"постель из оленьих шкур", "шкуры, которыми покрывается самоедский чум зимой", мезенск. (Подв.). Возм., из ханты ńuk "кожа" (см. о близких формах Кальман, Асtа Lingu. Hung. 1, 259). Подв. (104) считает самоед., не уточняя исходной формы.
НЮКАНЕН Матти - НЮ́КАНЕН (Nykanen) Матти (р. 17 июля 1963, Юваскла), финский спортсмен (прыжки на лыжах с трамплина (см. ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА)).
Четырехкратный олимпийский чемпион (1984 - прыжок с 120-метрового трамплина; 1988 - прыжки с 90- и 120-метрового трамплина, командное первенство), серебряный призер (1984, 90-метровый трамплин). В 1982 стал самым молодым чемпионом мира в прыжках с 90-метрового трамплина. После окончания спортивной карьеры начал карьеру певца, затем пристрастился к алкоголю. В 2003 пытался покончить с собой; в марте 2004 был приговорен к 4-месячному заключению за нанесение увечий своей жене, а в октябре того же года был обвинен в покушении на убийство своего знакомого и осужден на 26 месяцев лишения свободы.
Ню́квист (Nykvist) Свен (р. 1922), шведский оператор. В кино с 1945. С 1953 постоянный оператор И. Бергмана: «Вечер шутов» (1953, с Х. Балдом), «Источник» (1960), «Как в зеркале» (1961), «Шёпоты и крик» (1972), «Волшебная флейта» (1976), «Фанни и Александр» (1983) и др. Снимал также с другими режиссёрами в разных странах: фильмы «Чёрная луна» (1975), «Жилец» (1976), «Почтальон всегда звонит дважды» (1981), «Жертвоприношение» (1986) и др. Для Нюквиста характерны тонкая нюансировка освещения, одухотворённость пейзажей, психологическая глубина портретирования.
Ню́квист Свен (Nykvist) (р. 1922), шведский оператор. В кино с 1945. С 1953 постоянный оператор И. Бергмана; фильмы: «Вечер шутов» (1953, с Х. Балдом), «Источник» (1960), «Как в зеркале» (1961), «Шёпоты и крик» (1972), «Волшебная флейта» (1976), «Осенняя соната» (1978), «Фанни и Александр» (1983) и др. Снимал также с другими режиссёрами фильмы: «Почтальон всегда звонит дважды» (1981), «Жертвоприношение» (1986) и др. Для Нюквиста характерны тонкая нюансировка освещения, одухотворённость пейзажей, психологическая глубина портретирования.