нареч, кол-во синонимов: 1
оценивающе (2)
Разновидность номинативных предложений, констатирующих бытие предметов речи / мысли (семантика бытийности) и содержащих их эмоциональную качественную или количественную характеристику (семантика характеризации). В О.-б.п. с качественной оценкой используются восклицательные частицы: какой, что за, ну и и др., могут использоваться определения-прилагательные: Какая жара! Ну и жара! Какая сильная жара! и т.п. К О.-б.п. относятся предложения типа Красота! Прелесть! Чудо! и т.п. В О.-б.п. с количественной характеристикой предмета (мысли) используются частицы то, то-то, ну и, ох и и т.п.: Цветов-то! Ну и цветов! Ох и цветов! (Примечание: По другой классификации предложения типа Цветов-то! относятся к генитивным).
Разновидность номинативных предложений, констатирующих бытие предметов речи / мысли (семантика бытийности) и содержащих их эмоциональную качественную или количественную характеристику (семантика характеризации). В О.-б.п. с качественной оценкой используются восклицательные частицы: какой, что за, ну и и др., могут использоваться определения-прилагательные: Какая жара! Ну и жара! Какая сильная жара! и т.п. К О.-б.п. относятся предложения типа Красота! Прелесть! Чудо! и т.п. В О.-б.п. с количественной характеристикой предмета (мысли) используются частицы то, то-то, ну и, ох и т.п.: Цветов-то! Ну и цветов! Ох и цветов! (Примечание: По другой классификации предложения типа Цветов-то! относятся к генитивным).
Оценочное высказывание учителя - устный речевой жанр. Одна из его «ярких» разновидностей - оценка развернутого ответа ученика. В этом случае коммуникативная цель учителя - оценить ответ ученика, выразить отношение к содержанию и форме высказывания (а иногда и к самому ученику), побудить его к действию.
О. в. у. по своему типу можно отнести к аргументативным текстам, которые, как правило, включают в себя тезис (что именно объясняется/доказывается) и само объяснение (доказательство). Данное речевое произведение имеет свою определенную структуру, включающую такие взаимосвязанные смысловые компоненты, как а) собственно оценку ответа (высказывания) ученика; б) ее обоснование, при котором отмечаются положительные и отрицательные стороны усвоения предмета, отношение к делу; в) рекомендации, т. е. советы, пожелания различного рода.
Главная особенность О. в. у. - сочетание стандарта (клише) и личностного речевого начала.
Лит.: Амонашвшш Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984; Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. - Л., 1935; Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М., 1985.
Л.Н. Наврузова
Один из типов ДЕ, нацеленный на объединение реплик, прямо или косвенно выражающих оценку говорящим какого-л. предмета, явления или лица.
Используется ряд языковых средств:
1) оценочная лексика;
2) междометия;
3) сравнения;
4) слова качественной семантики.
Один из типов ДЕ, нацеленный на объединение реплик, прямо или косвенно выражающих оценку говорящим какого-л. предмета, явления или лица. Используется ряд языковых средств:
1) оценочная лексика;
2) междометия;
3) сравнения;
4) слова качественной семантики.
Частнооценочные значения, которые возникают на базе негативных и позитивных оценок. Фразеологизмы имеют в основном отрицательную (негативную) оценку. Но они не обладают общеоценочными значениями хороший/плохой. Их частнооценочные значения имеют семантические компоненты, характеризующие структуру оценки:
1) способ мотивации оценки;
2) отношение к цели оценки;
3) преобразование аффективного значения в социально значимое (сублимация);
4) нормативность оценки.
Выделяются следующие частнооценочные значения:
1) эмотивная оценка;
2) этическая оценка;
3) интеллектуальная (эпистемическая) оценка;
4) нормативная (деонтическая) оценка;
5) квалификативная (качественная/количественная оценка).
Частнооценочные значения, которые возникают на базе негативных и позитивных оценок. Фразеологизмы имеют в основном отрицательную (негативную) оценку. Но они не обладают общеоценочными значениями хороший/плохой. Их частнооценочные значения имеют семантические компоненты, характеризующие структуру оценки:
1) способ мотивации оценки;
2) отношение к цели оценки;
3) преобразование аффективного значения в социально значимое (сублимация);
4) нормативность оценки.
Выделяются следующие частнооценочные значения:
1) эмотивная оценка;
2) этическая оценка;
3) интеллектуальная (эпистемическая) оценка;
4) нормативная (деонтическая) оценка;
5) квалификативная (качественная/количественная оценка).
I прил.
1. соотн. с сущ. оценка I 1., 2., связанный с ним
2. Предназначенный для оценки [оценка I 1., 2.].
II прил.
соотн. с сущ. оценка II, связанный с ним
ОЦЕ́НОЧНЫЙ, оценочная, оценочное. прил. к оценка. Оценочная стоимость имущества. Оценочный сбор. Оценочная комиссия.
-ая, -ое.
Относящийся к оценке (в 1 знач.).
Оценочная стоимость. Оценочные нормы. Оценочная комиссия.
оце́ночный, оце́ночная, оце́ночное, оце́ночные, оце́ночного, оце́ночной, оце́ночных, оце́ночному, оце́ночным, оце́ночную, оце́ночною, оце́ночными, оце́ночном, оце́ночен, оце́ночна, оце́ночно, оце́ночны, оце́ночнее, пооце́ночнее, оце́ночней, пооце́ночней
прил., кол-во синонимов: 6
аксиологический (2)
бонитировочный (1)
землеоценочный (1)
ориентировочный (9)
примерный (23)
таксационный (3)
оценочный дискурс - совокупность текстов, в которых реализуются аксиологические макростратегии, а оценочность в этих текстах создается под влиянием разного рода экстралингвистических факторов: политических, идеологических, ментальных, исторических, культурологических, психологических и др.