нганаса́н, -а; р. мн. -а́н
нганасанский
Академический словарь
Орфографический словарь
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Полезные сервисы
нганасанский язык
Энциклопедический словарь
Нганаса́нский язы́к (тавгийский, тавгийско-самоедский), относится к самодийской группе уральских языков.
* * *
НГАНАСАНСКИЙ ЯЗЫК - НГАНАСА́НСКИЙ ЯЗЫ́К (тавгийский, тавгийско-самоедский), относится к самодийской группе уральских языков. Разрабатывается письменность на основе русского алфавита.
Большой энциклопедический словарь
НГАНАСАНСКИЙ ЯЗЫК (тавгийский - тавгийско-самоедский), относится к самодийской группе уральских языков. Разрабатывается письменность на основе русского алфавита.
Лингвистика
Нганаса́нский язы́к
(тавгийский, тавгийско-самоедский язык) - один из самодийских языков (северно-самодийская
подгруппа). Распространён на полуострове Таймыр; является самым северным
автохтонным языком Евразии. Число говорящих около 800 чел. (1979,
перепись). Имеет 2 говора - авамский и
вадеевский.
В отличие от других самодийских языков для Н. я.
характерно: циклическое передвижение ряда гласных с сохранением их противопоставленности
(*ä > a, *a > o, *o > u, *u > ü, *ü > i); сохранение
большинства прасамодийских дифтонгов; ударение на предпоследней море слова; чередование ступеней консонантизма (koŋhu ‘волна’, род. п. kombu).
В грамматике: наличие аллатива как особого падежа; синкретизм
номинатива, генитива и аккузатива у местоимений
1‑го и 2‑го лица; 2 времени в императиве; некоторые специфические аффиксы словообразования; согласование качественного определения с определяемым. В лексике Н. я. имеются элементы неизвестного субстратного происхождения (что согласуется с
фактом обособленности нганасан от других самодийцев по
антропологическим и этнографическим признакам), ряд долганских (якутских) и эвенкийских заимствований,
лексико-семантических параллелей с тундровым диалектом энецкого языка,
которому Н. я. особенно близок. Разрабатывается письменность на основе русской
графики.
Терещенко Н. М., Нганасанский язык, в кн.: Языки народов
СССР, т. 3, М., 1966;
её же, Нганасанский язык, Л., 1979;
Mikola T., Adalékok a nganaszan nyelv
ismeretéhez, «Nyelvtudományi Közlemények», 1970, köt. 72.
Е. А. Хелимский.
Полезные сервисы
нганасаны
Энциклопедический словарь
Нганаса́ны (самоназвание - ня), народ в Красноярском крае (Россия). Численность 1,3 тыс. человек (1995). Язык нганасанский. Верующие - православные, часть придерживается традиционных верований.
* * *
НГАНАСАНЫ - НГАНАСА́НЫ, народ Российской Федерации, живут в Таймырском округе Красноярского края. Численность в Российской Федерации - 834 человека (2002). Нганасанский язык относится к самодийским языкам уральской семьи языков; различаются авамский и вадеевский говоры. Верующие - православные, часть придерживается традиционных анимистских верований.
Это самый северный народ России, живущий в таймырской тундре, севернее 72-й параллели. Нганасаны подразделяются на западных или авамских нганасан, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка, и восточных или вадеевских с центром в поселке Новая. Ранее нганасанов называли тавгийцами, самоедами-тавгийцами. относится к самодийским языкам. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е годы и образован от слова «нганаса» «человек, мужчина», самоназвание - ня (товарищ). Нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, неолитических охотников на дикого северного оленя, смешавшихся с пришлыми самодийцами и тунгусами племенами.
Главные традиционные занятия - охота, оленеводство, рыболовство. Хозяйственная деятельность носила сезонный характер. Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу), запрещалось убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей. Основным орудием охоты были копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с 19 века широкое распространение получило огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир). Оленеводство преследовало транспортные цели, и было подчинено основному занятию - охоте на дикого оленя. Приучать животных к езде начинали на третьем году жизни.
Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, внизу между холмами держали оленей. Осенью жилища устраивали недалеко от рек, чтобы охотники в темноте могли вернуться с промысла вдоль русла. Традиционное жилище - конический чум (ма), по конструкции близкий к ненецкому чуму. Размер его зависел от количества жильцов (обычно от одной до пяти семей) и колебался в среднем от 3 до 9 м в поперечнике. С 1930-х годов появляется балок - прямоугольный возок на полозьях с остовом, крытым оленьими шкурами или брезентом.
Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Основу питания составляло оленье мясо. В пищу употребляли все части туши, не исключая утробного плода и содержимого желудка (тайба). Летом и осенью женщины заготавливали мясо впрок. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди любимых блюд были: чирима кириба - лепешки из муки с икрой и чириме дир - сало, сваренное с икрой. Из привозных продуктов нганасаны пользовались чаем и табаком.
Авамские нганасаны делились на пять патрилинейных родов, вадеевские - на шесть. Во главе рода стояли старейшины-«князцы». Они представляли свой род перед русской администрацией, собирали ясак, вершили суд. Среди членов рода и между дружественными родами был распространен обычай взаимопомощи. Нетрудоспособных членов обедневшей семьи отдавали на прокорм зажиточным соседям.
Места традиционного кочевания были закреплены за группами из шести-семи родственных семей и считались собственностью рода. Границы этих территорий тщательно соблюдались. Запрещались браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения. Выплата калыма или отработки за невесту были обязательны. Левират был распространен, а случаи многоженства - редки и встречались среди зажиточных людей.
Нганасаны верили в сверхъестественных существ нгуо - добрых духов явлений природы (неба, солнца, земли). К ним относились также коча - духи болезней, дямады - духи-помощники шаманов, баруси - однорукие и одноглазые чудовища. Все явления считались порождением Матери Земли (Моу-нэмы), Матери Солнца (Коу-нэмы), Матери Огня (Туй-нэмы), Матери Воды (Бызы-нэмы), Матери Дерева (Хуа-нэмы). Почитались также родовые и семейные покровители (койка) - в виде камней, скал, деревьев, антропоморфных или зооморфных фигур.
Декоративное искусство нганасан представлено гравировкой по мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем подшейным волосом оленя. Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920-х годов. В эпических ритмизированых сказаниях (ситтабы) певцы-сказители воспевали подвиги богатырей.
В мифологических преданиях излагаются мифы о создании мира, возникшем по воле «Матери всего, имеющего глаза» и бога земли Сырута-нгу, сын которых, Человек-олень, стал первым обитателем земли и покровителем людей. Музыка сохранилась в наиболее древних формах фольклорного музицирования и генетически родственна музыке ненцев, энцев и селькупов. Ее жанры представлены песенными, эпическими, шаманскими, танцевальными и инструментальными традициями.
Большой энциклопедический словарь
НГАНАСАНЫ (самоназвание - ня) - народ в Красноярском кр. (Российская Федерация). 1,3 тыс. человек (1992). Язык нганасанский. Верующие - православные, часть придерживается традиционных верований.
Академический словарь
-са́н, мн.
Народ, живущий в Таймырском автономном округе Красноярского края РСФСР, а также лица, относящиеся к этому народу.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
НГАНАСАНЫ (самоназвание ня, самоеды-тавгийцы) - народ общей численностью 1278 чел., проживающий на территории Российской Федерации. Язык - нганасанский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть - традиционные верования.