Серебряная монета в Персии = 95 коп. сер.
мин-предопределение
Энциклопедия Кольера
МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - "Предопределение", "судьба", "жизнь", "жизненность", "веление", "приказ", "мандат" (мин1). Категория китайской философии, сочетающая значения "жизненное предопределение" и "предопределенная жизнь". Этимологический смысл иероглифа "мин1" - "устный приказ" (включает элементы "рот" и "приказ"). Осмысление Неба как "безмолвно" руководящей миром силы (Ши цзин, 11-7 вв. до н.э.: "Несомое вышним Небом не имеет ни звучания, ни запаха"; Лунь юй, 5 в. до н.э.: "Учитель сказал: „Разве Небо что-нибудь говорит?"") привело к философскому истолкованию понятия "мин1" как негласного предписания, судьбы, определяющей и жизнь и смерть. Например, в Лунь юе смерть в одном случае определяется как мин1, в другом случае - как утрата мин1 (ср. русские выражения "не судьба" и "такова судьба"). В отличие от западных терминов, выражающих два аксиологически противоположных понятия судьбы - как равно несвободных счастливой случайности и несчастливой необходимости (древнегреч. tyche - anance, aisa - dice и т.п.; лат. fortuna - fatum; рус. счастье - рок, судьба - участь и т.п.), китайская "мин1" выражает понятие судьбы как предопределения, допускающего возможность свободы (ср. совмещение идей предопределения и свободы воли в христианстве). Мин1 предполагает отсутствие необходимости в двух смыслах: 1) возможность изменения самого предопределения; 2) возможность подчинения ему либо уклонения от него. Основные корреляты мин1 - понятия "тянь" (Небо) и "син1" ("[[индивидуальная]] природа") отражают представления (прежде всего конфуцианские) о реализации "предопределения" на уровне космоса (Неба и Земли - тянь ди), социума (Поднебесной - Тянь ся) и государства и на уровне отдельной "вещи", в том числе человеческой "природы". Понятие "мин1" появляется в 1-й половине I тысячелетия до н.э. в древнейших памятниках (Ши цзин, Шу цзин) главным образом как атрибут Неба - "небесное предопределение" (тянь мин). Уже в Ши цзине представлена идея "обновления предопределения" (мин вэй синь - современное значение "реформа"), а в Чжоу и - идея "смены предопределения" (гэ мин - современное значение "революция"). Первоначально понятия "тянь мин" и "гэ мин" проецировались исключительно на социум и его репрезентанта - правителя (Сына Неба - тянь цзы). Мин1 рассматривалось как "повеление", "мандат" высшей регулятивной силы - Неба, адресованный правителю. Несоблюдение велений Неба могло привести к передаче "мандата" другому лицу. Например, в Шу цзине идеей "гэ мин" как получения кары за порок и награды за добродетель объясняется падение династии Инь и воцарение династии Чжоу в 11 в. до н.э. Основополагающую теоретическую разработку концепции изменения "(небесного) предопределения" осуществил Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.), хотя и без применения термина "гэ мин": передачей власти над Поднебесной распоряжается Небо и при нарушении нормального династийного правления негодный правитель становится узурпатором трона, который передается Небом подлинному Сыну Неба. Расширение понятия Неба (тянь), ставшего выражением высшего природного начала, привело к включению в смысловой спектр "небесного повеления" представлений о некоем импульсе, посредством которого Небо наделяет вещи определенными свойствами, - о "предопределении". Это проявилось уже в раннеконфуцианских трактовках бинома "тянь мин", который отчетливо противостоит понятию "тянь чжи" ("небесная воля") у моистов (см. МОИЗМ): мин1 у конфуцианцев не предполагает конкретного субъекта волеизъявления. Но если сам Мо Ди (5 в. до н.э.) полагал, что любая вера в "предопределение" бессмысленна, так как "парализует" человека, судьба которого на самом деле зависит лишь от его прилежания и настойчивости в выполнении познаваемой "воли Неба", то Конфуций (6-5 вв. до н.э.) считал "познание предопределения" (чжи мин) обязательным для "благородного мужа" (цзюнь цзы). Последователи Конфуция, основываясь на принципе гомоморфизма макро- и микрокосма, осмыслили возможность познания и изменения человеком собственной "[[индивидуальной]] природы" (син1) как возможность познания Неба и влияния на него: "Способный исчерпывающе [[раскрыть]] свою природу... может войти в триединство с Небом и Землей" (Чжун юн, 5-2 вв. до н.э.). Под "исчерпывающим [[раскрытием]]" подразумевается совершенное знание своей истинной природы и адекватное этому знанию поведение. Основополагающие для конфуцианства представления о двух видах связей между человеческой "природой" и "небесным предопределением" закреплены в Чжун юне: "Предопределяемое (мин1) Небом называется природой (син1)", а также в комментирующей части Чжоу и (Шо гуа чжуань, около 4 в. до н.э.): "До истощения [[исследуются]] принципы, до исчерпания [[раскрывается]] природа - для того чтобы дойти до конца в том, что предопределено (мин1)". Согласно Мэн Кэ, "если нет доводящих до конца, а нечто доходит до конца - это предопределение". Мин1 у него рационально и нефатально: "Нет ничего, что не было бы не предопределено (фэй мин), но следует воспринимать только правильное [[предопределение]]. Поэтому знающий предопределение не станет под нависшей [[и готовой рухнуть]] стеной". Субъект может "утвердить предопределение" (ли мин) либо "устранить" его (фан мин). Сюнь Куан (Сюнь-цзы, 4-3 вв. до н.э.) фактически развил эти идеи в тезисе о творческом "устроении небесного предопределения" (чжи тянь мин). Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) компромиссно признал существование двух видов "предопределения": "великого" (да мин), которое "телесно" (ти1), т.е. природно, и "изменяющегося" (бянь мин), которое "политично" (чжэн2), т.е. подвержено социально обусловленным изменениям. Ван Чун (1 в.) истолковывал мин1 как воздействие природных ("пневменных"-ци1) задатков на продолжительность жизни и возможность достичь благосостояния. Он критически изложил концепцию трех видов "предопределения": 1) "правильное" (чжэн мин) - максимальная степень благосостояния, которой человек способен достичь при своих природных задатках; 2) "окказиональное" (суй мин) - достижение благосостояния при концентрации усилий на должном действии и бедствие в случае "подчинения чувственности и разгулу страстей" того, на кого это "предопределение" нисходит; 3) "инцидентное" (цзао мин) - когда "благие" (шань) действия приводят к пагубным последствиям из-за неизвестных человеку неблагоприятных внешних факторов. Сюнь Юэ (2 в.) выделял "три категории" (сань пинь) "небесного предопределения", связанные с качеством "природы" человека. Основываясь на положении Конфуция о неизменности высшей мудрости и низшей глупости, он определил высшую и низшую категории "предопределения" как неизменные, а среднюю поставил в зависимость от "человеческих дел" - ее можно изменить в ту или иную сторону.
ЛИТЕРАТУРА
Кроль Ю.Л. Сыма Цянь - историк. М., 1970 Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии. - В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998