Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мои

Толковый словарь

мн. разг.

Близкие, родные, родственники.

Синонимы к слову мои

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

мои (moi) даниель арап

Большой энциклопедический словарь

МОИ (Moi) Даниель Арап (р. 1924) - президент Кении с 1978. Председатель партии Национальный союз африканцев Кении с 1978. В 1967-78 вице-президент.

Полезные сервисы

мои глаза не могут различать от ижицы аза!

Сборник слов и иносказаний

На все твои затеи

Не могут отвечать и сами грамотеи.

И мне ль о том судить, когда мои глаза

Не могут различать от ижицы аза!

Фонвизин. К слугам моим.

См. аза в глаза не смыслит.

Полезные сервисы

мои года - мое богатство

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Из «Песни о годах» (опубл. 1982), написанной композитором Георгием Мовсесяном на стихи поэта Роберта Ивановича Рождественского (1932- 1994):

Пусть голова моя седа,

Зимы мне нечего бояться.

Не только груз мои года.

Мои года - мое богатство.

Иносказательно:е выражение гордости за достойно прожитые годы.

Синонимы к слову мои года - мое богатство

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

мои даниель арап

Энциклопедический словарь

Мо́и Даниель Арап (Moi) (р. 1924), президент Кении с 1978. Председатель партии Национальный союз африканцев Кении с 1978. В 1967-78 вице-президент.

* * *

МОИ Даниель Арап - МО́И (Moi) Даниель Арап (р. 1924), президент Кении с 1978. Председатель партии Национальный союз африканцев Кении с 1978. В 1967-78 вице-президент.

Полезные сервисы

мои левктры и мантинея

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Из истории Древней Греции. Выражение обязано своим рождением великому древнегреческому (город-государство Фивы, область Беотия) полководцу Эпаминонду (ок. 418-362 до н. э.).

Однажды войско Спарты вторглось в другую греческую область - Беотию. Встреча спартанцев с войском беотийского полководца Эпами-нонда состоялась около местечка Левктры. Количество всадников противостоящих сил было равным - по одной тысяче, но пеших воинов у спартанцев было больше - 10 тысяч против 6 тысяч беотийцев. Чтобы компенсировать этот недостаток, Эпаминонд построил свое войско в виде кочерги: узкая фаланга, состоящая из ополченцев, которым было предписано не наступать, а лишь держать удар, обороняться, и колонна из пятидесяти коротких шеренг отборных воинов на конце этой фаланги. Беотийский вождь рассчитывал, что эта ударная колонна сделает главное - разрушит фалангу противника.

И «конец кочерги» сыграл свою роль - ряды спартанцев под его ударом смешались, управление войском было потеряно, и беотийцы одержали победу. Это был полный разгром: в битве погиб даже царь спартанцев Клеомброт - первый и единственный случай в истории Спарты.

Через несколько лет опять состоялась битва беотийцев со спартанцами, на сей раз у Мантинеи. И опять Эпаминонд одержал полную победу, благодаря уже испытанной тактике. Древнегреческий историк Ксено-фонт писал: «Эпаминонд двигал войско узкой частью, как военный корабль, полагая, что в том месте, где ему удастся прорвать линию неприятельского расположения, он нанесет окончательное поражение и всему вражескому войску. И действительно, не ошибся в своих расчетах: одержав победу в том месте, где он врезался в ряды противника, он обратил в бегство все вражеское войско».

Но радость беотийцев была омрачена смертельной раной Эпаминон-да. Он умирал, и, поскольку детей-наследников у него не было, его сподвижники сокрушались, что некому будет нести дальше его славу. На это он и ответил, что оставляет согражданам «двух своих дочерей - Левктры и Мантинею», то есть две свои победы - главное дело его жиз-, ни. Полководец тем самым хотел сказать, что пока будет жива о них память, будут помнить и его имя.

Он оставил соотечественникам и свою тактику, которой пользовались военачальники всех последующих времен. Поскольку быть сильным по всему фронту невозможно, надо добиться решающего преимущества на главном направлении удара, а на прочих - лишь сковать силы противника. Эту тактику использовал и Наполеон.

Оборот «мои (его, ее, их ) Левктры и Мантинея» обычно используется, когда говорят о деле всей жизни, о труде, который может прославить имя человека, его свершившего.

Полезные сервисы

мои подштаники

Синонимы к слову мои подштаники

нареч, кол-во синонимов: 3

здравствуйте, мое почтение, приветствую вас

Полезные сервисы

мои подштанники

Словарь русского арго

ПОДШТАННИКИ, -ов, мн. (или мои подштанники). Ирон.

Мое почтение, приветствую вас.

Возм. из арго семинаристов или дореволюционных студентов.

Полезные сервисы

мои расхождения с советской властью чисто стилистические

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Из одного из интервью, которое дал во Франции вскоре после вынужденного выезда из СССР (1973) писатель Андрей Донатович Синявский (псевдоним- «Абрам Терц», 1925-1997).

В выступлении (11 февраля 1965 г.) на суде, который состоялся в СССР над ним и его коллегой Ю. М. Даниэлем, А. Д. Синявский сказал: «Вкусы и нормы, распространенные в советской литературе, (...) не совпадали с моими писательскими и литературными вкусами. Особенности моего литературного творчества (...) отличаются от того, что у нас принято, (...) не политикой, а художественным мироощущением».

Иронически: о несогласии с политикой власти в том, что касается предлагаемого ею образа («стиля») жизни, типа общественных отношений и т. д.

Полезные сервисы

мои сборы - онучи да оборы

Пословицы и поговорки Даль

Мои сборы - онучи да оборы (т. е. немного).

См. ПОРА - МЕРА - СПЕХ

Полезные сервисы

мои университеты

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Название автобиографической повести (1923) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936), Так писатель говорит о «школе жизни», которую он прошел, работая у разных людей..

Иносказательно: о личном жизненном опыте, который сформировал личность, убеждения, принципы человека.

Полезные сервисы

моизм

Энциклопедия Кольера

МОИЗМ - "школа Мо" (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, сформировавшееся в 5-4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4-3 вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности его адептов, сплоченных в военно-религиозный "орден" и способных на такие радикальные акции, как массовое самоубийство (более 180 человек во главе с Мэн Шэном) и казнь собственного сына (Фу Дунем). Согласно теории происхождения древнекитайских философских школ, выдвинутой Лю Синем (46 до н.э. - 23 н.э.) и зафиксированной Бань Гу (32-92) в библиографическом каталоге И вэнь чжи (Трактат об искусстве и литературе), вошедшем в Хань шу (Книга [[о династии]] Хань), моизм создали выходцы из храмовых сторожей. Развивший эту теорию в 20 в. и основывающийся на отраженном в гл. 50 "Популярные учения" (Сянь сюэ) трактата Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) определении конфуцианцев и моистов как "жу" ("ученые интеллектуалы") и "ся" ("воины-удальцы, рыцари"), Фэн Юлань (1895-1990) связал происхождение моизма с социальной прослойкой "рыцарей", что должно объяснять повышенный интерес его представителей к военной тематике и их альтруистическое народолюбие. Моизм явился одной из первых теоретических реакций на конфуцианство. Создатель и единственный крупный представитель школы, названной его именем, - Мо Ди, или Мо-цзы (490-468 - 403-376 до н.э.), согласно Хуайнань-цзы, первоначально был сторонником конфуцианства, а затем выступил с его резкой критикой. От других философских течений древнего Китая моизм отличают две специфические особенности: теологизированность и организационная оформленность, что вместе с повышенным интересом к логико-методологической проблематике окрашивало его в схоластические тона. Эта своеобразная секта выходцев из нижних слоев общества, прежде всего ремесленников и внештатных воинов-удальцов, очень напоминала пифагорейский союз и возглавлялась "великим учителем" (цзюй цзы), который, согласно Чжуан-цзы (гл. 33), считался "совершенномудрым" (шэн) и которого Го Можо (1892-1978) сравнил с папой римским. Реконструируется следующая преемственность обладателей данного поста: Мо Ди - Цинь Гули (Хуали) - Мэн Шэн (Сюй Фань) - Тянь Сян-цзы (Тянь Цзи) - Фу Дунь. Затем в конце 4 в. до н.э., по-видимому, произошел распад единой организации на два или три направления "отделившихся моистов" (бе мо), во главе которых стояли Сянли Цинь, Сянфу (Бофу), Дэнлин. После теоретического и практического разгрома моизма во второй половине 3 в. до н.э., обусловленного его собственной дезинтеграцией и антигуманитарными репрессиями при династии Цинь (221-207 до н.э.), а также конфуцианскими запретами в эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), он продолжал существовать лишь как духовное наследие, коллективно выработанное несколькими поколениями его представителей, целиком приписанное главе школы и закрепленное в глубоком и обширном, но плохо сохранившемся трактате Мо-цзы. Учение самого Мо-цзы изложено в десяти начальных главах, названия которых отражают его основополагающие идеи: "Почитание достойных" (Шан сянь), "Почитание единения" (Шан тун), "Объединяющая любовь" (Цзянь ай), "Отрицание нападений" (Фэй гун), "Сокращение потребления" (Цзе юн), "Сокращение погребальных [[расходов]]" (Цзе цзан), "Воля Неба", (Тянь чжи), "Духовидение" (Мин гуй), "Отрицание музыки" (Фэй юэ), "Отрицание предопределения" (Фэй мин). Все они разбиты на три схожие друг с другом части, что явилось следствием отмеченного в гл. 33 Чжуан-цзы и гл. 50 Хань Фэй-цзы разделения моистов на три направления, каждое из которых оставило свой вариант изложения общих положений. В середине трактата помещены главы "Канон" (Цзин), "Изъяснение канона" (Цзин шо), каждая в двух частях; "Большой выбор" (Да цюй) и "Малый выбор" (Сяо цюй), которые вместе называются "Моистским каноном" (Мо цзин), или "Моистской диалектикой" (Мо бянь), и представляют собой формализованный текст, демонстрирующий высшие достижения древнекитайской протологической методологии, полученные к 3 в. до н.э. в кругах поздних моистов или, согласно гипотезе Ху Ши (1891-1962), последователей "школы имен". Содержание данного раздела Мо-цзы, охватывающее прежде всего гносеологическую, логико-грамматическую, математическую и естественнонаучную проблематику, благодаря ее сложности и специфической (интенсиональной) форме изложения стало малопонятным уже для ближайших потомков. Заключительные главы трактата, позднейшие по времени написания, посвящены более конкретным вопросам обороны городов, фортификации и сооружения защитных орудий. Главный пафос социально-этического ядра моистской философии - аскетическое народолюбие, предполагающее безусловный примат коллективного над индивидуальным и борьбу с частным эгоизмом во имя общественного альтруизма. Интересы народа в основном сводятся к удовлетворению элементарных материальных потребностей, определяющих его поведение: "В урожайный год люди гуманны и добры, в неурожайный - негуманны и злы" (Мо-цзы, гл. 5). С этой точки зрения традиционные формы этико-ритуальной благопристойности (ли2) и музыки рассматриваются как проявления расточительства. Строго иерархичной конфуцианской гуманности (жэнь), которую моисты называли "разделяющей любовью" (бе ай), направленной только на своих близких, они противопоставили принцип всеобъемлющей, взаимной и равной "объединяющей любви" (цзянь ай), а конфуцианскому антиутилитаризму и антимеркантилизму, превозносившему должную справедливость (и) над пользой/выгодой (ли3), - принцип "взаимной пользы/выгоды" (сян ли). Высшим гарантом и точным (как циркуль и угольник для круга и квадрата) критерием обоснованности этой позиции моисты считали деифицированное Небо (тянь), которое приносит счастье тому, кто испытывает к людям объединяющую любовь и приносит им пользу/выгоду. Выступающее в качестве универсального "образца/закона" (фа), "благодатное" (дэ) и "бескорыстное" (у сы) Небо, с их точки зрения, не имея ни личностных, ни антропоморфных атрибутов, тем не менее обладает волей (чжи3), помыслами (и3), желаниями (юй) и одинаково любит все живое: "Небо желает жизни Поднебесной и ненавидит ее смерть, желает ее пребывания в богатстве и ненавидит ее бедность, желает ей находиться в порядке и ненавидит смуту в ней" (Мо-цзы, гл. 26). Одним из источников, дающих возможность судить о воле Неба, признавались посредствующие между ним и людьми "нави и духи" (гуй шэнь), о существовании которых свидетельствуют исторические источники, сообщающие, что с их помощью "в древности совершенномудрые правители наводили порядок в Поднебесной", а также уши и глаза многих современников. В позднем моизме, переориентировавшемся с теистических аргументов на логические, всеобъемлемость любви доказывалась тезисом "Любить людей не значит исключать себя", предполагающим вхождение субъекта ("себя") в число "людей", а контрарная оппозиция между апологией пользы/выгоды и признанием должной справедливости "желанной Небу" и являющейся "самым ценным в Поднебесной" снималась прямой дефиницией: "должная справедливость есть польза/выгода". Борясь с ассимилированной конфуцианством древней верой в "небесное предопределение"

(тянь мин, см. МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ),

моисты утверждали, что в судьбах людей нет фатального предопределения (мин), поэтому человек должен быть активен и деятелен, а правитель - внимателен к достоинствам и талантам, которые следует почитать и продвигать независимо от социальной принадлежности. Результатом правильного взаимодействия верхов и низов на основе принципа равных возможностей, согласно Мо-цзы, должно стать всеобщее "единение" (тун), т.е. преодолевшее животный хаос и первобытные смуты всеобщей взаимной вражды централизованно управляемое, машинообразное, структурное целое, которое составляют Поднебесная, народ, правители, государь и само Небо. Эта идея, по мнению некоторых специалистов (Цай Шансы, Хоу Вайлу), породила знаменитую социальную утопию Великого единения (да тун), описанную в гл. 9 Ли юнь ("Циркуляция благопристойности") конфуцианского трактата Ли цзи. В связи с особым вниманием со стороны представителей "школы имен" к категории "тун" в значении "тождество/подобие" поздние моисты подвергли ее специальному анализу и выделили четыре главных разновидности: "Два имени (мин2) одной реалии (ши) - [[это]] тун [[как]] повторенность (чун). Невыделенность из целого - [[это]] тун [[как]] единотелесность (ти). Совместное нахождение в помещении - [[это]] тун [[как]] совпадение (хэ3). Наличие основания для единения (тун) - [[это]] тун [[как]] родственность (лэй)" (Цзин шо, ч. 1, гл. 42). Важнейшим выводом из моистского идеала всеобщего "единения" стал призыв к антимилитаристской и миротворческой деятельности, который подкреплялся теорией фортификации и обороны. Для отстаивания и пропаганды своих взглядов моисты разрабатывали специальную технику убеждения, которая привела к созданию оригинальной эристико-семантической протологики, ставшей их главным вкладом в китайскую духовную культуру. Вплоть до 18-19 вв. трактат Мо-цзы занимал маргинальное положение в традиционной китайской культуре, специфическим проявлением чего стало включение его в 15 в. в состав канонической даосской библиотеки Дао цзан (Сокровищница дао), хотя уже в Мэн-цзы была отмечена противоположность моизма и даосизма (представленного Ян Чжу). Повышенный интерес к моизму, возникший в конце 19 - начале 20 в. и поддержанный такими видными мыслителями и общественными деятелями, как Тань Сытун (1865-1898), Сунь Ятсен (1866 -19 25), Лян Цичао (1873-1923), Лу Синь (1881-1936), Ху Ши и другими, обусловливался, во-первых, общей тенденцией видеть в нем древнее провозвестие утилитаризма, социализма, коммунизма, марксизма и даже христианства, что затем обернулось его обличением Го Можо как тоталитаризма фашистского типа, а во-вторых, стимулированной столкновением с Западом активизацией поисков китайских аналогов западной научной методологии.

ЛИТЕРАТУРА

Го Мо-жо. Эпоха рабовладельческого строя. М., 1956 Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959 Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1973 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 Титаренко М.Л. Влияние Мо Ди и его школы на развитие философской и общественно-политической мысли Китая. - Новое в изучение Китая, ч. 2. М., 1988 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Великие мыслители Востока. М., 1998 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999

Полезные сервисы

моика

Словарь русских имен

-и, ж. Редк.; стар. Мои́ко, -и.

Производные: И́ка.

† 8 апр.

Словарь имён

-и, жен. Редк.; стар. Моико, -и.

Производные: Ика.

Именины: 8 апр.

Сканворды для слова моика

- Женское имя.

Полезные сервисы

моико

Словарь русских имен

-и, ж. Стар. форма имени Моика (см.).

Словарь имён

-и, жен. Стар. форма имени (см. Моика).

Именины

ж 8 апреля (26 марта) - мученица Моико.

Полезные сервисы

моим добром, да меня ж в рыло

Пословицы и поговорки Даль

Моим добром, да меня ж в рыло.

См. ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Полезные сервисы

моина

Сканворды для слова моина

- Героиня трагедии Владислава Озерова «Фингал», упомянутая в пушкинском «Евгении Онегине».

Полезные сервисы

моисеев

Орфографический словарь

Моисе́ев, -а, -о (от Моисе́й): зако́н Моисе́ев, Моисе́евы за́поведи, Моисе́евы скрижа́ли

Грамматический словарь

Моисе́ев ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

МОИСЕЕВ

Порой фамилии могут разъяснить и суть бытования имен. Известный русский ученый-языковед И.И. Срезневский, исследовавший древние минеи, ни разу не обнаружил в них имени Моисей, а Мосей попался дважды. В этой форме оно и существовало столетия и образовало фамилии Мосеев, Мосеичев, Мосейкин, Мосин, Мосичев, Мосягин, Мосякин. Моисеев, Моисеенко, Моисеенков, Мойсеев - тоже из этого ряда, но в их основе календарная форма имени Моисей (в переводе с древнееврейского - ‘взятый от воды’).

МОИСЕЕНКО МОИСЕЕВ МОИСЕЕНКОВ МОЙСЕЕВ МОСЕИЧЕВ МОСИЧЕВ МОИСЕЕНКО МОЙСЕЕНКО МОСЕЙЧУК

От крестильного имени Моисей - спасенный из воды (др. евр.) и его форм: Моня - Монин, просторечной Мосей - Мосеев и др.. .(Э)

МОИСЕЕВ

Порой фамилии могут разъяснить и суть бытования имен. Известный русский ученый-языковед И.И. Срезневский, исследовавший древние минеи, ни разу не обнаружил в них имени Моисей, а Мосей попался дважды. В этой форме оно и существовало столетия и образовало фамилии Мосеев, Мосеичев, Мосейкин, Мосин, Мосичев, Мосягин, Мосякин. Моисеев, Моисеенко, Моисеенков, Мойсеев - тоже из этого ряда, но в их основе календарная форма имени Моисей (в переводе с древнееврейского - ‘взятый от воды’).

Сканворды для слова моисеев

- Российский артист эстрады, считающий, что «голубая луна всему виной».

- Российский эстрадный певец, спевший про щелкунчика.

- В юности этот будущий основатель Ансамбля народного танца слыл «первой доской» Большого театра.

- Его называли Князем Игорем народного танца.

- Дожив до 100 лет, этот балетмейстер получил ордена Ярослава Мудрого и «За заслуги перед Отечеством».

- Знаменитый российский пятиборец, двукратный олимпийский чемпион (2004 и 2008) в личном зачёте.

- Советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля народного танца.

Полезные сервисы

моисеев евгений иванович

Энциклопедический словарь

Моисе́ев Евгений Иванович (р. 1948), математик, член-корреспондент РАН (1997). Труды по информатике и математической физике.

* * *

МОИСЕЕВ Евгений Иванович - МОИСЕ́ЕВ Евгений Иванович (р. 1948), российский ученый в области информатики и математической физики, действительный член РАН (с 2003, член-корреспондент с 1997). Основные труды по решению актуальных задач математической физики - в газодинамике, теории турбулентной плазмы, теории вынужденных колебаний и др.

Большой энциклопедический словарь

Моисе́ев Евгений Иванович (р. 1948), математик, член-корреспондент РАН (1997). Труды по информатике и математической физике.

Полезные сервисы

моисеев закон

Словарь иностранных слов

МОИСЕЕВ ЗАКОН - 1) законодательство, изложенное в Пятикнижии (см.); 2) еврейское вероисповедание.

Полезные сервисы

моисеев иг. ал-др

Гуманитарный словарь

МОИСЕ́ЕВ Иг. Ал-др. (род. 1906) - артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1924 (ученик А. Горского). В 1924-39 артист Большого т-ра. Среди его партий: Иосиф ("Иосиф Прекрасный"), Рауль ("Теолинда"), Раб ("Корсар"), Мато ("Саламбо"), Футболист ("Футболист"). Там же поставил балеты: "Футболист" (1930, комп. В. Оранский, совм. с А. Лацилиным), "Саламбо" (1932, А. Арендс), "Три толстяка", а также танцы в оп. "Кармен", "Демон" и др. В своих ранних балетах М. увлеченно стремился передать в танце реальную человеч. пластику. Герои были типизированы, гротескны, танц. язык непривычно остер и разнообразен. Стремление М. к использованию в танце б. разноплановых изобр. средств привело его в 1936 к рук-ву хореогр. отд-нием моск. Т-ра народного т-ва. В 1937 М. создает Ансамбль народ. танца СССР, к-рый стал уникальным явлением в обл. отеч. и мир. танц. культуры. М. - бессменный рук. этого коллектива, сочинил для него более 200 танц. миниатюр, фольк. циклов, хореогр. сюит и целых балетов. Одноврем. М. не порывает и с классич. балетом, в 1958 он ставит в Большом т-ре "Спартак". В 1966 создает "Хореогр. концертный ансамбль", к-рым руководит до 1971 (ныне труппа именуется "Моск. театром балета СССР").

Половецкие пляски. Постановка И. А. Моисеева

Половецкие пляски. Постановка И. А. Моисеева

Полезные сервисы

моисеев игорь александрович

Энциклопедический словарь

Моисе́ев Игорь Александрович (р. 1906), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976). Поставил в Большом театре: «Футболист» (1930), «Три толстяка» (1935, оба В. А. Оранского), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1958) и др. Организатор и руководитель Ансамбля народного танца СССР (1937; с 1991 Ансамбль народного танца). Постановки: «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (1978), «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1984), «Еврейская сюита» (1994) и др. Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985), Ленинская премия (1967), Государственная премия Российской Федерации (1995). Профессор (с 1997).

* * *

МОИСЕЕВ Игорь Александрович - МОИСЕ́ЕВ Игорь Александрович [8 (21) января 1906, Киев - 2 ноября 2007, Москва], российский танцовщик и балетмейстер. Народный артист СССР (1953). Герой Социалистического Труда (1976). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985). Государственная премия России (1995).

В 1924 окончил Московское хореографическое училище (педагог А. А. Горский (см. ГОРСКИЙ Александр Алексеевич)). В 1924-39 в Большом театре. Исполнял партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко), Футболист («Футболист» В. А. Оранского), Мато («Саламбо» А. Ф. Арендса) и др. Поставил балеты: «Футболист» В. А. Оранского (1930, совместно с Л. А. Лащилиным), «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1930, совместно с А. М. Мессерером (см. МЕССЕРЕР Асаф Михайлович) и Лащилиным), «Три толстяка» Оранского (1935), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1958; первая постановка в Большом театре). Ставил танцы в операх: «Турандот» Дж. Пуччини (1930), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1932), «Кармен» Ж. Бизе (1936) и др. В своих балетмейстерских работах Моисеев стремился к непрерывности драматургического развития действия, выраженного средствами классической и народной хореографии. Его балеты отличались театральностью формы, остротой сюжета, выразительностью танцевального языка.

В 1937 Моисеев создал Ансамбль народного танца СССР (см. АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА), равного которому нет в мире: с тех пор он его бессменный руководитель и постановщик всех программ. Этот ансамбль (с самого начала неофициально зовущийся «моисеевским») стал новаторским явлением в истории мировой хореографической культуры, новым видом танцевально-сценического искусства, основанного на слиянии самобытности народного творчества с академической основой танца. Моисеев поставил разнообразные по жанру фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Дорога к танцу», «Скоморохи» (оба 1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба 1978), «На катке» (1980), «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1984), «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960-89), цикл зарубежных танцев (1960-91; 30 номеров), «Греческая сюита» на музыку М. Теодоракиса (1991), «Еврейская сюита» (1994) и др. Моисеев владеk глубочайшим знанием хореографической лексики, обладал богатой фантазией и изобретательностью в сочинении ярких пластических характеристик персонажей. В своих постановках он являлся не только хореографом, но и режиссером, и драматургом.

В 1966 организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне - Государственный театр балета под руководством Н. Д. Касаткиной (см. КАСАТКИНА Наталья Дмитриевна) и В. Ю. Василева (см. ВАСИЛЕВ Владимир Юдич)), которым руководил до 1970. Творчеству Моисеева посвящены документальный фильм «Вечное движение» («Perpetuum mobile», 1967), телефильм «Балет Игоря Моисеева» (1982). Моисеев - автор книги «Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь» (1996), а также ряда статей по вопросам танцевального искусства. Почетный член Академии танца в Париже (1953). В 1994 в Москве был проведен Фестиваль музыки и танца в честь Моисеева. В 2000 был удостоен медали Моцарта - одной из наиболее почетных наград ЮНЕСКО.

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЕВ Игорь Александрович (р. 1906) - российский балетмейстер, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976). Организатор и руководитель Ансамбля народного танца СССР (1937). Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985).

Полезные сервисы

моисеев илья иосифович

Энциклопедический словарь

Моисе́ев Илья Иосифович (р. 1929), физикохимик, академик РАН (1992). Основные работы по металлокомплексному катализу, кинетике и механизмам жидкофазных органических реакций; разработал высокоэффективные катализаторы превращений углеводородов.

* * *

МОИСЕЕВ Илья Иосифович - МОИСЕ́ЕВ Илья Иосифович (р. 1929), российский физикохимик, академик РАН (1992). Основные работы по металлокомплексному катализу, кинетике и механизмам жидкофазных органических реакций; разработал высокоэффективные катализаторы превращений углеводородов.

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЕВ Илья Иосифович (р. 1929) - российский физикохимик, академик РАН (1992). Основные работы по металлокомплексному катализу, кинетике и механизмам жидкофазных органических реакций; разработал высокоэффективные катализаторы превращений углеводородов.

Полезные сервисы

моисеев никита николаевич

Энциклопедический словарь

Моисе́ев Никита Николаевич (1917-2000), учёный в области общей механики и прикладной математики, академик РАН (1984) и РАСХН (1985). Труды по динамике, численным методам теории оптимального управления, по разработке моделей динамики биосферы, её стабильности в условиях антропогенных воздействий. Президент Московского независимого эколого-политологического университета (с 1986), главный редактор журнала «Экология и жизнь» (с 1995). Государственная премия СССР (1980).

* * *

МОИСЕЕВ Никита Николаевич - МОИСЕ́ЕВ Никита Николаевич [10 (23) августа 1917, Москва - 29 февраля 2000], российский ученый в области общей механики и прикладной математики, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), академик Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) (1985). Труды по динамике, численным методам теории оптимального управления. Государственная премия СССР (1980).

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЕВ Никита Николаевич (р. 1917) - российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), академик Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) (1985). Труды по динамике, численным методам теории оптимального управления. Государственная премия СССР (1980).

Полезные сервисы

моисеев, игорь александрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Игорь Александрович Моисеев.

Игорь Александрович Моисеев.

МОИСЕЕВ Игорь Александрович (родился в 1906), артист балета, балетмейстер. В 1924 - 39 в Большом театре. Исполнил партию Иосифа в "Иосифе Прекрасном" С.Н. Василенко. С 1930 там же ставил балеты: "Футболист" В.А. Оранского (1930), "Спартак" А.И. Хачатуряна (1958). Организатор и руководитель (с 1937) Ансамбля народного танца СССР; с 1991 - Государственный академический ансамбль народного танца. Создатель нового жанра - сценического народного танца ("Картинки прошлого", "Славянский концерт", "Сиртаки"). Поставил также "Половецкие пляски" на музыку А.П. Бородина, "Ночь на Лысой горе" на музыку М.П. Мусоргского. В 1966 организовал ансамбль "Молодой балет" (с 1977 Московский государственный театр балета).

Полезные сервисы

моисеева

Этимологический словарь

Моисе́ева

доро́га "млечный путь" (см. Мельников 6, 138). От Моисе́й, др.-русск., ст.-слав. Моисии из греч. Μωϋσῆς. Ср. др. названия: мле́чный путь, Баты́ева доро́га.

Сканворды для слова моисеева

- Российская фигуристка, выступавшая в парном катании с А.Миненковым.

Полезные сервисы

моисеева дорога

Толковый словарь Даля

МОИСЕЕВА ДОРОГА, дороги, пути, пояс, млечный путь.

Сборник слов и иносказаний

моисеева дорога (народн.) - млечный путь

Ср. Ясно горят звезды в глубоком темно-синем небе, бледным светом тихо мерцает Моисеева дорога.

Мельников. В лесах. 4, 7.

См. млечный путь.

Синонимы к слову моисеева дорога

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

моисеева ольга ник

Гуманитарный словарь

МОИСЕ́ЕВА Ольга Ник. (р. 1928) - артистка балета, педагог. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1947 (кл. А. Вагановой). В 1947-73 артистка т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Гертруда ("Гамлет"), Каролина ("В порт вошла "Россия"). Среди др. ее ролей: Сюимбике ("Шурале"), Эгина ("Спартак"), Сари ("Тропою грома"), Кривляка ("Золушка"), Эльзевира ("Клоп"), Гаянэ ("Гаянэ"), Лауренсия ("Лауренсия"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Жизель ("Жизель"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Никия ("Баядерка"), Раймонда ("Раймонда"), Китри ("Дон Кихот"). Классич. балерина, М. обладала беспокойным артистич. темпераментом. Ее сценич. диапазон велик: от взволнованной лирики до танц. гротеска, от традиц. романтич. партий до экспрессивности совр. хореографии. Иск-во М. запечатлено в т/ф "Танцует Ольга Моисеева". С 1972 педагог-репетитор т-ра им. Кирова.

Полезные сервисы

моисеева ольга николаевна

Энциклопедический словарь

Моисе́ева Ольга Николаевна (р. 1928), артистка балета, педагог, народная артистка СССР (1983). В 1947-73 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Главные партии в балетах: «Раймонда» А. К. Глазунова, «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот», «Баядерка» (оба - Л. Ф. Минкуса), «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Меликова и др. С 1972 педагог-репетитор там же.

* * *

МОИСЕЕВА Ольга Николаевна - МОИСЕ́ЕВА Ольга Николаевна (р. 1928), российская артистка балета, педагог, народная артистка СССР (1983). В 1947-73 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Главные партии в балетах «Раймонда», «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спартак», «Гаянэ», «Бахчисарайский фонтан», «Легенда о любви» и др.

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЕВА Ольга Николаевна (р. 1928) - российская артистка балета, педагог, народная артистка СССР (1983). В 1947-73 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Главные партии в балетах "Раймонда", "Жизель", "Дон Кихот", "Баядерка", "Спартак", "Гаянэ", "Бахчисарайский фонтан", "Легенда о любви" и др.

Полезные сервисы

моисеево вероисповедание

Синонимы к слову моисеево вероисповедание

См. вера...

Полезные сервисы

моисеенко

Словарь русских фамилий

МОИСЕЕНКО МОИСЕЕВ МОИСЕЕНКОВ МОЙСЕЕВ МОСЕИЧЕВ МОСИЧЕВ МОИСЕЕНКО МОЙСЕЕНКО МОСЕЙЧУК

От крестильного имени Моисей - спасенный из воды (др. евр.) и его форм: Моня - Монин, просторечной Мосей - Мосеев и др.. .(Э)

Сканворды для слова моисеенко

- Украинский юморист, участник дуэта «Кролики».

Полезные сервисы

моисеенко валентин григорьевич

Энциклопедический словарь

Моисе́енко Валентин Григорьевич (р. 1930), геолог, академик РАН (1997). Труды по геологии и геохимии рудных месторождений.

* * *

МОИСЕЕНКО Валентин Григорьевич - МОИСЕ́ЕНКО Валентин Григорьевич (р. 1930), российский геолог, академик РАН (1997; член-корреспондент РАН с 1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по геологии и геохимии (см. ГЕОХИМИЯ) рудных месторождений (см. РУДНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ) .

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЕНКО Валентин Григорьевич (р. 1930) - российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по геологии и геохимии рудных месторождений.

Полезные сервисы

моисеенко евсей евсеевич

Энциклопедический словарь

Моисе́енко Евсей Евсеевич (1916-1988), живописец, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986). Романтические, экспрессивно исполненные картины, посвящённые Гражданской и Великой Отечественной войнам (циклы «Годы боевые», «Память»). Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1983).

* * *

МОИСЕЕНКО Евсей Евсеевич - МОИСЕ́ЕНКО Евсей Евсеевич (1916-88), российский живописец, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986). Романтические, экспрессивно исполненные картины, посвященные Гражданской и Великой Отечественной войнам (циклы «Годы боевые», «Память»). Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1983).

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЕНКО Евсей Евсеевич (1916-88) - российский живописец, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986). Романтические, экспрессивно исполненные картины, посвященные Гражданской и Великой Отечественной войнам (циклы "Годы боевые", "Память"). Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1983).

Гуманитарный словарь

МОИСЕ́ЕНКО Евсей Евсеевич (1916-88) - живописец, педагог, нар. художник СССР (1970), дейст. чл. АХ СССР (1973); учился в Моск. худож.-промышл. уч-ще им. М. И. Калинина (1931-35), во Всерос. АХ в Ленинграде (1936-47). Большое влияние на М. оказал А. А. Осмеркин. М. - автор сюжетных живоп. композиций, пейзажей, портретов, рисовальщик. Характерна свободная живоп. манера, приверженность к гамме охристых красок, тоновая моделировка формы, точный чеканный рисунок. Важную роль в формировании творч. манеры сыграло использование шир. круга традиций рус. и мирового иск-ва (от др.-рус. до иск-ва П. Сезанна, П. Пикассо и т. д.). Значит. место в тв-ве принадлежит темам отеч. истории далекого и близкого прошлого, осмысленных в частных конкретных ситуациях, сюжетах, соотнесенных с вечными проблемами бытия. Развитие тем во времени и пространстве, поиски шир. обобщений приводят М. к созданию серий или циклов, использованию символики, метафоры, аллегории. Среди лучших произв. М. - "Черешня", 1969; "Победа", 1970-72 и др. В 1959-88 руководил перс. мастерской в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Лит.: Кекушева Г. Евсей Моисеенко. М., 1981; Евсей Евсеевич Моисеенко: Каталог выст. Л., 1982; Леонова Н. Г. Евсей Моисеенко. Л., 1989.

Полезные сервисы

моисеенко пётр анисимович

Энциклопедический словарь

Моисе́енко Пётр Анисимович (настоящая фамилия Анисимов) (1852-1923), один из первых российских рабочих-революционеров, ткач. Организатор Морозовской стачки 1885, свыше 10 лет провёл в тюрьмах и ссылке. С начала 1890-х гг. социал-демократ, участник Революции 1905-07. Автор «Воспоминаний».

* * *

МОИСЕЕНКО Петр Анисимович - МОИСЕ́ЕНКО (наст. фам. Анисимов) Петр Анисимович (1852-1923), один из первых российских рабочих-революционеров, ткач. Организатор Морозовской стачки (см. МОРОЗОВСКАЯ СТАЧКА 1885) 1885, св. 10 лет в тюрьмах и ссылке. Автор «Воспоминаний».

Полезные сервисы

моисеенко петр анисимович

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЕНКО (наст. фам. Анисимов) Петр Анисимович (1852-1923) - один из первых российских рабочих-революционеров, ткач. Организатор Морозовской стачки 1885, св. 10 лет в тюрьмах и ссылке. Автор "Воспоминаний".

Полезные сервисы

моисеенко татьяна ивановна

Энциклопедический словарь

МОИСЕЕНКО Татьяна Ивановна - МОИСЕ́ЕНКО Татьяна Ивановна (р. 1949), российский гидролог (см. ГИДРОЛОГИЯ), член-корреспондент РАН (1997). Исследования в области оценки критических нагрузок на поверхностные воды в районах Севера. Обосновала критерии регистрации параметров антропогенного воздействия, ранней диагностики нарушения в водных экосистемах, предложила методологию нормирования нагрузок на водные ресурсы (см. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ) Арктического бассейна.

Большой энциклопедический словарь

Моисе́енко Татьяна Ивановна (р. 1949), гидролог, член-корреспондент РАН (1997). С 1992 заведующая лабораторией Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН (г. Апатиты). Труды в области критических нагрузок на поверхностные воды Севера. Создала научную школу по водным проблемам суши Арктического бассейна.

Полезные сервисы

моисеенков

Словарь русских фамилий

МОИСЕЕНКО МОИСЕЕВ МОИСЕЕНКОВ МОЙСЕЕВ МОСЕИЧЕВ МОСИЧЕВ МОИСЕЕНКО МОЙСЕЕНКО МОСЕЙЧУК

От крестильного имени Моисей - спасенный из воды (др. евр.) и его форм: Моня - Монин, просторечной Мосей - Мосеев и др.. .(Э)

Полезные сервисы

моисеенков александр макарович

Энциклопедический словарь

Моисе́енков Александр Макарович (1935-1992), химик-органик, член-корреспондент РАН (1990). Труды в области синтеза природных органических соединений; разработал методы стереоспецифического синтеза природных олефинов. Государственная премия Российской Федерации (1998, посмертно).

* * *

МОИСЕЕНКОВ Александр Макарович - МОИСЕ́ЕНКОВ Александр Макарович (1935-92), российский химик-органик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды в области синтеза природных органических соединений; разработал методы стереоспецифического синтеза природных олефинов.

Полезные сервисы

моисеенков александр максимович

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЕНКОВ Александр Максимович (1935-92) - российский химик-органик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды в области синтеза природных органических соединений; разработал методы стереоспецифического синтеза природных олефинов.

Полезные сервисы

моисей

Толковый словарь

I м.

Предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся воды Красного моря.

II м.

Мужское имя.

Энциклопедический словарь

Моисе́й - в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождём этих племён Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе которого реализуется «союз» («завет») между Яхве и его народом. Вместе с Аароном, служащим косноязычному Моисею толмачом, ему удаётся вывести народ из египетского плена. На третий месяц по исходе Моисей получает на Синайской горе от Яхве десять заповедей (декалог), регулирующих поведение человека перед Богом. После 40-летних скитаний по пустыне народ достигает земли восточнее Иордана («земля обетованная»), самому же Моисею не суждено было перейти Иордан (Яхве карает его за погрешности в исполнении своего долга перед народом). В возрасте 120 лет он умирает на горе Нево. Почитается также в христианстве, исламе (пророк Муса).

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЙ - в Библии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся воды "Чермного" (Красного) м.; на горе Синай Бог дал Моисею скрижали с "10 заповедями". У иудеев, христиан и мусульман Моисей - пророк.

Энциклопедия Кольера

МОИСЕЙ со скрижалями Завета. Картина 15 в.

МОИСЕЙ со скрижалями Завета. Картина 15 в.

(13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза-завета Бога с Израилем, заключенного на горе Синай. Моисей - ключевая фигура в книгах Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Часто в нем видят основателя иудаизма как религиозной системы. Имя "Моисей" (евр. Моше), очевидно, египетского происхождения и означает "дитя". Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Единственным источником информации о нем служит библейский текст. Некоторые консервативные евреи и христиане считают Моисея автором Торы (Пятикнижия, т.е. первых пяти книг Библии), хотя в Торе ничего не говорится относительно ее авторства, кроме того, большинство исследователей сходятся во мнении, что она была составлена только в 5 в. до н.э. на основе нескольких более ранних памятников. Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян. Напуганный пророчеством фараон приказал умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола, и мать Моисея оставила его в корзине из тростника на берегу Нила, где он был обнаружен дочерью фараона и усыновлен ею. Моисей был воспитан при дворе фараона, однако сохранил связь со своими соплеменниками. Однажды он увидел, что египетский надсмотрщик избивает еврея; вступившись за соплеменника, он убил обидчика. После этого Моисей вынужден был бежать в пустыню к востоку от Египта. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского жреца Иофора (или Рагуила). Спустя много лет Бог явился Моисею и говорил с ним из объятого пламенем куста на горе Хорив. Он возложил на Моисея задачу вывести евреев из Египта в Палестину и открыл ему свое имя: "Я есмь Сущий" (Исх 3:14). Когда Моисей попытался уклониться от возложенной на него миссии, ссылаясь на свое косноязычие, Бог пообещал, что его брат Аарон будет его "устами". После этого Моисей встретился с Аароном и вместе с ним вернулся в Египет. Братья несколько раз обращались к фараону с просьбой, чтобы тот разрешил евреям покинуть страну, однако столкнулись с упорным отказом. В наказание за это Бог поразил египтян десятью "казнями", наихудшей из которых стала гибель всех египетских первенцев. Израильтяне же были избавлены от всех этих напастей, и в память об этом был учрежден праздник Пасхи. После этого израильтянам все же было позволено уйти. Однако фараон очень скоро переменил свое решение и снарядил погоню за евреями. Когда последние достигли Красного моря, Моисей полученной им от Бога силой заставил воды моря расступиться, и евреи перешли его посуху, а над войском фараона волны моря сомкнулись. На горе Синай Бог заключил с сынами Израиля союз-завет: "если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой... вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исх 19:5-6). Частью этого завета явились десять заповедей. Кроме них, в Законе, открытом Моисею Богом, содержались сотни предписаний и запретов морального и обрядового характера. Под руководством Моисея был изготовлен ковчег завета (для переноски и хранения скрижалей, на которых был записан Закон); Аарон был назначен первосвященником. В последующих повествовательных частях Пятикнижия речь идет главным образом о тех трудностях, с которыми сталкивался Моисей, будучи вождем народа, еще не привыкшего к послушанию Закону Божьему. Обнаружив, что израильтяне поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил первые две каменные скрижали (Исх 32). Люди в пустыне питались падавшей с небес манной, даром божьим, но она им надоела (Числ 11:6) и они возроптали. Против Моисея поднялось восстание во главе с Кореем, Дафаном и Авироном (Числ 16). При Мериве народ, страдавший от жажды, стал роптать, но Моисей напоил людей: от удара его жезла из скалы забила вода (Числ 20). Несмотря ни на что, ему удалось сохранить единство в народе, в частности благодаря поддержке его верного помощника Иисуса Навина. В Моаве, с восточного берега Иордана, Бог показал Моисею землю Палестины с вершины горы Фисвы (или Нево). Однако Бог не позволил Моисею вступить в обетованную землю по причине греха, совершенного им при Мериве. Видимо, грех состоял в том, что Моисей с Аароном сказали: "разве нам из этой скалы извести для вас воду?" (Числ 20:10), вместо того, чтобы подчеркнуть, что только Бог творит чудеса. Умер Моисей в Моаве в возрасте 120 лет. Многочисленные произведения искусства и литературы свидетельствуют, насколько сильно образ Моисея будоражил воображение людей с древности и по сегодняшний день. Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка. Моисей Микеланджело - быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике. Дж. Россини и А. Шенберг сочинили оперы о Моисее. З. Фрейд написал книгу Моисей и монотеизм, посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с еврейским народом. Однако самым великим памятником Моисею остается само еврейское вероисповедание, поскольку, как повествует Библия, именно при посредстве Моисея Бог Авраама, Исаака и Иакова был признан Богом Израиля.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Комэй Дж. Кто есть кто в Ветхом Завете. М., 1998

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Моисей. Скульптура Микеланджело. Капитолийский музей. Рим.

Моисей. Скульптура Микеланджело. Капитолийский музей. Рим.

МОИСЕЙ, в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождем этих племен Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе которого реализуется "союз" ("завет") между Яхве и его народом. Вместе с Аароном, служащим косноязычному Моисею толмачом, ему удается вывести народ из египетского плена, и на третий месяц по исходе Моисей получает на Синайской горе от Яхве десять заповедей (декалог), регулирующих поведение человека перед Богом. После 40-летних скитаний по пустыне народ достигает земли восточнее Иордана ("земля обетованная"), самому же Моисею не суждено было перейти Иордан (Яхве карает его за погрешности в исполнении своего долга перед народом). В возрасте 120 лет он умирает на горе Нево. Почитается в христианстве, исламе (пророк Муса).

Моисей. Скульптура Микеланджело. 1515-16. Церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Рим.

Моисей. Скульптура Микеланджело. 1515-16. Церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Рим.

Словарь церковнославянского языка

 сын Амрама, сына Каафа, сына Левия, сына патриарха Иакова (Исх. 2, 1; 6, 16 - 20), вождь и законодатель еврейского народа, пророк.

Орфографический словарь

Моисе́й, -я (Моисе́евич, Моисе́евна)

Синонимы к слову моисей

сущ., кол-во синонимов: 4

взятый от воды; Мосей; Моисейка, Мося, Мосейка, Мосяка, Моня, Монюка, Муля, Муня, Муся

Грамматический словарь

Моисе́й мо

Словарь русских имен

-я, м.; прост. Мосе́й2, -я.

Отч.: Моисе́евич, Моисе́евна; разг. Моисе́ич.

Производные: Моисе́йка; Мо́ся; Мосе́йка; Мося́ка; Мо́ня; Моню́ка; Му́ля; Му́ня; Му́ся.

[Др.-евр. личное имя Mōše (еврейский законодатель).]

† 27 янв., 7 февр., 8 марта, 30 апр., 8 авг., 10 авг., 21 авг., 10 сент., 17 сент., 11 окт.

Словарь имён

-я, муж.; прост. к Мосей2, -я.

Отч.: Моисеевич, Моисеевна; разг. Моисеич.

Производные: Моисейка; Мося; Мосейка; Мосяка; Моня; Монюка; Муля; Муня; Муся.

Происхождение: (Др.-евр. личное имя Mose (еврейский законодатель))

Именины: 27 янв., 7 февр., 8 марта, 30 апр., 8 авг., 10 авг., 21 авг., 10 сент., 17 сент., 11 окт.

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Моисеевич, Моисеевна

Именины

Извлеченный, взятый (из воды) (егип.).

27 (14) января - преподобный Моисей и его ученик Моисей.

7 февраля (25 января) - святитель Моисей, архиепископ Новгородский (Рус.).

8 марта (23 февраля) - преподобный Моисей Белозерский (Рус.).

30 (17) апреля - праведный Моисей.

8 августа (26 июля) - преподобный Моисей Угрип, Печерский (и Ближних пещерах) (Рус.).

10 августа (28 июля) - преподобный Моисей, чудотворец Печерский (в Дальних пещерах) (Рус.).

21 (8) августа - преподобный Моисей.

10 сентября (28 августа) - преподобный Моисей, чудотворец Печерский (в Дальних пещерах) (Рус.).

17 (4) сентября - пророк Моисей, Боговидец.

11 октября (28 сентября) - преподобный Моисей Угрин, Печерский (в Ближних пещерах) (Рус.).

Сканворды для слова моисей

- Пророк, водивший евреев по пустыне.

- Кто уничтожил Золотого тельца?

- Библейский пророк.

- Из 120 лет жизни он 40 лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.

- Кто сплотил израильские колена в единый народ?

- Пророк, «спасённый из воды».

- Кличка ослика из мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей».

- Кому приписывают создание Пятикнижия?

- Первый пророк.

- Хозяин постоялого двора из повести Антона Чехова «Степь».

- Имя российского политического деятеля Урицкого.

- Пьеса венгерского писателя Имре Мадача.

- Картина Рембрандта «... со скрижалями закона».

- Библейский персонаж, который почитался у туркмен как покровитель овцеводства.

- В Библии - вождь и законодатель народа Еврейского, пророк и первый священный бытописатель, родившийся в Египте, сын Амрама и Иохаведы.

- Скульптура Микеланджело.

- Картина французского живописца Николы Пуссена «... высекает воду из скалы».

- Одна из самых прославленных статуй Микеланджело.

- Мужское имя.

- Опера итальянского композитора Джоаккино Россини.

Полезные сервисы

моисей (пророк)

Энциклопедический словарь

МОИСЕЙ (пророк) - МОИСЕ́Й (иврит Мо́ше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине). Вопрос, какие исторические события отражены в книге Исход, является дискуссионным. По наиболее принятой точке зрения, они происходили в период правления XIX династии фараонов Египта.

По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона (см. ААРОН) и пророчицы Мариам. В то время, когда он родился, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому мать скрывала Моисея в течение трех месяцев, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках. Здесь его нашла дочь фараона, которая дала его на воспитание кормилице, по чудесному совпадению оказавшейся родной матерью Моисея. Дочь фараона полюбила Моисея как родного сына. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской. Он женится на Сепфоре, дочери священника из этой земли. В гл. 3 кн. Исход описывается явление Моисею на горе Хорив (Синайский полуостров) ангела Яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). Бог наделяет Моисея способностью творить чудеса и посылает вывести из Египта сынов Израилевых. Поскольку Моисей косноязычен, его брат Аарон говорит от его имени.

Моисей и Аарон приходят к фараону и требуют отпустить свой народ, но фараон лишь вводит для евреев новые повинности, и они ропщут на Моисея. После чудесного превращения жезла Аарона в змея, пожравшего посохи-змеи египетских магов, Яхве через Моисея насылает десять казней египетских. Фараон отпускает евреев, но затем пускается за ними в погоню. Воды Чермного (Красного) моря по знаку Моисея расступаются перед евреями, но фараон со своим войском тонет (возможно, такие явления наблюдались в лиманах Красного моря, есть свидетельства древнегреческих географов).

Начинаются блуждания по пустыне Синайской. Народ не раз ропщет на Моисея; он делает горькую воду сладкой, высекает воду из скалы, Яхве через него посылает народу манну небесную. Первое военное столкновение с амаликитянами разрешается благодаря молитве Моисея, поднимающего руки с жезлом на вершине холма; когда Моисей устает, руки ему поддерживают Аарон и Ор (17:8-16). Через три месяца после Исхода народ выходит к Синайской горе. Моисей восходит на гору, где получает весть о грядущем явлении Яхве. Весь народ обязуется блюсти ритуальное воздержание, в установленный день гора Синай колеблется, разражается гроза. Моисей всходит на гору и получает скрижали с «десятью заповедями». Народ в страхе отступает от горы, Моисей же «вступает во мрак, где Бог» (20, 21). К заповедям добавляются другие предписания. Затем наступает миг заключения «Завета»: народ Израиля обещает исполнять слова Яхве. Моисей снова уходит на гору на 40 дней и ночей. Он получает указания об устройстве скинии и ковчега Завета, о посвящении Аарона и его потомков для священнического служения и др. Однако в это время народ и даже Аарон нарушают Завет: в ответ на требования зримого и единого Бога Аарон изготавливает «золотого тельца». Яхве предлагает Моисею истребить весь народ и произвести новый из потомков самого Моисея, но по молитве Моисея погибель народа отвращена. Отступников жестоко казнят. И в дальнейших странствиях возникает ропот против Моисея, но зачинщики (Корей, Дафан и Авирон; Книга Чисел, 16:3) гибнут от «божьего суда».

Моисей водит народ по пустыне 40 лет, до тех пор, пока ему исполняется 120. Ему самому не дано увидеть Землю Обетованную, так как он отступал от своего пастырского долга. Перед смертью ему подарена возможность бросить взгляд на вожделенную землю с горы Нево. Преемником Моисей назначает Иисуса Навина (см. ИИСУС НАВИН) .

Полезные сервисы

моисей гесс

Афоризмы

Моисей Гесс

(1812-1875 гг.) философ

Первое (и последнее), что я познаю, это как раз мое духовное действие, мое познание. Дух, пробудившаяся к самосознанию жизнь, констатирует свое равенство самому себе, или тождество, через мышление мышления. - Всякое дальнейшее познание есть только уточнение этой идеи… Я знаю, что я думаю, что я духовно действую или - потому что никакой другой деятельности нет, - что я есть тот, кто действует, но не (просто) есть. Не бытие, а действие - вот первое и последнее. (…)

Я, следовательно, не есть нечто покоящееся или пребывающее, как полагают те, кто рассуждает о Я, но есть находящееся в изменении, в постоянном движении подобно жизни, которая, прежде чем она пробудится к самосознанию, также находится в постоянном изменении. Как «мировые тела» и все то, что мы видим растущим и движущимся, так и человек, а именно не только лишь чувственная, но также и его духовная часть, его самосознание, находится в постоянном изменении, в состоянии постоянно изменяющейся деятельности. Непреходяща только сама эта деятельность, или жизнь.

Деньги - это продукт взаимно отчужденных людей, отрешенный вовне человек.

Деньги - это средство обращения, застывшее в мертвую букву и умерщвляющее жизнь, подобно тому как буква есть средство сношения, застывшее в мертвые деньги и умерщвляющее дух.

(…) Необходимостью человеческого развития, истории развития или естественной истории, необходимостью творческой истории людей является их взаимное разрушение, происходящее из противоречий их общения внутри их обособления в единичность. История возникновения человеческой сущности или человечества является прежде всего саморазрушением этой сущности.

Полезные сервисы

моисей де леон

Энциклопедия Кольера

МОИСЕЙ ДЕ ЛЕОН (Моше Бен Шем-Тов де Леон) (1250-1305), испано-еврейский мистик, автор книги Зохар, родился в Леоне (Испания). До 1290 жил в Гвадалахаре (Кастилия), но впоследствии стал вести жизнь странника. Умер в Аревало в 1305. Моисей де Леон был плодовитым автором. Его величайшее творение - книга Зохар (Сияние), написанная на арамейском языке, - отражает ранние представления о тайнах творения, связях Бога с миром и судьбе человека. Чтобы учение, изложенное в книге Зохар, получило признание, Моисей приписал ее Шимону бар Йохаю, таннаю, жившему в Палестине во 2 в. По его словам, книгу нашел испано-еврейский ученый Моше бен Нахман (Нахманид, 1195-1270) в пещере, где Шимон бар Йохай и его сын Элеазар скрывались от римлян. Затем Нахманид переслал ее своему сыну в Каталонию. Однако книга эта чудесным образом оказалась у Моисея де Леона, который снял с нее копию. Скрыть свое авторство Моисею де Леону не удалось. Еще при жизни его посетил один палестинский мистик, сомневавшийся в столь глубокой древности трактата Зохар. Моисей обещал показать ему оригинал книги, но по пути домой умер. Позже его вдова засвидетельствовала, что оригинала книги у мужа не было. Начиная с 16 в. значительно возросло число тех, кто считал произведение Моисея де Леона подлинной книгой Шимона бар Йохая, оказавшей значительное влияние на развитие иудаизма.

См. также КАББАЛА.

Полезные сервисы

моисей и пророки

Сборник слов и иносказаний

Ср. У них есть Моисей и пророки: пусть слушают их.

Лук. 16; 29, 31.

См. закон и пророки.

Полезные сервисы

моисей леонский

Энциклопедический словарь

МОИСЕЙ Леонский - МОИСЕ́Й Леонский (Моше Бен Шем-Тов де Леон) (1250-1305), испано-еврейский мистик, автор каббалистического трактата «Зогар» (см. ЗОГАР).

Полезные сервисы

моисей маймонид

Афоризмы

Моисей Маймонид

(Моше бен Маймон) (1135-1204 гг.) еврейский философ, лейб-медик султана Саладина

Предотвращай милостыню, не допуская нищеты; помогай обедневшему соседу, дав ему подарок или деньги, научив его торговать или вручив ему ремесло, чтобы он мог честно заработать себе на жизнь и не был вынужден протягивать руку за подаянием. Это высочайшая ступень золотой лестницы добродетели.

Самый благословенный и желанный дар совершается тогда, когда даритель остается безымянным.

Никто не обеднеет, подавая милостыню.

Истина - в середине.

Полезные сервисы

моисей сирийский

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЙ Сирийский (5 в.) - христианский монах-аскет, подвизавшийся в Сирии на вершине горы. Память в Православной церкви 23 февраля (8 марта).

-----------------------------------

МОИСЕЙ Сирийский (5 в.) - христианский монах-пустынножитель, подвизался в Сирии; ученик преподобного Полихрония Сирийского. Память в Православной церкви 23 февраля (8 марта).

Полезные сервисы

моисей фаранский

Энциклопедический словарь

МОИСЕЙ Фаранский - МОИСЕ́Й Фаранский (Раифский) (ум. ок. 312), христианский монах, подвизался в Раифской пустыне (на берегу Красного м.); преподобномученик. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января.

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЙ Фаранский (Раифский) (ум. ок. 312) - христианский монах, подвизался в Раифской пустыне (на берегу Красного м.); преподобномученик. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января.

Полезные сервисы

моисей фиваидский

Энциклопедический словарь

МОИСЕЙ Фиваидский - МОИСЕ́Й Фиваидский (Раифский) (ум. ок. 312), христианский монах, подвизался в Раифской пустыне; ученик Моисея (см. МОИСЕЙ Фаранский) Фаранского. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января.

Большой энциклопедический словарь

МОИСЕЙ Фиваидский (Раифский) (ум. ок. 312) - христианский монах, подвизался в Раифской пустыне; ученик Моисея Фаранского. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной церкви 14 (27) января.

Полезные сервисы

моисейка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

моисея мурина

Пословицы и поговорки Даль

Полезные сервисы

моисси (moissi) александр

Большой энциклопедический словарь

МОИССИ (Moissi) Александр (Сандро) (1880-1935) - немецкий актер. По происхождению албанец. С 1905 в Немецком театре (Берлин), с 1933 в "Бургтеатре" (Вена). Прославился в пьесах У. Шекспира, Г. Ибсена, Л. Н. Толстого. Гастролировал в СССР (1924, 1925).

Полезные сервисы

моисси (moissi) александр (сандро)

Большой энциклопедический словарь

Мо́исси (Moissi) Александр (Сандро) (1880—1935), немецкий актёр. По происхождению албанец. С 1905 в Немецком театре (Берлин), с 1933 в «Бургтеатре» (Вена). Прославился в пьесах У. Шекспира, Г. Ибсена, Л. Н. Толстого. Гастролировал (в СССР в 1924, 1925).

Полезные сервисы

моисси александр

Энциклопедический словарь

МОИССИ Александр - МО́ИССИ (Moissi) Александр (Сандро) (1880-1935), немецкий актер. По происхождению албанец. С 1905 в Немецком театре (Берлин), с 1933 в «Бургтеатре» (Вена). Прославился в пьесах У. Шекспира, Г. Ибсена, Л. Н. Толстого. Гастролировал в СССР (1924, 1925).

Полезные сервисы

моисси александр (сандро)

Энциклопедический словарь

Мо́исси Александр (Сандро) (Moissi) (1880-1935), немецкий актёр. По происхождению албанец. С 1905 в Немецком театре (Берлин), с 1933 в «Бургтеатре» (Вена). Прославился в пьесах У. Шекспира, Г. Ибсена, Л. Н. Толстого. Гастролировал в СССР (1924, 1925).

Полезные сервисы

моихукит

Синонимы к слову моихукит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы