Педагогическое общение - система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо-
отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. - такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Выделяются следующие этапы П. о.:
Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, например в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).
Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).
Осуществление общения, управление им в педагогическом процессе.
Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения.
Все эти этапы образуют общую структуру процесса П. о.
На этапе моделирования П. о. осуществляется планирование коммуникативной структуры урока (других мероприятий), соответствующей его дидактическим целям и задачам, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.
Этап организации непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.
Осуществление и управление общением- самый важный элемент профессиональной коммуникации, который включает конкретизацию спланированной ранее модели П. о.; уточнение структуры предстоящего П. о.; управление инициативой в системе начавшегося П. о. Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают «психологические барьеры», которые мешают П.о. и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей. Типичные из них:
«барьер» несовпадения установок - учитель приходит с замыслом интересного урока, увлечен им, а класс равнодушен, несобран, невнимателен, в результате неопытный учитель раздражен, нервничает и т. п.;
«барьер» боязни класса характерен для начинающих учителей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к
уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творческую инициативу и т. п.;
«барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие
с учащимися, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т. п.);
«барьер» сужения функций П. о.: педагог учитывает только
информационные задачи П. о., упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции П.о.;
«барьер» негативной установки на класс, который может формироваться порой априорно, на основе мнений других учителей,
работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач;
«барьер» прошлого негативного опыта П. о. с данным классом или учеником;
«барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок,
не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться и т. п.);
«барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам
общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля
П. о. на свою педагогическую индивидуальность невозможен.
П. о. предполагает умение педагога:
а) быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях П. о.;
б) правильно планировать и осуществлять саму систему коммуникации, в частности ее важное звено - речевое воздействие;
в) быстро и точно находить адекватное содержание П. о., коммуникативные средства, соответствующие одновременно творческой индивидуальности педагога и ситуации П. о., а также индивидуальным особенностям воспитанника, выступающего в качестве объекта воздействия;
г) постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в П. о.
Лит.: Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985; Амонашви-ли Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983; Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987; Общение и формирование личности школьника /А.А. Бодалев, Р.Л. Кри-чевский, Е.В. Новикова и др.; Под редакцией А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. - М., 1987.
Л.Е. Тумина
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКОЕ ОБЩЕ́НИЕ.
Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам; направлено на повышение у обучаемых мотивации овладения предметом, вовлечение их в совместную познавательную деятельность, создание условий для выработки умений, обеспечивающих владение предметом, а также их личностное развитие. П. о. рассматривается как коммуникативная сторона педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в соответствии со спецификой данного учебного предмета в единстве практических, общеобразовательных, воспитательных целей обучения языку. Общение учителя с учениками в процессе обучения обеспечивает управление социально-психологическими процессами в коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя. Эффективность П. о. зависит от уровня профессиональных качеств учителя, критериями которого являются:
1) умение работать с людьми, владение высокой педагогической культурой и эрудицией;
2) умение ставить и решать конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом индивидуально-психологических и профессиональных интересов учащихся;
3) умение использовать разнообразные методы, формы и средства обучения. Минимальной задачей П. о. является коммуникативный акт, в котором оба партнера по общению реализуют ряд задач педагогического характера.
От общения в целом П. о. в обучении иностранным языкам отличается прежде всего высоким профессиональным уровнем владения языком, что позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания средствами изучаемого языка. Целью П. о. является формирование у учащихся мотивированного, целеустремленного отношения к овладению языком как средством общения и профессиональной деятельности. Обучение П. о. осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: теоретическом (осознание студентами целей, содержания и структуры П. о.) и практическом (П. о. в ходе овладения специальностью педагога). Здесь особенно эффективно ролевое поведение в различных ситуациях общения, проведение студентами мини-уроков, обсуждение видеозаписи уроков, овладение минимумом навыков и умений П. о. в процессе педагогической практики, оценка владения студентами навыками и умениями П. о. в результате методического анализа урока (перечень таких навыков и умений содержится в профессиограммах преподавателей языка). Успех педагогической деятельности учителя во многом зависит от уровня сформированности умения общения и педагогического общения. Известны различные приемы формирования педагогического общения учителя:
a) педагогические игры: создаются ситуации, когда один студент выступает в роли учителя, а другие - учеников и «проигрывается» поведение каждого в соответствии с ситуацией общения;
б) проведение фрагмента урока с небольшой группой учащихся с последующим его анализом, на каждом микроуроке, как правило, используется один педагогический прием;
в) просмотр аудио и видеозаписей уроков с их последующим обсуждением и анализом. Объектом наблюдения являются как занятия, проводимые студентами (обычно во время педагогической практики), так и опытными преподавателями. Для оценки урока учащимся предлагается использовать специально составленный перечень вопросов, на которые следует дать ответы в процессе анализа урока (Леонтьев, 1997; Канн-Калик, 1979).