О́сима Нагиса (р. 1932), японский кинорежиссёр. В кино с 1954. Поставил фильмы: «Повесть о жестокой юности» (1960), «Смертная казнь через повешение» (1968), «Церемония» (1971), «Коррида любви» («Империя чувств»; 1976), «Призраки любви» («Империя страстей»; 1978), «Счастливое рождество на фронте» (1982), «Макс, моя любовь» (1986) и др. Для режиссёрского стиля Осимы характерны акцентирование моментов жестокости и эротики, авангардистские эксперименты.
* * *
ОСИМА Нагиса - ОСИ́МА Нагиса (р. 31 марта 1932), японский кинорежиссер.
В 1956 основал вместе с кинокритиком Тадао Сато и др. журнал «Кинокритика». Дебютировал в режиссуре фильмом «Улица любви и надежды» (1959), в котором наметился главный мотив творчества Осимы - попранный идеал порождает разрушительный импульс.
В первых лентах режиссера появился новый для японского кино герой - мятежный, циничный, изверившийся в нравственных ценностях старшего поколения молодой человек: «Повесть о жестокой юности» (приз за лучший кинодебют года), «Захоронение солнца», «Ночь и туман Японии» (все 1960), «Содержание скотины» (1961, по Кэндзабуро Оэ (см. ОЭ Кэндзабуро)).
В1960 создал собственную компанию «Содзося», первый фильм которой (короткометражная лента «Дневник Юнбоги») впервые затронул тему дискриминации корейцев в послевоенной Японии. Для полнометражных картин «Демон, возникающий среди белого дня» (1966), «Военное искусство Ниндзя. Альбом» (анимационный фильм), «Исследование непристойных песен Японии» (оба 1967), «Совместное самоубийство влюбленных - японское лето» и «Возвращение троих пьяниц» (оба 1968), «Дневник вора из Синдзюку» (1969), «История, рассказанная после токийской войны» (1970) характерны поиски новых возможностей киноязыка. Среди работ Осимы в этот период выделяется «Смертная казнь через повешение» (1968), в которой на материале дискриминации корейского меньшинства затронута в форме гротеска, черного юмора и сложной символики проблема смертной казни. После демонстрации фильма на международном фестивале в Канне имя режиссера стало известным и за пределами Японии.
Поворот Осимы к традиционному киноязыку нашел отражение в его первой цветной ленте «Мальчик» (1969) - сатире на японскую семью, в картине «Церемония» (1971). В течение следующих пяти лет работал для телевидения, писал книги. Со второй половины 1970-х гг. ставил совместные фильмы с европейскими кинематографистами: для французской фирмы «Аргос фильм» - скандальную «Корриду любви» («Империя чувств», 1976, приз на международном фестивале в Чикаго и др.) и «Призраки любви» («Империя страсти», 1978, премия международном фестивале в Канне), обе изысканные по изобразительному решению; а также фильм «Счастливое рождество на фронте» («Счастливого рождества, мистер Лоренс», 1982, с Великобританией). В 1986 году во Франции снял картину «Макс, моя любовь». Создал документальные фильмы «Киото, город моей матери» (1993) и «Сто лет японского кино» (1995). В 1997 после многолетнего перерыва приступил к съемкам игровой ленты «Закон» («Гохатто», по Энтаро Сиба). С 1980 - генеральный секретарь Ассоциации кинорежиссеров Японии.