Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

панини

Энциклопедический словарь

Па́нини - древнеиндийский лингвист V-IV вв. до н. э. Создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка - образец системного описания языка.

* * *

ПАНИНИ - ПА́НИНИ (Panini), индийский ученый. Автор первой нормативной грамматики санскрита (см. САНСКРИТ) в Индии, известной как «Восьмикнижие».

Время и обстоятельства жизни Панини неизвестны. Согласно индийской традиции, он жил в Шалатуре, на крайнем северо-западе Индии. Большинство исследователей относят жизнь Панини к периоду между VI и II в. до н.э., предположительно он жил в V или IV вв. до н.э. Грамматика Панини создавалась устно и только несколько веков спустя была записана. Панини имел предшественников, некоторые упоминаются в его грамматике, однако их труды не дошли до нашего времени, поэтому трудно сказать, в каких вопросах он был оригинален, а в каких следовал традиции. Целью его «Восьмикнижия» было дать сведения, необходимые для построения правильных ритуальных текстов из первичных единиц и набора правил. Поэтому грамматика состоит из основной части, содержащей правила, из списков корней и глагольных основ и из перечня звуков (так называемые Шива-сутры). Последний перечень отражает детальную классификацию санскритских звуков, близкую к фонологической; специального описания звуков не дается. Звуки группируются в определенном порядке, позволявшем формулировать правила, которые относятся к целому классу однотипно ведущих себя звуков, расположенных рядом в классификации. Основная часть грамматики Панини состоит из сутр (см. СУТРА) - особым образом организованных кратких отрезков текста. Каждая сутра (всего их, включая Шива-сутры, около 4000) формулирует некоторое правило преобразования исходных или уже преобразованных предыдущими правилами отрезков текста; порядок правил строго фиксирован. По своему лингвистическому содержанию правила грамматики Панини имеют различный характер: это и правила соединения морфем (корней, аффиксов) внутри слова, и правила сочетаний слов, и правила фонетических изменений на морфемных стыках (внутренние сандхи), и правила фонетических изменений на границах слов (внешние сандхи). Каждое правило действует только в определенном, специально указанном контексте; значения элементов всегда учитываются. В совокупности правила «Восьмикнижия» дают описание морфонологии, словообразования, морфологии и частично синтаксиса санскрита. Грамматика Панини отличается тщательно разработанной терминологией, некоторые из его терминов, например «сандхи», вошли в мировую лингвистику. Грамматика Панини до сих пор используется в обучении санскриту в Индии. В XIX-XX вв. она неоднократно служила предметом научного анализа в индийской и западной науке.

Большой энциклопедический словарь

ПАНИНИ - древнеиндийский лингвист 5-4 вв. до н. э. Создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка - образец системного описания языка.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПАНИНИ, древнеиндийский лингвист 5 - 4 вв. до нашей эры. Создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка - образец системного описания языка.

Лингвистические термины

Древнеиндийский ученый, живший во второй половине IV или в III в. до н.э., создатель грамматики "Аштадхьяи" ("Восемь разделов грамматических правил"), состоящей из 3996 стихотворных правил, изложенных так, чтобы их легко было запомнить. Поскольку эта грамматика была создана в целях канонизации санскрита (нормативного литературно-письменного языка брахманов, ученых и поэтов, отличавшегося от разговорно-народных языков-пракритов), то она была наукой эмпирической (прикладной) и описательной. Исследование в грамматике Па́нини ведется эмпирически, основной прием описания - анализ. Предложение выступает как единица, выражающая мысль. Выделяются четыре части речи: имя, глагол, предлог, частица. В основе грамматической системы лежит установление первичных элементов, деление слова на общую часть - основу (prakrti) и изменяемую часть - окончание (pratyaya). Между корнем и окончанием стоит vikaranas - инфикс, определяющий спряжение. Как и другие древнеиндийские грамматики, Па́нини приводит списки корней (1993 корня) с указанием их значений. Все слова сводятся к корням с глагольным значением действия и его результата. Основы образуются путем присоединения к корням первичных и вторичных окончаний. Подробно формулируются правила образования форм склонения и спряжения, даются точные указания, когда применяется то или иное правило. Звуки описываются на физиологической основе - по месту артикуляции и артикулятору (karana) - активному органу речи. Самостоятельными фонетическими элементами признаются гласные, так как они лежат в основе слога.

Понятия лингвистики

Древнеиндийский ученый, живший во второй половине IV или в III в. до н.э., создатель грамматики «Аштадхьяи» («Восемь разделов грамматических правил»), состоящей из 3996 стихотворных правил, изложенных так, чтобы их легко было запомнить. Поскольку эта грамматика была создана в целях канонизации санскрита (нормативного литературно-письменного языка брахманов, ученых и поэтов, отличавшегося от разговорно-народных языков-прокритов), то она была наукой эмпирической (прикладной) и описательной. Исследование в грамматике Па́нини ведется эмпирически, основной прием описания - анализ. Предложение выступает как единица, выражающая мысль. Выделяются четыре части речи: имя, глагол, предлог, частица. В основе грамматической системы лежит установление первичных элементов, деление слова на общую часть - основу (prakrti) и изменяемую часть - окончание (pratyaya). Между корнем и окончанием стоит vikaranas - инфикс, определяющий спряжение. Как и другие древнеиндийские грамматики, Па́нини приводит списки корней (1993 корня) с указанием их значений. Все слова сводятся к корням с глагольным значением действия и его результата. Основы образуются путем присоединения к корням первичных и вторичных окончаний. Подробно формулируются правила образования форм склонения и спряжения, даются точные указания, когда применяется то или иное правило. Звуки описываются на физиологической основе - по месту артикуляции и артикулятору (karana) - активному органу речи. Самостоятельными фонетическими элементами признаются гласные, так как они лежат в основе слога.

Грамматический словарь

Па́нини мо 0

Сканворды для слова панини

- Итальянская компания из Модены, специализирующаяся на производстве наклеек, коллекционных и игровых карточек.

- Итальянский аналог блюда, больше известного в России как горячий бутерброд.

- Знаменитый итальянский художник и зодчий, известный своими работами в жанре городского пейзажа - «ведуты».

Полезные сервисы

панини джованни паоло

Энциклопедический словарь

ПАНИНИ Джованни Паоло - ПАНИ́НИ, Паннини (Panini, Pannini) Джованни Паоло (ок. 1692-1765/68, Рим), итальянский живописец, родом из Пьяченцы.

Известность получил своими росписями на вилле Патрици (закончены в 1725) и декорациями для праздника в честь рождения дофина (см. ДОФИН) (1729, Лувр, Париж; 1731, Дублин). Женитьба на сестре французского художника Флейгельса, покровительство кардинала Полиньяка и связь с Французской академией в Париже, членом которой он был избран в 1723, связали его с французскими художественными кругами. С 1755 - президент Академии св. Луки в Риме.

Панини - один из родоначальников архитектурного или руинного пейзажа. Свои архитектурные виды, интерьеры («Интерьер церкви Сан Джовани ин Латерано», Музей изобразительных искусств, Москва); руины («Руины», Эрмитаж, Санкт-Петербург, и Музей изобразительных искусств, Москва) он населял маленькими человеческими фигурками, обыгрывая излюбленную тему 18 в. - сопоставление величия древнего прошлого и тривиальности настоящего.

Быстрый и легкий мазок, декоративная красота колорита, остроумие в выборе сюжетов способствовали популярности Панини, вызвавшей поток многочисленных подражаний его темам и манере.

Влияние Панини испытали Пиранези (см. ПИРАНЕЗИ Джованни Баттиста), Каналетто (см. КАНАЛЕТТО Джованни Антонио), Белотто, Фр. Гварди (см. ГВАРДИ Франческо) и французские мастера ведуты (см. ВЕДУТА), особенно Ю. Робер (см. РОБЕР Юбер).

Полезные сервисы