м.
см. осетины 2.
осети́н
мн. осети́ны. Из груз. оs, оsеtΏi "Осетия" (Дирр, Nаmеn 204; Финк, Sprachst. 16 и сл.; Эльи 678). Слово ир. происхождения; ср. я́син.
ОСЕТИ́НКА, осетинки. женск. к осетин (см. осетины).
осети́нка, осети́нки, осети́нок, осети́нке, осети́нкам, осети́нку, осети́нкой, осети́нкою, осети́нками, осети́нках
- Жительница республики, входящей в состав Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации.
прил.
1. Относящийся к Осетии, осетинам, связанный с ними.
2. Свойственный осетинам, характерный для них и для Осетии.
3. Принадлежащий Осетии, осетинам.
4. Созданный, выведенный и т.п. в Осетии или осетинами.
ОСЕТИ́НСКИЙ, осетинская, осетинское. прил. к осетин (см. осетины). Осетинский язык.
ОСЕТИ́НСКИЙ, -ая, -ое.
1. см. осетины.
2. Относящийся к осетинам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Осетии, её территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у осетин, как в Осетии. О. язык (иранской группы индоевропейской семьи языков). О. сыр (сорт). По-осетински (нареч.).
осети́нский, осети́нская, осети́нское, осети́нские, осети́нского, осети́нской, осети́нских, осети́нскому, осети́нским, осети́нскую, осети́нскою, осети́нскими, осети́нском, осети́нск, осети́нска, осети́нско, осети́нски
Бирӕгъы куитӕ расырдтой. Уый иу стыр хуынкъмӕ бауадис.
Бамбӕхсынмӕ дзы хъавыд. Кӕсы, ӕмӕ дзы рувас бады. Рувас йӕ дӕндӕгтӕ
фӕзыхъхъыр кодта ӕмӕ дзуры бирӕгъмӕ: „Ма ӕрбацу ардӕм. Ай мӕ бынат у". -
„Куитӕ мӕм афтӕ хӕстӕг куы нӕ уаиккой, уӕд дын ӕз бӕргӕ базонын кӕнин,
кӕй бынат у, уый", - загъта бирӕгъ.
***
Уыг тӕхы ӕхсӕн. Уымӕн ис дынджыр цӕстытӕ, фӕлӕ сӕ боныгон
нӕ уыны. Уыг ӕмбӕхсы сисы хуынчъыты, мӕра бӕлӕсты. Хӕры зулчъыты ӕмӕ
ӕндӕр лыстӕг хилджыты.
Алфавит
Аа, Ӕӕ, Бб, Вв, Гг, Гъ гъ, Дд, Дз дз, Дж дж,
Ее, Ёё, Жж, Зз, Ии, Йй, Кк, Къ къ, Лл, Мм, Нн, Оо, Пп, Пъ пъ, Рр, Сс,
Тт, Тъ тъ, Уу, Фф, Хх, Хъ хъ, Цц, Цъ цъ, Чч, Чъ чъ, Шш, Щщ, ъ, ы, ь, Ээ,
Юю, Яя.
Отличительным признаком служит часто встречающаяся буква
lang="os" title="æ (Æ)">ӕ (Ӕ), не употребляющаяся в других
языках с русским письмом.
До 1923 г. использовалось русское письмо с дополнительными
буквами ҕ, ӄ, ҧ, q, ꚋ, src="/images/dif-lan/00011.png" title="ѵ" alt="ѵ" />
ђ; с 1923 до 1937 г. - латинское письмо с часто встречающейся буквой
h после согласных. С 1937 г. в Южной Осетии некоторое
время употреблялось грузинское письмо с
дополнительными буквами ჲ, ჶ, ჳ, ჷ, ჽ.
Осетинский язык - язык осетин, населяющих Северо-Осетинскую
АССР и Юго-Осетинскую автономную область. На нём говорит около 370 тыс.
человек.
Принадлежит к иранской группе индоевропейских языков.
Осети́нский язы́к - относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита.
* * *
ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК - ОСЕТИ́НСКИЙ ЯЗЫ́К, относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита.
ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК - относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита.
Осети́нский язы́к -
один из иранских языков (восточная
группа). Распространён в Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО -
на территории Центрального Кавказа, по обе стороны от Главного хребта;
отдельные вкрапления имеются также в различных районах Грузии и
Северного Кавказа. Общее число говорящих около 480 тыс. чел. (1979,
перепись).
Осетинский язык - представитель восточной группы иранских языков, к
которой принадлежали языки древнего населения Южной России и
прилегающих областей Средней Азии, известного под именем скифов,
сарматов, масагетов, саков, аланов, роксалан и др. Делится на 2 основных
диалекта: иронский (который положен в основу
литературного языка) и дигорский. На дигорском говорят в западной части
Северной Осетии, на иронском - в остальных областях Северной Осетии и в
Юго-Осетии.
Своеобразие осетинского языка определилось, во-первых, контактами с
языками Древней Европы (славянскими, балтийскими, германскими и
др.) во 2-1‑м тыс. до н. э., во-вторых, влиянием тех языков Кавказа,
которые послужили для него субстратом, когда
(в начале н. э.) предки осетин, аланы, продвинулись из Южной России на
Кавказ. Осетинский язык отличается от других иранских языков: в фонетике - наличием специфических «кавказских»
глоттализованных (смычно-гортанных) согласных, в морфологии -
многопадежным агглютинативным склонением.
Письменность существует с конца 18 в., от
более ранних эпох сохранились только короткие эпиграфические надписи.
В 1844 А. М. Шёгрен создал письменность на основе кириллицы, в 1923-38 применялась латинская графика, с 1938 письмо на основе русской графики.
Шёгрен А., Осетинская грамматика, ч. 1-2, СПБ, 1844;
Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 1-3, М., 1881-87;
Абаев В. И., Осетинский язык и фольклор, т. 1, М.-Л.,
1949;
его же, Грамматический очерк осетинского языка,
Орджоникидзе, [1959];
его же, Скифо-европейские изоглоссы, М., 1965;
Исаев М. И., Осетинский язык, в кн.: Языки народов СССР,
т. 1. М., 1966 (лит.);
его же, Осетинский язык, в кн.: Основы иранского
языкознания. [кн. 4]. Новоиранские языки. Восточная группа, М., 1987,
с. 537-643;
Benveniste E., Études sur la langue ossète, P.,
1959.
Абаев В. И., Историко-этимологический
словарь осетинского языка, т. 1-4, М.-Л., 1958-89;
его же, Русско-осетинский словарь, 2 изд., М., 1970.
В. И. Абаев.
ОСЕТИ́НЫ, осетин и (устар.) осетинов, ед. осетин, осетина, муж. Народ, живущий на Кавказе в Северо-Осетинской АССР и в Автономной области Южной Осетии.
ОСЕТИ́НЫ, -ин, ед. -ин, -а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Осетии.
| жен. осетинка, -и.
| прил. осетинский, -ая, -ое.
ОСЕТИ́НЫ, -и́н, мн (ед осети́н, -а, м).
Народ, составляющий основное население Северной Осетии в составе России (северные склоны Большого Кавказа) и Южной Осетии в составе Грузии (южные склоны Большого Кавказа); люди, принадлежащие к этому народу; яз. - осетинский, иранской группы индоевропейской семьи языков; верующие - православные, часть - мусульмане.
// ж осети́нка, -и, мн род. -нок, дат. -нкам.
Наименование «осетины» пришло в русский язык из грузинского (ср. груз. суффикс -ети в названиях стран), этноним «осетины» появляется в русской и западноевропейской литературе только в XVIII в. (А. И. Попов).
ОСЕТИ́НЫ -ти́н; мн. Народ, основное население Осетии; представители этого народа.
◁ Осети́н, -а; м. Осети́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.
* * *
осети́ны (самоназвание - ирон, дигорон), народ в России (402 тыс. человек, в Северной Осетии 335 тыс. человек) и Грузии (164 тыс. человек, в Южной Осетии 65 тыс. человек). Общая численность 598 тыс. человек (1998). Язык осетинский. Верующие осетины в основном православные, есть мусульмане-сунниты.
* * *
ОСЕТИНЫ - ОСЕТИ́НЫ (самоназвание - ирон), народ в Российской Федерации. Основное население Северной Осетии (445 тыс. чел.) и Южной Осетии (65 тыс. чел.), живут также в ряде районов Грузии, Кабардино-Балкарии (10 тыс. чел.), в Ставропольском крае (7,7 тыс. чел.), Карачаево-Черкесии (3,3 тыс. чел.), Москве (10,5 тыс. чел). Численность осетин в Российской Федерации - 515 тысяч человек (2002), общая численность около 600 тысяч человек. Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи языков. Осетинский язык имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Верующие осетины в основном православные, есть мусульмане-сунниты.
Этногенез осетин связан как с древним аборигенным населением Северного Кавказа, так и с пришлыми народами - скифами (7-8 вв. до н. э.), сарматами (4-1 вв. до н. э.) и особенно аланами (с 1 в. н. э.). В результате оседания этих ираноязычных племен в областях Центрального Кавказа коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. В западноевропейских и восточных источниках предки осетин назывались аланами, в грузинских - осами (овсами), в русских - ясами. Сложившийся в Центральном Кавказе союз аланов, положивший начало образованию осетинской народности, в 13 веке был разгромлен монголо-татарами. Аланы были оттеснены с плодородных равнин к югу - в горные ущелья Центрального Кавказа. На северных его склонах они образовали четыре крупных общества (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество мелких обществ, находившихся в зависимости от грузинских князей. Часть алан была увлечена движением степных племен, осев в разных странах Восточной Европы. Крупная компактная группа обосновалась в Венгрии. Она называет себя ясами, но утратила родной язык. С конца 15 века возобновились процесс формирования осетинской народности (продолжался до 18 в.) и освоение южных склонов Главного Кавказского хребта.
Большинство осетин исповедовало христианство, которое стало проникать в Аланию с 6-7 века, меньшинство - ислам, воспринятый с 17-18 века от кабардинцев. Наряду с этим сохранялись и практически имели гораздо большее значение языческого верования и связанные с ними обряды. В 1740-х годах начала деятельность «Осетинская духовная комиссия», созданная русским правительством в целях поддержки христианского осетинского населения. Члены комиссии организовали поездку осетинского посольства в Петербург (1749-1752), способствовали переселению осетин в моздокские степи. Северная Осетия была присоединена к России в 1774 году, и процесс освоения осетинами северных равнинных районов ускорился. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью. Южная Осетия вошла в состав России в 1801 году. После 1917 года началось массовое переселение осетин на равнину. В апреле 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузии. В 1924 году - Северо-Осетинская автономная область, которая в декабре 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР.
В течение многих веков осетины тесно общались с грузинами и горскими народами, что нашло отражение в их языке, культуре и быте. Основным занятием осетин на равнинах было земледелие, в горах - скотоводство. Наиболее древние виды осетинского прикладного искусства - резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, вышивка. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется нартский эпос, героические песни, предания, плачи. Наиболее почитаемым напитком является пиво - древний напиток осетин.
В быту осетины долгое сохраняли элементы кровной мести. Примирение завершалось выплатой виновной стороной скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла) и устройством «кровного стола» для угощения потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от других кавказских народов. В 1798 году была издана первая книга на осетинском языке («Краткий катехизис»). В 1840-е годы русским филологом и этнографом А.М. Шегреном был составлен осетинский алфавит на кириллической основе. На нем стали выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники.
-ти́н, мн. (ед. осети́н, -а, м.; осети́нка, -и, мн. осети́нки, -нок, -нкам, ж.).
Нация, основное население Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской автономной области, а также лица, относящиеся к этой нации.
ОСЕТИНЫ (самоназвания ирон, дигорон, туалаг, хусаираг) - народность общей численностью 598 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 402 тыс. чел., в т.ч. Северная Осетия - 335 тыс. чел., Грузия - 164 тыс. чел., в т.ч. Южная Осетия - 65 тыс. чел. Другие страны расселения: Таджикистан - 8 тыс. чел., Украина - 6 тыс. чел., Узбекистан - 6 тыс. чел., Туркмения - 2 тыс. чел., Азербайджан - 2 тыс. чел., Киргизия - 1 тыс. чел., Белоруссия - 1 тыс. чел. Язык - осетинский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть - мусульмане.
ОСЕТИНЫ (самоназвание - ирон - дигорон), народ в Российской Федерации (402,6 тыс. человек, в Сев. Осетии 335 тыс. человек) и Грузии (164 тыс. человек, в Юж. Осетии 65 тыс. человек, 1992). Общая численность 598 тыс. человек (1992). Язык осетинский. Верующие осетины в основном православные, есть мусульмане-сунниты.