Пиросманашви́ли ф. 0
пиросманашвили (пиросмани) нико (николай асланович)
Большой энциклопедический словарь
Пиросманашви́ли (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (около 1862 — 1918), живописец-самоучка. Работал в Тбилиси, писал в наивно-примитивистской манере вывески для духанов, картины из жизни горожан, пейзажи, натюрморты. Обладая непосредственным поэтическим видением мира, создал величаво-торжественные произведения, отличающиеся статичностью чётко построенной композиции, строгостью колорита («Кутёж трёх князей», «Дворник»).
Полезные сервисы
пиросманашвили нико
Энциклопедический словарь
ПИРОСМАНАШВИЛИ Нико - ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (1862?-1918), грузинский живописец, примитивист (см. ПРИМИТИВИЗМ) . Самоучка Пиросманашвили, обладая непосредственным наивно-поэтическим видением мира, создал величаво-торжественные произведения, отличающиеся статичностью четко построенной композиции, строгостью колорита («Кутеж трех князей», «Дворник»).
* * *
ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ Николай Асланович (прозванный Нико Пиросмани) (1862, село Мирзаани - 5 марта? 1918, Тбилиси), грузинский художник-самоучка.
Родился в селе Мирзани, в Восточной Грузии. Ученые до сих пор спорят о датах и событиях его жизни, овеянных многочисленными тайнами и легендами. В двадцатилетнем возрасте Пиросманашвили пришел из родного села в Тбилиси (Тифлис) и несколько лет работал слугой в доме зажиточных армянских торговцев, занимаясь в свободное время живописью. Влюбившись в одну из дочерей хозяйки, он написал ей любовное письмо, за что и был изгнан. Вместе со своим другом, таким же художником-любителем Г. Зазиашвили, основал мастерскую по изготовлению вывесок, однако эта затея не удалась. В начале 1890-х годов работал в Управе Закавказской железной дороги кондуктором на местных поездах, позднее торговал молоком и молочными продуктами. В конце концов, обнищал и стал бродяжничать, зарабатывая на скудное пропитание рисованием картин и вывесок для кабаков, трактиров, мясных и молочных лавок, постоялых дворов и винных погребков.
В 1912 его живопись «открыли» заезжие профессионалы - русские авангардисты Кирилл и Илья Зданевич (см. ЗДАНЕВИЧ Илья Михайлович) и Михаил Ле-Дантю, восхищенные вывеской одного из постоялых дворов, где была представлена морская битва с участием прославленного русского крейсера «Варяг». Позже они познакомились и с другими картинами гениального самоучки, стали материально поддерживать его: кормили, устраивали ночлег, давали деньги на черную клеенку - на ней Пиросмани писал без предварительных набросков.
Пиросмани создал искусство из ремесла - вывесок, которые превратились у него в острохарактерные натюрморты, соединяющие жизнь предметов и надписей. Помимо вывесок, Пиросмани создавал портреты - индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос»), изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Однако множественность композиции проникнута чувством целого - судьбы отдельного человека, жизни, мира. Это единство задано лапидарным силуэтом, «наивной» (см. НАИВНОЕ ИСКУССТВО) стилистикой рисунка, оставляющей место только главному, а также колоритом. Цвет на картинах Пиросмани воспроизводит палитру грузинского народного искусства с его охристыми, черными и синими тонами, соответствующими естественным красителям и природе этой страны.
Маляр и ремесленник, не получивший никакого художественного образования, Пиросмани, благодаря мощи своего дарования, прирожденному чувству формы и цвета, поднялся до самых больших художественных высот. «Примитив» Пиросмани вдохновлял мастеров авангарда, в его произведениях ощутимо дыхание настоящей классики. Из более двух тысяч полотен, созданных Пиросмани, сохранилось около двух сотен, большинство из них хранится в Государственном музее Грузии в Тбилиси.
Большой энциклопедический словарь
ПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (1862?-1918) - грузинский живописец, примитивист. Самоучка Пиросманашвили, обладая непосредственным наивно-поэтическим видением мира, создал величаво-торжественные произведения, отличающиеся статичностью четко построенной композиции, строгостью колорита ("Кутеж трех князей", "Дворник").
Полезные сервисы
пиросманашвили нико (николай асланович)
Энциклопедический словарь
Пиросманашви́ли Нико (Николай Асланович) - Пиросмани (около 1862 - 1918), грузинский живописец-самоучка. Писал в наивно-примитивистской манере вывески для духанов, картины из жизни горожан, пейзажи, натюрморты. Обладая непосредственным поэтическим ви́дением мира, создал величаво-торжественные произведения, отличающиеся статичностью чётко построенной композиции, строгостью колорита («Кутёж трёх князей», «Дворник»).
Полезные сервисы
пиросманашвили, нико
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Н. Пиросманашвили. "Кутеж трёх князей". Музей искусств Грузии. Тбилиси.
ПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросмани) Нико (1862? - 1918), грузинский живописец-примитивист. Самоучка. Обладая непосредственным наивно-поэтическим видением мира, создал произведения, отличающиеся статичностью четко построенной композиции, строгостью колорита ("Дворник").