НЕОРЕНЕССА́НС - совокупность неостилей периода историзма и эклектики, ориентированных на архитектуру эпохи Ренессанса - в России обычно итальянского или французского. Многообразие форм ренессансной архитектуры вызвало к жизни многообразие неоренессансных стилевых течений, практически не имеющих единых формальных признаков. Н. впервые проявляется в России в творчестве О. Монферрана в кон. 1830-х гг., затем к нему обращаются А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов, Г. Боссе. В Н. строились дворцы, вокзалы, здания гор. учреждений, банки, а также многочисл. доходные дома. Формы флорентийского и римского Ренессанса в сер. века дополняются французскими, в самой Франции весьма различными, сохраняющими пережитки ср.-век. зодчества (впоследствии, в сер. 20 в., мн. "чистые" воспроизведения франц. стилей, забытых в СССР, считались эклектикой). С 1870-х гг. новое обращение к итал. Ренессансу связано с формированием протомодерна (М. Е. Месмахер). К более поздним обращениям архитектуры к Ренессансу термин Н. не применяется. При переходе к модерну варианты итал. Ренессанса остаются актуальными в рус. архитектуре, являясь знаковыми при постройке банков или особняков лиц, претендующих на уважение к древности их рода. Худож. формы ренессансного зодчества органично вошли в неоклассицизм 1910-х гг. и стали одной из основ сталинского стиля.