Опиум для народа, не имеющий отношения к давней одесской языческой песне: «Потерялся я в конопляных полях и в плантациях горного мака. И теперь вся жизнь не в моих руках, а в руках чародея Вакха». В настоящее время М. отмечается в Одессе открыто наряду с Яблочным Спасом. Непременным атрибутом во время праздника М. в Одессе являются маковые головки, обладателей которых не трогают даже специалисты по незаконному обороту наркотиков. Этот праздник отмечается почти всей одесской нацией. Первоначально он не имел отношения к маку, а отмечался в честь пяти братьев Маккавеев, поднявших за 167 лет до Р.Х. восстание против сирийских поработителей, не позволявшим иудеям исповедовать свою религию. После победы ставших национальными героями Маккавеев Иудея вновь обрела независимость, а Иерусалимский храм был очищен от языческих истуканов. За четыре года до Рождества Христова иудейский царь Ирод истребил род Маккавеев. Память Маккавеев отмечается Церковью в первый день августа. Почти вековая борьба с опиумом для народа (так в СССР именовали любую религию) привела к тому, что люди, не знающие основ религии, которую они исповедывают, стали отмечать М., согласно поговорке: «Слышит звон, но не знает, где он». Таким образом и возник современный одесский праздник М., образованный из слов «мак» и «веять», не имеющий ничего общего с Церковным по манере отмечать его.