Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мережковский

Грамматический словарь

Мережко́вский ф. <п 3а>

Сканворды для слова мережковский

- Русский писатель, автор пьесы «Павел I».

- Российский писатель, автор романа «Мессия».

- Муж Зинаиды Гиппиус.

- Российский писатель, автор легенд «Леда», «Будда».

Полезные сервисы

мережковский дм. сер

Гуманитарный словарь

МЕРЕЖКО́ВСКИЙ Дм. Сер. (1865-1941) - писатель, поэт, драматург, переводчик, лит. критик, публицист, религ. мыслитель. Творч. путь начал как поэт. В первом сб. ("Стихотворения", 1888) ощутимы отзвуки либерально-народнических идей, а также поэзии "скорби и печали" С. Надсона. В 1-й пол. 1890-х гг. М. начинает писать (отчасти под влиянием Э. По, Ш. Бодлера и др. зап. художников) в духе "декадентской" поэзии, призванной выразить мировосприятие и болезненно-уточенные настроения людей "конца века". Предтечей нарождавшегося рус. символизма стала кн. М. "О причинах упадка и о новых течениях совр. рус. литературы" (1893). Гл. элементами нового иск-ва М. провозгласил мистическое содержание, символы и "расширение художественной впечатлительности". В творчестве М. эти искания отразились в сб. "Символы" (1892) и "Новые стихотворения" (1896). В 1890-х гг. М. написал в жанре "субъективной критики" ряд оригинальных очерков и этюдов о рус. и зарубеж. классиках, они вошли в кн. "Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы" (1897). На рубеже веков были созданы крупные произв., принесшие М. признание и европ. известность: обширное филос.-критич. иссл. "Л. Толстой и Достоевский" (1901-02. Т. 1-2) и ист. трилогия под названием "Христос и Антихрист" (1895-1905). В обобщающей интерпретации М.-критика Ф. Достоевский предстает как гениальный провидец в сфере духа, а Л. Толстой - как "тайновидец плоти". Заслуга М. состоит в том, что он рассмотрел творчество двух великих рус. художников и мыслителей в контексте мир. духовной культуры. В ист. трилогии (романы "Смерть богов. Юлиан Отступник", "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи", "Антихрист. Петр и Алексей") воплотилась такая черта М., как "благоговейное уважение к большим масштабам мирового прошлого" (Н. Бердяев). При этом внимание романиста привлекали те ист. эпохи, где скрещивались тенденции упадка и духовного возрождения, к-рые он находил и в совр. ему жизни. В романах, как и в кн. о Толстом и Достоевском, отчетливо выявилась склонность писателя к нек-рому схематизму, антиномичному мышлению: его историософия сводилась, по существу, к универсальной идее противоборства "духа" и "плоти", христ-ва и язычества, Христа и Антихриста. М. выдвинул концепцию "нового религ. сознания", к-рая предполагала синтез разнородных мир. начал в некоем высшем царстве Духа. С проповедью своей доктрины "неохристианства" М. выступал и как публицист (напр., сб. "Грядущий Хам", 1906), и как религ. деятель. Он стал одним из инициаторов и организаторов Религ.-филос. собр. (1901-03), вместе с З. Гиппиус и П. Перцовым основал религ.-обществ. ж. "Новый путь" (1903-04). Идея религ. общественности, выдвинутая М., пронизывает всю его предрев. публицистику ("Пророк революции", "Больная Россия", "В тихом омуте", "Было и будет" и др.). Во время 1-й рус. рев-ции М. резко повернулся к радикализму и пришел к идее полного неприятия самодержавия. В февр. 1906 уехал во Францию, прожил за границей ок. двух с половиной лет. Там были созданы драмы "Павел I", "Маков цвет" (последняя совм. с З. Гиппиус и Д. Философовым). В 1910-е гг. М. работал над романами "Александр I" и "14 декабря", публицист. статьями. Критически встретив Окт. рев-цию, в к-рой он увидел разгул стихийных сил, М. с Гиппиус в 1920 эмигрировали сначала в Варшаву, затем в Париж. Все годы эмиграции занимал непримиримую позицию по отношению к Сов. России. Осн. произв., созданные за границей ("Тайна Запада. Атлантида и Европа", "Иисус Неизвестный", цикл "Лики святых. От Иисуса к нам" и др.), так или иначе связаны с ключевыми идеями М. о дух. перерождении мира, грядущем Царстве духа, воплощении на земле истинного христ-ва.

Д. Мережковский (справа), З. Гиппиус, Д. Философов. 1911

Д. Мережковский (справа), З. Гиппиус, Д. Философов. 1911

Полезные сервисы

мережковский дмитрий сергеевич

Энциклопедический словарь

Мережко́вский Дмитрий Сергеевич (1865-1941), русский писатель, религиозный философ. Муж З. Н. Гиппиус. Брат К. С. Мережковского. Работа Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) - эстетическая декларация русского декадентства. В романах (трилогии «Христос и Антихрист», 1895-1905; «Александр I», 1911-12, и др.) и пьесах, написанных на историческом материале, - осмысление мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти». Автор исследования «Л. Толстой и Достоевский» (кн. 1-2, 1901-02). Публицистика (антиреволюционный памфлет «Грядущий хам», 1906); стихи. С 1920 в эмиграции, где опубликовал книги «Лица святых. От Иисуса к нам» (вып. 1-4, 1936-38), «Данте» (т. 1-2, 1939) и др.

* * *

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич - МЕРЕЖКО́ВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941), русский писатель, религиозный философ. Брат К. С. Мережковского (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич). Работа Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) - эстетическая декларация русского декадентства. В романах (трилогия «Христос и Антихрист», 1895-1905, «Александр I» и многих др.) и пьесах, написанных на историческом материале, осмысление мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти». Автор исследования «Л. Толстой и Достоевский» (кн. 1-2, 1901-02). Публицистика (антиреволюционный памфлет «Грядущий хам», 1906); стихи. С 1920 в эмиграции, где опубликовал книги «Лица святых. От Иисуса к нам» (вып. 1-4, 1936-38), «Данте» (т. 1-2, 1939) и др.

Большой энциклопедический словарь

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941) - русский писатель, религиозный философ. Брат К. С. Мережковского. Работа Мережковского "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893) - эстетическая декларация русского декадентства. В романах (трилогия "Христос и Антихрист", 1895-1905, "Александр I" и многих др.) и пьесах, написанных на историческом материале, осмысление мировой истории как вечного борения "религии духа" и "религии плоти". Автор исследования "Л. Толстой и Достоевский" (кн. 1-2, 1901-02). Публицистика (антиреволюционный памфлет "Грядущий хам", 1906); стихи. С 1920 в эмиграции, где опубликовал книги "Лица святых. От Иисуса к нам" (вып. 1-4, 1936-38), "Данте" (т. 1-2, 1939) и др.

Энциклопедия Кольера

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1865-1941), русский писатель, литературный критик, религиозный мыслитель. Родился 2 августа 1865 в Петербурге. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1888 увидел свет первый поэтический сборник Мережковского. Теоретическому обоснованию литературного символизма была посвящена работа Мережковского О причинах упадка и новых течениях современной литературы (1893). Литературную известность принесли Мережковскому его историко-литературные и публицистические труды: Вечные спутники (1897), Л.Толстой и Достоевский (1901-1902), Грядущий Хам (1906), В тихом омуте (1908), Не мир, но меч (1908) и др. Символизм был характерен и для Мережковского-романиста: трилогия Христос и Антихрист (1896-1905), романы Александр I (1913), 14 декабря (1918). Мережковский участвовал в организации Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901-1903), редактировал журнал "Новый путь" (1903-1904), был одним из активных участников Религиозно-философского общества в Петербурге (с 1907). Он эмигрировал в 1920. В эмиграции вышел целый ряд его трудов - Рождение богов (1925), Мессия (1928), Тайна трех (1925), Тайна Запада: Атлантида-Европа (1930), Иисус Неизвестный (1932), Наполеон (1929), Данте (1939). Восприняв мысль позднего Вл.С.Соловьева о "неудаче дела Христова в истории", Мережковский был полон апокалиптических предчувствий, как никто другой из русских мыслителей переживая обреченность и тупиковость исторического пути человечества. Человечество и его культура, по Мережковскому, заболевают неизбежно и излечение невозможно: историческая церковь не может сыграть роль врачевателя потому, что, с одной стороны, в своей "правде о небе" противостоит миру, чужда ему, а с другой - в своей исторической практике сама является лишь частью исторического тела человечества и подвержена тем же болезням. Спасение современному человечеству может принести только трансцендентный источник - "второе пришествие". Иначе, по убеждению Мережковского, история, уже исчерпавшая себя в своем рутинном, профанном движении, приведет лишь к торжеству "грядущего Хама" - вырождающейся бездуховной мещанской цивилизации. В этом смысле "новое религиозное сознание", провозглашавшееся Мережковским, - сознание не только апокалиптическое, ожидающее конца времен и "религии Третьего Завета", но и революционное, готовое к прорыву в чаемое катастрофическое будущее, чтобы самым радикальным и бесповоротным образом отбросить "прах старого мира". "Мы отплыли от всех берегов", "лишь постольку мы люди, поскольку бунтуем", "наступил век революции: политическая и социальная - только предвестие последней, завершающей, религиозной" - эти и им подобные утверждения в решающей степени определяют суть мировоззренческой позиции Мережковского, который несомненно предвосхитил революционно-бунтарские мотивы в европейской мысли 20 в. "Революционная" открытость будущего, по Мережковскому, - это не только ситуация, в которой оказалось современное человечество. В своих трудах по истории религии и культуры он стремился показать, что вся мировая история носила катастрофический характер, человечество всегда жило в преддверии конца истории, отнюдь не ошибаясь в своих апокалиптических предчувствиях, потому что конец уже не раз должен был наступить. Гибнет мифическая Атлантида, погибают внутренне больные древние цивилизации Америки, античный мир, и не раз уже человеческая история стояла на краю пропасти. Катастрофы не произошло только благодаря "религиозной революции". В этом смысле для Мережковского христианство - самая революционная религия: "Рим погиб - спасся мир. Это и значит, что участь Европы была бы участью древней Америки и, может быть, Атлантиды древнейшей, если бы не пришел Спаситель". Спустя два тысячелетия, считал Мережковский, христианство, несмотря на всю неполноту и несовершенство своих исторических форм, остается той духовной силой, которая может вновь спасти историю. Умер Мережковский в Париже 9 декабря 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений, тт. 1-24. М., 1914 Гиппиус-Мережковская З.Н. Д.Мережковский. Париж, 1951 Мережковский Д.С. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1990

Полезные сервисы

мережковский константин сергеевич

Энциклопедический словарь

Мережко́вский Константин Сергеевич (1855-1921), биолог, профессор Казанского университета. Брат Д. С. Мережковского. Труды по альгологии, систематике беспозвоночных, антропологии. Один из основоположников теории симбиогенеза.

* * *

МЕРЕЖКОВСКИЙ Константин Сергеевич - МЕРЕЖКО́ВСКИЙ Константин Сергеевич (1855-1921), российский биолог. Брат Д. С. Мережковского (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич). Труды по альгологии, систематике беспозвоночных, антропологии. Один из основоположников теории симбиогенеза.

Большой энциклопедический словарь

МЕРЕЖКОВСКИЙ Константин Сергеевич (1855-1921) - российский биолог. Брат Д. С. Мережковского. Труды по альгологии, систематике беспозвоночных, антропологии. Один из основоположников теории симбиогенеза.

Полезные сервисы

мережковский, дмитрий сергеевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Дмитрий Сергеевич Мережковский.

Дмитрий Сергеевич Мережковский.

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866 - 1941), русский писатель, религиозный философ. Муж З.Н. Гиппиус. Работа Мережковского "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893) - эстетическая декларация русского декадентства. В романах (трилогия "Христос и Антихрист", 1895 - 1905, "Александр I" и др.) и пьесах, написанных на историческом материале, - осмысление мировой истории как вечного борения "религии духа" и "религии плоти". Исследование "Л. Толстой и Достоевский" (книги 1-2, 1901 - 02). Публицистика (антиреволюционный памфлет "Грядущий хам", 1906); стихи. С 1920 в эмиграции, где опубликованы книги "Лица святых. От Иисуса к нам" (выпуски 1-4, 1936 - 38), "Данте" (тома 1-2, 1939) и др.

Полезные сервисы