м.
1. Название тропического циклона, образующегося в Южном полушарии.
2. устар.
то же, что ураган
- Тропический шторм.
- Польский писатель 19-20 вв., автор романов «Батраки», «В Розтоках», поэмы в прозе «Мор».
- Польский писатель 19-20 вв., автор романа-сказки «Давным-давно», сборников «Новеллы», «Над пропастью».
- Польский писатель, автор романов «Батраки», «В Розтоках».
О́ркан Владислав (Orkan), настоящие имя и фамилия Францишек Смречиньский (Smreczynski) (1875-1930), польский писатель. Сборники «Новеллы» (1898), «Над пропастью» (1900); романы «Батраки» (1900), «В Розтоках» (1903) о социальных конфликтах в деревне. Историческая поэма в прозе «Мор» (1910), роман-сказка «Давным-давно» (1912).
* * *
ОРКАН Владислав - О́РКАН (Orkan) Владислав (наст. имя и фам. Францишек Смречиньский, Smreczynski) (1875-1930), польский писатель. Сборники «Новеллы» (1898), «Над обрывом» (1900); романы «Батраки» (1900), «В Розтоках» (1903) о социальных конфликтах в деревне.
ОРКАНЬЯ - ОРКА́НЬЯ (Orcagna) (Андреа ди Чоне, di Cione) (?-1386), итальянский живописец и скульптор. Представитель флорентинской школы (см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА) . Традиции Проторенессанса, ясность пластической формы сочетал с изысканной готической орнаментикой (мраморный табернакль Орсанмикеле, 1352-59).
АНДРЕА ДИ ЧОНЕ
(Orcagna, Andrea di Cione)
(ок. 1308 - ок. 1368), итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, - скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, находящийся в церкви Орсанмикеле во Флоренции, - грандиозное сооружение, в которое помещен написанный им алтарный образ Мадонна делле грацие. Табернакль украшен цветным и позолоченным мрамором, скульптурой и рельефами с изображением сцен из жизни Богоматери. Работа над ним продолжалась с 1352 по 1359. Главное живописное произведение Орканьи - алтарный образ капеллы Строцци в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, подписанный и датированный 1357. На нем изображен Христос, вручающий ключи апостолу Петру и книгу св. Фоме Аквинскому в присутствии других святых. В этом произведении сочетаются жесткая структура композиции и рельефность фигур, характерные для флорентийского искусства, и неяркий колорит, свойственный сиенской живописи. Стены капеллы были расписаны Андреа вместе с его братом Нардо. Самая знаменитая из этих фресок - Рай. Архитектурная деятельность Орканьи ограничилась украшением уже построенных зданий.
ЛИТЕРАТУРА
Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения, т. 2. М., 1959
- Итальянский живописец, архитектор, скульптор 14 в., настоящая фамилия ди Чоне, участник строительства соборов в Орвието и Флоренции, автор фрески «Триумф смерти» в церкви Санта-Кроче, мраморного табернакля церкви Орсанмикеле.
ОРКАНЬЯ (Orcagna) (Андреа ди Чоне - di Cione) (?-1386), итальянский живописец и скульптор. Представитель флорентинской школы. Традиции Проторенессанса, ясность пластической формы сочетал с изысканной готической орнаментикой (мраморный табернакль Орсанмикеле, 1352-59).
Орка́нья (Orcagna) Андреа (настоящая фамилия ди Чоне, di Cione) (? 1386), итальянский архитектор, живописец и скульптор флорентийской школы. Участвовал в строительстве соборов в Орвието (135962) и Флоренции (135767). В живописи (фреска «Триумф смерти» в церкви Санта-Кроче во Флоренции, около 1350) и скульптуре (мраморный табернакль церкви Орсанмикеле во Флоренции, 135259) ясность пластической формы сочетал с изысканной готической орнаментикой.
Орка́нья Андреа (Orcagna), настоящая фамилия ди Чоне (di Cione) (? - 1368), итальянский живописец и скульптор. Представитель флорентийской школы. Участвовал в строительстве соборов в Орвието (1359-1362) и Флоренции (1357-67). Традиции Проторенессанса, ясность пластической формы сочетал с изысканной готической орнаментикой (мраморный табернакль Орсанмикеле, 1352-59).