прил.
Певучий, мелодичный.
НАПЕ́ВНЫЙ, напевная, напевное; напевен, напевна, напевно (книжн.). Мелодичный, очень музыкальный. Напевные стихи. Напевная речь.
НАПЕ́ВНЫЙ -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Певучий, мелодичный. Н. голос. Н. стих. Н-ая мелодия.
◁ Напе́вно, нареч. Голос звучал н. Напе́вность, -и; ж.
-ая, -ое; -вен, -вна, -вно.
Певучий, мелодичный.
Напевный голос.
◊
Стих А. Блока всегда напевен, хотя размеры его и однообразны. Брюсов, Далекие и близкие.
напе́вный, напе́вная, напе́вное, напе́вные, напе́вного, напе́вной, напе́вных, напе́вному, напе́вным, напе́вную, напе́вною, напе́вными, напе́вном, напе́вен, напе́вна, напе́вно, напе́вны, напе́внее, понапе́внее, напе́вней, понапе́вней
см. певучий
Напе́вный стих - см. мелодика стиха.
* * *
НАПЕВНЫЙ СТИХ - НАПЕ́ВНЫЙ СТИХ, см. Мелодика стиха (см. МЕЛОДИКА СТИХА).
НАПЕ́ВНЫЙ СТИХ - 1) В мелодике стиха - один из 3 осн. типов интонации, выделяемой наряду с ораторским и говорным стихом. Н. С. наиб. употребителен в интимной камерной лирике. В построении тематич. композиции преобладает не логич. (как в говорном и ораторском), а эмоц., развивающаяся по законам муз. композиции, связь полустиший, стихов, строф и т. д. Мелодическое движение в Н. С. определяется подчеркнутой упорядоченностью интонац.-ритмич. периодов: метрич. и синтаксич. членения, как правило, совпадают, переносы редки; риторич. вопросы, восклицания и обращения не развивают самостоят. интонацию, а подчинены ритмич. строению, обычно усиливая мерность стиха благодаря симметричности самих конструкций и симметрии их композиц. распределения. Н. С. почти всегда строфичен, причем тяготеет к использованию определенных видов строф (четверостишия и шестистишия аналогичного строения). Особую роль играют разного рода повторы, параллелизмы, вносящие в мелодику стиха доп. симметрию; инструментовка (аллитерации, ассонансы) обычно более ощутима, чем в ораторском или разговорном стихе. В Н. С. принято различать 3 вида (по возрастанию сложности внутр. орг-ции): куплетный, песенный и романсный. В рус. поэзии Н. С. развивался в творчестве В. Жуковского, А. Фета, К. Бальмонта, А. Блока и др. 2) В метрике и ритмике - тактовик, имитирующий стих рус. былин и ист. песен. В таком значении термин был введен И. Рукавишниковым, использовался стиховедами (А. Квятковским), но распространения не получил.