Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

малевич

Грамматический словарь

Мале́вич ф. 4а ~ 0

Словарь русских фамилий

Малевич

Повсюду корень мал. Все эти фамилии образованы от древнерусских нецерковных имен или ласкательных прозвищ, которые родители давали детям: ведь в новорожденном существе прежде всего бросается в глаза его миниатюрность. (Ф). В семьях часто ребенка называли просто Малой, и многочисленность фамилий, образованных от производных этого прилагательного, указывает на то, что они использовались скорее в качестве внутрисемейных ласкательных имен, чем прозвищ. Можно привести целый список фамилий, образованных от ласкательного имени Малой. (У). Существовало также крестильное имя Мал (греч. дурной, злой), а от его производной формы Маля могла образоваться фамилия Малин.(Э) Маля так же производные формы имен Малахий, Меланья. Мальга - ребенок, дитя; маленький, малорослый. (Ф). Некоторые могут быть образованы от производных форм имени Малафей.См. Малофеев. См. также Малеев, Маликов, Мальгин, Мальцев.,

Сканворды для слова малевич

- Картину этого художника можно разглядеть в одной из клеток кроссворда.

- «Не так страшен квадрат, как его нарисовал ...» (шутка).

- Русский художник, автор картины «Чёрный квадрат».

- Художник-авангардист по имени Казимир Северинович.

- Знатоки супрематизма уверяют, что наибольшего эффекта этот художник достиг в своей картине «Белым по белому», нарисовав белый квадрат на белом фоне.

- В 1920 году этот авангардист основал в Витебске художественную группу УНОВИС - «Учредители нового искусства» и дочку назвал в честь любимого детища - Уна.

- Свою картину «Скачет красная конница» он закончил в 1932 году, а на самой картине указал 1918 год.

- Русский художник, автор картины «Супрематическая композиция».

- Однажды этот человек заявил: «Я ничего не выдумывал, я только почувствовал в себе ночь».

- Премия молодым художникам учреждена правительством Польши к 130-летию со дня рождения этого россиянина.

Полезные сервисы

малевич казимир северинович

Энциклопедический словарь

Мале́вич Казимир Северинович (1878-1935), живописец, теоретик искусства. Один из лидеров русского авангардизма 1910-1930-х гг. Основоположник одного из видов абстрактного искусства - супрематизма («Чёрный квадрат», 1913). В 1913 оформил в Петрограде постановку оперы М. В. Матюшина «Победа над солнцем», в 1918 - первую постановку «Мистерии-буфф» В. В. Маяковского. В 20-х гг. с помощью абстрактных пространственных композиций («архитектонов») изучал язык пластических искусств, создавал проекты бытовых вещей, рисунки для текстиля и др. В начале 30-х гг. вернулся к изобразительности («Девушка с красным древком», 1932).

* * *

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович - МАЛЕ́ВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО), т. н. супрематизма (см. СУПРЕМАТИЗМ) («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1934).

* * *

МАЛЕ́ВИЧ Казимир Северинович [11 (23) февраля 1878, Киев - 15 мая 1935, Ленинград] российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма, искусства геометрической абстракции.

Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-1894 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья (см. БЕЛОПОЛЬЕ) Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-1896-х гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко (см. МУРАШКО Николай Иванович). С 1896, после переезда в Курск (см. КУРСК (город)), служил чертежником в техническом управлении железной дороги.

Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище (см. СТРОГАНОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ); жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове (см. ЛЕФОРТОВО). Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-1910). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист (см. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ).

Вхождение в круг новаторов

Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович): «Бубновый валет» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ) (1910-1911), «Ослиный хвост» (см. ОСЛИНЫЙ ХВОСТ) (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи» (см. СОЮЗ МОЛОДЕЖИ), членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-1914-х гг. экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-1910-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена (см. ГОГЕН Поль) и фовистов (см. ФОВИЗМ), трансформированного с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма». На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма - картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни» («Купальщик», «На бульваре», «Садовник», все 1911, Стеделик музеум, и др.).

С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич) и Велимиром Хлебниковым (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир). Малевич оформил ряд изданий русских футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914; и др.). Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм» (см. КУБОФУТУРИЗМ): кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом (см. ФУТУРИЗМ) [«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].

Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма (см. СУПРЕМАТИЗМ). В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты «заумного реализма», использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью («Дама на остановке трамвая», 1913; «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», обе 1914; «Англичанин в Москве», 1914, и др.).

Возникновение супрематизма

После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович) для издательства «Современный лубок».

Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм». Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где господствовали законы динамики и статики, - Малевич дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. На выставке «О,10» в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение - «Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)»; на этой же выставке распространялась брошюра «От кубизма к супрематизму».

Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917. В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества «Бубновый валет» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ) . В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.

Послереволюционная деятельность

В марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете «Анархия», опубликовав около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию вместе с В. Е. Татлиным (см. ТАТЛИН Владимир Евграфович) и Б. Д. Королевым. В результате расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку «Мистерии-Буфф» В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) (1918). В 1918 были созданы полотна «белого супрематизма», последней стадии супрематической живописи.

В декабре 1918 вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой (см. УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна) ). В июле 1919 закончил в Немчиновке первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве».

В начале ноября 1919 переехал в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом (см. ШАГАЛ Марк). В конце того же года в Москве состоялась первая персональная выставка Малевича; представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой.

Витебский период (1919-22) был отдан сочинению теоретических и философских текстов; в те годы были написаны почти все философские произведения Малевича, в том числе несколько вариантов фундаментального труда «Супрематизм. Мир как беспредметность». В рамках деятельности созданного им объединения «Утвердителей нового искусства» (Уновис) Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.

Научная и педагогическая деятельность

В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки «планитов», ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма. В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, «архитектонов», служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.

После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.

В 1927 уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта - 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая - 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем; в том же году в рамках изданий Баухауза (см. БАУХАУЗ) была опубликована книга Малевича «Мир как беспредметность». Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении.

В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале «Новая генерация». С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10; постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл. В конце 1920-х гг. был создан также ряд неоимпрессионистических произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг.

Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа.

В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована - осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ.

В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту. В 1932-33 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи. В 1933 возникла тяжелая болезнь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы.

Большой энциклопедический словарь

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935) - российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма ("Черный квадрат", 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи ("Автопортрет", 1933).МАЛЕВИЧ Казимир Северинович МАЛЕГАОН - город в Индии, шт. Махараштра. 342 тыс. жителей (1991). Хлопчатобумажная промышленность. Ручное производство одежды (сари), растительных масел.

Гуманитарный словарь

МАЛЕ́ВИЧ Казимир Северинович (1878-1935) - художник. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1904-05) и в частной студии в Москве. В раннем творчестве обращался к идеям импрессионизма ("Цветочницы", 1903; "Весна - цветущий сад", 1904). Разрабатывал темы деревенской и городской жизни, использовал эл-ты примитивизма. Стремясь соединить идеи кубизма и футуризма, резко геометризировал чел. фигуры и пейзаж, добивался имперсональности, отвлеченности образа ("На сенокосе", 1909; "Жница", 1910). Принимал участие в выставках "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912) и др. Полное освобождение иск-ва от предмета, реальности и преображение его в "нуль форм" отразилось в произв. "Черный квадрат на белом фоне" (1913), к-рое положило начало системе "нового живоп. реализма", или супрематизма. После 1917 работал в обл. прикл. иск-ва (проекты бытовых вещей, росписи тканей), создавал пространств. композиции ("архитектоны"), изучая с их помощью пластич. возможности иск-ва. В 30-е гг. вернулся к изобразительности ("Скачет красная конница...", 1918-30; "Девушка с красным древком", 1932). В 1919-22 преподавал в Нар. худож. школе в Витебске.

Соч.: От кубизма к супрематизму. Пг., 1916; От Сезанна до супрематизма. Пг., 1920; Супрематизм. Витебск, 1920.

Лит.: Федоров-Давыдов А. Выставка произведений К. С. Малевича. М., 1929; Рейнгардт Л. Абстракционизм // Модернизм. М., 1973. С. 112-115; K. Malevich: [Кат. репрод. из собр. Гос. Рус. музея]. М., 1988; Егоров И. М. Казимир Малевич. М., 1990.

К. С. Малевич. Автопортрет. 1908

К. С. Малевич. Автопортрет. 1908

Полезные сервисы

малевич, казимир северинович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Казимир Северинович Малевич.

Казимир Северинович Малевич.

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878 - 1935), российский художник. Основоположник супрематизма ("Черный квадрат", 1913). В 20-х гг. с помощью пространственных композиций ("архитектонов") изучал формальный язык пластического искусства, создавал проекты бытовых вещей, рисунки для текстиля и др.

К.С. Малевич. Супрематизм. 1915-1916. Холст, масло.

К.С. Малевич. "Супрематизм".

1915-1916. Холст, масло.

Полезные сервисы