Маза́ччо (Masaccio), настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tomasso di Giovanni di Simone Cassai) (1401-1428), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы, один из основоположников искусства Возрождения. Воплощал в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Произведения отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трёхмерность фигур, монументализация и обобщение форм (фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1425-1428).
* * *
МАЗАЧЧО - МАЗА́ЧЧО (Masaccio) (наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, Tomasso di Giovanni di Simone Cassai) (21 декабря 1401, Сан-Джованни-Вальдарно - конец июня 1428, Рим), итальянский художник, один из крупнейших новаторов искусства кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО).
Алтарная живопись
Родился в семье нотариуса в маленьком тосканском городке. Согласно Дж. Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо) прозвищем «Мазаччо», означающим «большой» (или «неуклюжий») Томмазо был обязан своему рассеянному, отвлеченному от мирской суеты, но добродушному характеру. Мазаччо стал художников, нарушив семейную традицию, о чем свидетельствует флорентийский документ 1418. С 1422 был членом гильдии живописцев во Флоренции, что указывает на его весьма раннюю живописную зрелость. Сейчас уже не считают, как прежде, что он был учеником итальянского живописца Мазолино (1383-1440), но, во всяком случае, Мазаччо тесно сотрудничал с этим художником позднеготического толка, в особенности в 1424-1428 (до сих пор некоторые из их работ с трудом различаются по авторству).
Среди его алтарных образов - небольшой триптих «Богоматерь с младенцем, двумя ангелами и святыми» (1422), «Богоматерь с младенцем и Св. Анной» (ок.1423-1424), полиптих для церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе, сохранившийся в разрозненном состоянии (1426; наиболее известна входившая в него «Богоматерь с младенцем»). Эти произведения демонстрируют, как, вдохновляясь искусством Джотто (см. ДЖОТТО) и его последователей, молодой художник последовательно обновлял их стилистику под впечатлением новаций Донателло (см. ДОНАТЕЛЛО) (влияние которого он испытал). Святые образы, сохраняя свое величие, приобретают у него все более земной характер, выделяясь своей трехмерной, иллюзорно-пластической «осязаемостью».
Великие фрески
Эти черты достигают своего апогея в цикле самых известных его произведений - фресках капеллы Бранкаччи во флорентийской церкви Санта-Мария-дель-Кармине (ок.1427; часть фресок написал Мазолино). Композиции, бесспорно принадлежащие Мазаччо («Изгнание из Рая», «Свв. Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью» и др.) выделяются своей мощной и энергичной телесностью. Не слишком распыляя внимание зрителя на пейзажные и архитектурные аксессуары (хотя, как показала расчистка 1986-1988, он все же уделял им гораздо большее, чем предполагалось прежде, внимание), мастер умеет драматически выделить самую суть сцены, с беспрецедентной силой и выразительностью выражая эту суть позами и жестами.
Наиболее красноречива и в то же время драматически-лаконична «Чудо со статиром». Мазаччо объединяет здесь, согласно давнему, еще средневековому обычаю, несколько эпизодов евангельского события (беседа Христа с учениками об уплате подати, чудесное обретение необходимой монеты, т.е. статира, в пойманной Петром рыбе и уплата этой монеты), но с поразительной экспрессией унифицирует пространство, делая его геометрически точным центром голову Спасителя и кругообразно располагая вокруг него апостолов. При этом Христос и апостолы выглядят, с одной стороны, как сильные и волевые личности, наглядно творящие священное предначертание, а с другой стороны (благодаря подчеркнутой натурности обстановки), как простые горожане, эмоционально сопряженные со зрителем.
Лучшие качества искусства Мазаччо - четкая монументальность и возвышенная простота образов вкупе с новаторски-тщательной разработкой законов прямой перспективы - ярко проявляются также и в написанной примерно в тот же период (т.е. около 1427) фреске «Троица». Фигура Бога-Отца, возвышающегося над Распятием, само Распятие и голубь Св. Духа составляют здесь верхний регистр композиции, в среднем изображены двое заказчиков из семейства Ленци, а в нижнем - открытая погребальная ниша со скелетом и надписью «Я был тем же, что ты сейчас, и ты станешь тем же, чем я». Идея бренности всего земного и воскрешения через веру в Троицу мощно усилена иллюзорно уходящим вглубь сводчатым архитектурным антуражем с единой перспективной точкой схода (схема, впервые осуществленная столь четко и свидетельствующая о хорошем знакомстве с теорией и практикой зодчего Ф. Брунеллески (см. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо)).
Умерший совсем молодым, Мазаччо тем не менее оказал огромное влияние на развитие искусства Возрождения, будучи в этом смысле настоящим «вторым Джотто».
МАЗАЧЧО (Masaccio)
(1401-1428), итальянский живописец флорентийской школы. Вместе с архитектором Брунеллески и скульпторами Донателло и Гиберти считается одним из основоположников Ренессанса. Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому искусству, прославлявшему величие человека и его мира. Значение живописи Мазаччо было вновь оценено в 1988, когда его главное творение - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции - были восстановлены в первоначальном виде. Мазаччо родился в провинциальном тосканском городке Кастель-Сан-Джованни 21 декабря 1401. Его полное имя - Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Jiovanni di Simone Kassai). О детстве и юности художника почти ничего не известно. В 1422 Мазаччо вступил во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей (к которой причислялись и художники), но неизвестно, у кого он учился и когда приехал во Флоренцию. К раннему периоду его творчества относят самые разные произведения, в том числе алтарный образ Мадонна с Младенцем и святыми из маленькой церкви Сан Джовенале в Каша ди Реджелло. Вероятно, в 1422-1424 Мазаччо и его земляк Мазолино да Паникале вместе работали над другой алтарной композиций - Мадонна с Младенцем и св. Анной (Флоренция, галерея Уффици). Разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере проявился при работе над фреской Троица (Флоренция, церковь Санта Мария Новелла), созданной, по-видимому, ок. 1427. Сюжет композиции традиционен: на ней изображены Бог Отец, распятый Христос и Святой Дух в виде голубя. Однако трактовка этой темы у Мазаччо необычна. Вместо образа, показанного на золотом фоне, в котором подчеркивается вневременной аспект, он поместил изображение Троицы в маленькой сводчатой капелле; при этом взгляд зрителя оказывается обращенным снизу вверх. Созданное здесь иллюзионистическое изображение архитектуры стало первым примером удачного и последовательного применения в живописи недавно открытого принципа линейной перспективы с единой точкой схода. Эта фреска интерпретировалась исследователями по-разному, однако ее главная тема - победа веры над смертью. В нижней части композиции изображен скелет, лежащий на саркофаге под надписью: "Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете". Это напоминание о бренности жизни, но в сознании верующего оно должно соседствовать с мыслью о том, что Христос тоже умер, даровав человеку спасение. В 1426 Мазаччо создал полиптих для церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе. Его центральная часть, Мадонна с Младенцем и ангелами, находится в Национальной галерее в Лондоне. Многие части этого алтаря утрачены, но сохранившиеся с достаточной ясностью показывают, что художника занимали проблемы применения законов перспективы, достижения единства композиции с помощью света и изображения человеческой фигуры. Самое значительное по своим масштабам произведение Мазаччо - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, созданные им вместе с Мазолино. Вероятно, фрески были заказаны Мазолино в 1423, и он успел расписать своды (эти росписи не сохранились); в середине 1420-х годов Мазолино уехал в Венгрию и возобновил работу в капелле только в 1427, уже вместе с Мазаччо. Однако роспись так и осталась незаконченной, поскольку в следующем году сначала Мазолино, а затем и Мазаччо уехали в Рим. Лишь около 1484 Филиппино Липпи завершил фресковую декорацию всей капеллы. Мазаччо приписываются композиции Изгнание из рая, Чудо со статиром, Крещение Петром неофитов, Апостол Петр, исцеляющий больных своей тенью, Апостол Петр, распределяющий имущество общины между бедными, Воскрешение сына антиохийского царя и фрагменты фресок Исцеление калеки и Воскрешение Теофила. В росписях капеллы Бранкаччи представлены история грехопадения и эпизоды из жизни св. Петра, в основном совершенные им чудесные исцеления и дела милосердия. Персонажи фресок Мазаччо наделены героическим духом, в отличие от характерных для позднеготической живописи хрупких и изящных образов. Сюжет одной из самых знаменитых композиций - Чудо со статиром - взят из Евангелия от Матфея (17:24-27). Величественные фигуры Христа и апостолов изображены на фоне сурового гористого пейзажа. Их движения естественны, а тела имеют реальные пропорции. Знание анатомии человеческого тела Мазаччо приобрел, работая с натурой и изучая произведения классической скульптуры; особенно важно, что, как и Донателло десятилетием раньше, он отказался в своем творчестве от декоративности и условности, присущих готическому искусству. Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в реальное окружение. Свет падает из правого верхнего угла. Художник принял во внимание, что реальный источник света расположен именно в правой части капеллы (окно в стене). Фигуры, трехмерность которых передана посредством мощной светотеневой моделировки, соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, написанным с учетом световоздушной перспективы. Концепцию художника выражает высказывание одного из его современников: фреска или картина является окном, через которое мы видим мир. Это утверждение и его практическое осуществление оставались главной целью западноевропейской живописи в течение более чем четырех столетий. Умер Мазаччо в Риме в 1428.
ЛИТЕРАТУРА
Знамеровская Т.П. Мазаччо. Л., 1975 Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979