нашло свое выражение в бурж.-дем. рев-циях 1848-49 в Германии, во Франции и Италии. Возникнув на основе критич. усвоения достижений передовой обществ. мысли - нем. философии, англ. полит. экономии и франц. социализма, М. выработал материалистич. концепцию понимания истории. Рассматривая развитие об-ва как процесс смены ист. фаз, обществ.-экон. формаций, М. пришел к выводу, что "способ пр-ва матер. жизни обусловливает социальный, полит. и дух. процессы жизни вообще" (Маркс, Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6-7). Определяя сущность человека как "совокупность всех обществ. отношений" (Соч. Т. 3. С. 3.), М. исходил из признания решающей роли его трудовой деят-ности, развил теорию "отчужденного труда", согласно к-рой рабочий отчуждает себя не только в продукте труда, но также "в самом акте пр-ва" (Соч. Т. 42. С. 90). М. раскрыл характер получения прибав. стоимости, дал глубокий анализ зар. платы как превращенной формы стоимости и цены специфич. товара - раб. силы. Социальные противоречия капит. об-ва сер. 19 в. были столь разительны, что взаимоотношения его осн. классов представлялись Марксу и Энгельсу непримиримыми, и они выдвинули гл. задачей "вырабатывать у рабочих возможно более ясное сознание враждебной противоположности между буржуазией и пролет". (Соч. Т. 4. С. 459). Сделав вывод об ист. преходящем характере капитализма, М. выдвинул положение о том, что только пролет. рев-ция устраняет всякую частную собственность, уничтожает подневольный труд, закладывает основы для бесклас. об-ва. В предсказанных М. чертах этого нового общ-ва содержались также и эл-ты социальной утопии. Маркс и Энгельс предсказывали, что коммунистич. рев-ция произойдет одновременно во всех цивилизов. странах, т. е. по кр. мере в Англии, Америке, Франции и Германии. При этом они подчеркивали, что "рев-ции нельзя делать предумышленно и по произволу и что рев-ции всегда и везде являлись необх. следствием обстоятельств" (Соч. Т. 4. С. 334-335). Вместе с тем М. признавал и активную роль науч. теории, обществ. сознания, интересов людей в преобразовании мира. М. оказал глубокое воздействие на полит. и филос. мысль, на рабочее движение, заложил основы для междунар. объединения пролетариата, создав 1-й Интернационал (1864-76). Однако в дальнейшем мн. положения М., отражавшие реалии капит. об-ва 19 в., были механистически перенесены на совр. капитализм, что приводило к неадекватным выводам об исчерпании им своего потенциала. Абсолютизация роли рев. насилия и диктатуры пролет. также сузила возможности творч. применения М. к ист. действительности. Нек-рые из высказанных основоположниками М. идей относительно будущего устройства коммунистич. об-ва и принципов его функционирования были некритически использованы в России после Окт. рев-ции. Пропаганда М. в России связана с деят-ностью группы "Освобождение труда", а затем РСДРП.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1-50. М., 1955-81. История марксизма-ленинизма: Формирование, развитие и распространение марксизма, утверждение его в рабочем движении. М., 1986.
МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они разработали материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории (смотри Диалектический материализм, Исторический материализм), теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Взаимодействие этих сфер образует формации общественно-экономические, смена которых определяет процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, ее высшее выражение - социальная революция. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии, устанавливающий свою власть и осуществляющий переход к коммунизму.
Марксизм стал важной вехой в развитии социальной мысли 19 в. В то же время в нем абсолютизируется роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицается возможность прогрессивной эволюции буржуазного общества, романтизируется историческая роль пролетариата, утверждается необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, с начала 20 в. разделившегося на революционное течение (В.И. Ленин и другие), в котором возобладало крайне левое истолкование марксизма, и реформистское течение (Э. Бернштейн и другие), подвергшее критике теоретические положения марксизма и отказавшееся от его основных положений. После Октябрьской революции в России марксизм стал государственной идеологией, подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.
Марксизм, а, м.
Учение КМаркса и Ф.Энгельса о наиболее общих законах развития природы и общества, о революции угнетенных масс, о победе социализма и коммунизма.
• Марксизм - положительная наука, учение о действительности, философия исторической обстановки. Пастернак, 199.
* Марксизм - не догма, а руководство к действию. Полит.
Афоризм из письма Ф.Энгелъса к ФЛ.Зорге от 29 ноября 1886 г.: "Они (немцы) в большинстве случаев не понимают этой теории и рассматривают ее доктринерски и догматически, как нечто пигкое, что надо выучить наизусть, и тогда уж этого достаточно на все случаи жизни. Аля них это догма, а не руководство к действию" (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 36, 488).
• Марксизм - не догма, а руководство к действию. МАС, т. 1, 378. Передо мной не "белый лист". До меня этого человека в своем воображении создал и запечатлел на бумаге литератор. И, хотя, как говорят, пьеса не догма, а руководство к действию, но руководство бывает разное. Мне повезло. Я встретилась с большой литературой. ЛГ, 07.03.84.
МАРКСИЗМ -
теория Маркса и Энгельса и так называемый диалектический и исторический материализм, возникший на базе их творчества. Как политическая реальность, марксизм отождествляется с историей социалистических стран (Россия - СССР с 1917 по 1991 г.г., Восточная Европа с 1945 г., Китай с прихода к власти Мао в 1949 г., некоторые страны «третьего мира»). Что касается доктрины, здесь под марксизмом обычно понимают приложение диалектического материализма к историческим и социальным феноменам (исторический материализм): марксизм объясняет историческое развитие, эволюцию общества, исходя из экономической реальности.
Эта теория, изложенная в «Капитале» - основополагающем сочинении Маркса, предсказывает социальную революцию в наиболее развитых индустриальных странах, т.е. прежде всего в Англии, затем в Германии и Франции. Однако эта так называемая «пролетарская революция» имела место прежде всего в России. Ленин дополнил в этом пункте марксизм, показав и предсказав несколько иную перспективу - революцию в отсталых и преимущественно аграрных странах. Работы Ленина стали руководством к действию при революциях и общественном переустройстве в таких странах (Рос- сия, Китай, Югославия, страны народной демократии и т.д.). С философской точки зрения, марксизм - позиция всякой «действенной» мысли, исходящей из главной аксиомы Маркса о необходимости революционного изменения мира, общества на коммунистических началах. Но чтобы изменить мир и человека, надо хорошенько их познать в конкретных исторических параметрах. В ходе истории произошло постепенное исчезновение классовой борьбы, по крайней мере в том виде, в каком она существовала в конце 19 в. Повсеместное распространение средних классов в современном обществе привело к тому, что теперь практически все граждане живут за счет своего труда; наконец, эволюция и коммунистических, и так называемых «капиталистических» способов правления - все это обеспечило тот факт, что марксизм как философия истории предстает сегодня не столько в роли реального исторического закона, сколько в качестве еще одной теории. Зато марксизм в качестве социологического анализа продолжает развиваться и ориентируется теперь на «критику повседневной жизни», анализирующую и разоблачающую все формы «отчуждения», имеющие место в, современном обществе. На смену теории двух лагерей (социализм-капитализм, материализм-идеализм) приходит исследование всех форм угнетения и отчуждения. Здесь марксистский анализ обращается за помощью к психоанализу (Маркузе) с целью поиска и поддержания ферментов любой возможной формы революционного сознания, организации поступательной эволюции к человеческому всеединству путем поиска форм согласия и гармонизации отношений между людьми на основе законов Космической мудрости.
Марксизм
(Marxism), система эконом, и полит, взглядов, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом (1820-95), впоследствии развитая их преемниками в русле диалектического материализма и положенная в основу теории и практики коммунизма. Ядром М. является материалистическая концепция истории, согласно к-рой развитие всех человеческих об-в в конечном счете определяется производственными отношениями. Специфические способы произ-ва лежат в основе совокупности отношений, в к-рых существует данное произ-во (напр., рабство, феодализм, капитализм), а затем уже - полит., религ., филос. и др. воззрения соответствующего об-ва. Конфликт, возникавший между отд. классами, приводил к след, стадии социальной эволюции. На смену феодализму пришел капитализм, и затем по схеме Маркса и Энгельса он должен уступить место Социализму/коммунизму. С помощью этой теории получала обоснование первостепенная роль классов и классовой борьбы. Внимание Маркса и Энгельса было сосредоточено на все возрастающих противоречиях кап. об-в, в к-рых, как они считали, растет водораздел между эксплуататорским классом капиталистов и беднеющим раб. классом. В основу эконом, анализа капитализма Маркс положил свой нормативный вариант трудовой теории стоимости, к-рой придерживались классич. экономисты Смит и Рикардо. Маркс считал, что капиталисты экспроприируют прибавочную стоимость, созданную рабочими, и приобретают все больший капитал, в то время как рабочие (пролетариат) нищают. Согласно М., развитие пром-ти неизбежно приведет к гибели капитализма, в то же время раб. класс должен быть готов к свержению системы рев. методами и учреждению соц. об-ва. Маркс и Энгельс не детализировали развитие экономики и политики социализма, но после их смерти Ленин и его последователи в России и др. странах взяли на вооружение идеи М. для создания идеологии коммунизма, впоследствии названной марксизм-ленинизм. Однако др. марксисты критически относились к ком. методам и считали рев-цию в России (1917) преждевременной. В 20 в. марксистам пришлось столкнуться с неспособностью соц. об-в жить согласно гуманистическим идеалам самого Маркса, а также с полит, явлениями - напр., с подъемом фашизма, - к-рые явно противоречили историч. материализму. Практич. значение подобных несоответствий состоит в том, что для принятия М. в целом в наше время необходима вера в него, края не терпит сомнений. Тем не менее указание Маркса, что для понимания об-ва нужно прежде всего изучить его способ произ-ва, продолжает привлекать мн. социологов и историков, не воспринимающих М. как цельную теорию.
МАРКСИЗМ
Две системы подозрений: фрейдизм и марксизм.
Кароль Ижиковский
Не может быть классовой истины, но может быть классовая ложь.
Николай Бердяев
Все студенты экономического факультета должны изучать марксизм, подобно тому как студенты-медики изучают венерические болезни.
Ч. К. Грант
Русский коммунизм - незаконное детище Карла Маркса и Екатерины Великой.
Клемент Эттли
Я знаю только одно: что я не марксист.
Карл Маркс
«Маркс и Спенсер» победили Маркса и Энгельса.
Маргарет Тэтчер
(см. СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ)
маркси́зм, маркси́змы, маркси́зма, маркси́змов, маркси́зму, маркси́змам, маркси́змом, маркси́змами, маркси́зме, маркси́змах
МАРКСИЗМ а, м. marxisme m., нем. Отм. в статье Г. В. Плеханова "Социализм и политическая борьба". 1883 г. ЭС. Научное мировоззрение революционного пролетариата, теория и практика научного коммунизма. БАС-1. Марксизм дал ему <дураку> очень удобоносимую, непроницаемую броню: на всякий упрек и замечание в глупости поднимать как щит и говорить: классовый интерес. Этим чудодейственным щитом любой невежа может оправдать себя от любого ученейшего человека. Стоит возопить классовый интерес, и любое слово противника опорочено. 1923. С. Б. Веселовский Дн. // ВИ 2001 2 71. [Прасковья Ивановна:] Ввдруг она меня про политику спросит? Как отвечать? Ведь я марксизм только по портретам знаю. В. Шкваркин Весенний смотр. // Санников 1999 485. Еще определеннее расставляли акценты известные своей склонностью к марксизму ученые из лаборатории лексикометрии и политических текстов Высшей нормальной школы Сен-Клу. ВИ 1998 8 145. Вид языковой игры, заставляющей вспомнить Язык Предельной Ясности инженера Сологдина из Романа Солженицына "В Круге первом". Сологдин старался не употреблять иностранных слов, которые он "называл "птичьими". Вместо математик он говорил "исчислитель", вместо слова скептицизм использовал выражение "усугубленное недоверие", а марксизм именовал "сатанинским дурманом". Капитализм он считал необходимым называть "толстосумством", вместо слова картон говорить "твердо-уплотненная бумага", вместо слова методика - общий взгляд на пути подхода к работе". ОЗ 2003 2 494. - Лекс. Южаков: маркси/зм.
{{маркси́зм-ленин{}и{}зм}} маркси́зма-ленини́зма; м. Система социально-политических и философских взглядов о законах борьбы рабочего класса за свержение капитализма и построение коммунистического общества; одно из наиболее радикальных политических течений 20 в. (теория К. Маркса была развита и использована на практике В.И. Лениным).
◁ Маркси́стско-ле́нинский, -ая, -ое.
маркси́зма-ленини́зма, м.
1. Учение Маркса-Энгельса-
Ленина, научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса.
2. Наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о законах борьбы рабочего класса за свержение капитализма и построение социалистического и коммунистического общества.
Марксизм-ленинизм, а- а, м.
Научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, созданная Марксом и Энгельсом, творчески развитая в новых условиях Лениным. ФС, 199.
• Марксизм-ленинизм - мировоззрение рабочего класса, его авангарда - коммунистической партии. КПСП, 121. Марксизм-ленинизм - высшее достижение науки об обществе. ДВП, 29. Под знаменем марксизма-ленинизма победила Великая Октябрьская революция. ИКПСС, 4. Марксизм-ленинизм - единственно верное философское учение, основа всех наук, всех идеологических и политических направлений. Купина, 27.