сущ., кол-во синонимов: 1
гашиш (6)
МАДЖОНГ - МАДЖО́НГ (кит. Mah-jongg, «воробей»), игра китайского происхождения, в которую играют костями, внешне сходными с домино (см. ДОМИНО (игра)), но с нанесенными китайскими символами и буквами, и разделенными на масти и онеры. Игра, вероятно, появилась в 19 в. Перед Первой мировой войной (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18) в каждой китайской провинции был свой стиль игры и диалектные названия для нее. Воробей, или мифическая «птица со 100 интеллектами» присутствует на одной из косточек. После Первой мировой войны игра была завезена в Европу и США дипломатами. В России она, судя по всему, появилась во время строительства КВЖД у русских специалистов. Об увлечении этой игрой в 1920-е гг. писал в своих произведениях Юрий Трифонов (см. ТРИФОНОВ Юрий Валентинович).
Современный комплект для игры в Маджонг обычно изготавливается из пластика вместо бамбука и слоновой кости. Полный набор состоит из 136 или 144 костей, в зависимости от того, используются ли цветы или сезоны. Некоторые комплекты включают 20 цветов. Фишки именуются и нумеруются следующим образом:
1. бамбук, номера 1-9, по 4 каждого номера - 36 фишек.
2. круги, номера 1-9, по 4 каждого номера - 36.
3. буквы, номера 1-9, по 4 каждого номера - 36.
4. онеры, 4 красных, 4 зеленых, 4 белых дракона - 12.
5. ветры, 4 восточных, 4 южных, 4 западных, 4 северных - 16.
Итого 136 фишек.
Дополнительно:
6. цветы или сезоны, по 4 каждого, или 8 чего-то одного - 8.
Итого: 144 фишки.
Бамбук часто называют «палочки» или «бамз»; кружки - «пятна» («дотс»), буквы - «крэкс». Комплект для Маджонга включает также пару игральных костей, набор жетонов или «чипов» для подсчета очков, и держателей, позволяющих видеть свои кости, не показывая их другим игрокам.
Обычно в игру играют четверо. Цель игры - собрать комбинации костей. Есть три типа наборов: «чау», последовательность костей одной масти по порядку номеров; «панг», сочетание трех костей одной масти и ранга, скажем, три дракона одного цвета или три идентичных ветра; и «конг» - «панг» плюс четвертая подходящая кость. Победитель - игрок, первым собравший полную руку, т.е. 4 набора и пару одинаковых костей (итого 14). В начале игры игроки берут по 13 костей: «восточный ветер» (который получает или платит вдвойне, в зависимости от того, выиграл он или другой игрок) берет 14 костей и одну выкладывает. Далее игроки по очереди, против часовой стрелки, берут одну кость - либо последнюю выложенную, либо «из стены». Любой игрок может претендовать на последнюю выложенную кость, если она завершает его набор. (Если двое или более игроков претендуют на один и тот же сброс, существует детальный порядок разбора претензий.) Проигравшие рассчитываются с победителем и друг с другом в соответствии с установленным списком значений для наборов или комбинаций наборов. «Скрытый» набор, находящийся на руках, оценивается иначе, чем набор, выложенный на стол. По определенным правилам, некоторые сочетания, образно называемые «три студента», «4 малых благословения» и т.д., оцениваются особо.
- Китайская азартная игра с использованием игральных костей для четырёх игроков.
- Какая настольная игра, согласно одной из версий, получила своё название из-за того, что её изобретатель любил птиц?
- Название этой игры в переводе с китайского означает «воробей».