▲ адаптация в живом мире
обучаемость - свойственна теплокровным, деятельность насекомых регулируется инстинктами;
зачатки ее наблюдаются уже у червей.
воспитуемость.
научение.
▲ адаптация в живом мире
обучаемость - свойственна теплокровным, деятельность насекомых регулируется инстинктами;
зачатки ее наблюдаются уже у червей.
воспитуемость.
научение.
ОБУЧА́ЕМОСТЬ (англ. learning ability).
Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения. Способность к усвоению нового, в том числе учебного материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). О., основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной активности субъекта, по разному проявляется в разных видах деятельности и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного возраста к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков.
К ним относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной). Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (посвященных науке, искусству, различным видам практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания), а также речи, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, в том числе компонентов учебной деятельности (способности уяснения содержания учебного материала в результате его объяснения и овладения материалом до степени активного применения). О. определяется не только уровнем развития активного познания, т. е. тем, что человек может познать и усвоить самостоятельно, но и уровнем «рецептивного» познания, т. е. тем, что субъект может понять и усвоить с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями. Поэтому О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию. Повышение уровня О. - одна из задач любого обучения, которая решается посредством развития познавательных способностей учащегося и профессиональных умений преподавателя. О. включает в себя многие специальные умения. Для школьников это преимущественно учебные умения, а для студентов - умения научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение при этом имеют умения работать с текстами, пользоваться словарями, организовать свою работу, поставить научную проблему и проконтролировать ее выполнение (Конышева, 2006).
прил., кол-во синонимов: 12
выучиваемый (15)
дрессируемый (3)
муштруемый (2)
натаскиваемый (13)
научаемый (5)
переобучаемый (4)
подготавливаемый (25)
подготовляемый (13)
подковываемый (17)
поднатаскиваемый (6)
подучиваемый (15)
учимый (18)