Пинтури́ккьо (Pinturicchio), настоящее имя и фамилия Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (Bernardino di Betto di Biagio) (около 1454 - 1513), итальянский живописец умбрийской школы Раннего Возрождения. Тонкая поэтичность, богатство орнаментальных мотивов, жизненность деталей отличают как монументальные произведения (росписи апартаментов Борджа в Ватикане, 1493-94), так и его станковые полотна («Портрет мальчика»).
* * *
ПИНТУРИККЬО - ПИНТУРИ́ККЬО (Pinturicchio) (наст. имя и фам. Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, Bernardino di Betto di Biagio) (ок. 1454, Перуджа - 11 декабря 1513, Сиена), итальянский художник, известный, прежде всего, своими замечательными фресками.
Получил свое прозвище ( «маленький художник») за малый рост. Утверждение Дж. Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо) о том, что он был непосредственным учеником Перуджино, опровергнуто современной наукой, но во всяком случае бесспорен тот факт, что он испытал сильное влияние последнего. В 1481 был принят в цех живописцев в Перудже.
Написал немало алтарных образов и ряд светских картин (отечественному зрителю особенно запомнился его лиричный «Портрет мальчика» (1500-е гг.), показанный на выставке Дрезденской галереи в 1955), однако в целом эти произведения не поднимаются над средним уровнем живописи позднего кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО).
Действительно же уникальны его монументально-декоративные работы. Он прошел в данном плане очень хорошую школу, поскольку в 1481-82 участвовал под руководством Перуджино, вместе с Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро) и Синьорелли (см. СИНЬОРЕЛЛИ Лука), в росписях ватиканской Сикстинской капеллы (см. СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА). Затем Пинтуриккьо, единственный из «сикстинской бригады», остался в Риме и расписал там капеллу Буфалини в церкви Санта-Мария-ин-Арачели (ок. 1481-86), капеллу делла Ровере в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1488-90) и апартаменты Борджиа (см. БОРДЖИА) в Ватикане (1492-94). Именно тогда окончательно сформировался его яркий дар художника-декоратора, интересующегося не столько драматическими коллизиями сцены, сколько общей композиционной и цветовой ритмикой, связывающей фигуры, архитектуру и пейзаж в единое праздничное зрелище.
В 1496 вернулся в Перуджу. Позднее получил заказ на оформление библиотеки собора в Сиене, где хранились манускрипты из собрания знаменитого Энея Сильвия Пикколомини (см. ПИЙ II), ученейшего папы-гуманиста, носившего в годы своего понтификата (1458-64) имя Пия II. Главное место среди этих шедевров Пинтуриккьо (исполненных в 1503-08) занимают сцены из жизни Энея Сильвия, представленные на фоне городских и природных пейзажей, трактованных с невиданным пространственным размахом и тончайшей грацией. Пинтуриккьо также были созданы эскизы мозаик для украшения пола собора (в сложной философской программе этих мозаик особо выделяется аллегория с «Историей Фортуны», 1505).