м.
Безударная двухсложная стопа ямба или хорея (в русском стихосложении).
ПИРРИ́ХИЙ, пиррихия, муж. (греч. pyrrichios) (лит.). Двусложная стихотворная стопа из двух безударных слогов, напр. третья стопа в следующей ямбической строчке: когда|не в шу|тку за|н+емог (Пушкин).
ПИРРИ́ХИЙ -я; м. [греч. pyrrichios] Лит. Вспомогательная стопа в античной метрике, состоящая из двух кратких слогов; пропуск ударения в стопе ямба или хорея в силлабо-тоническом стихосложении.
* * *
пирри́хий (греч. pyrríchios), в силлабо-тоническом стихосложении пропуск ударения в стопе ямба или хорея («На берегу пустынных волн», А. С. Пушкин).
* * *
ПИРРИХИЙ - ПИРРИ́ХИЙ (греч. pyrrichios), в силлабо-тоническом стихосложении пропуск ударения в стопе ямба или хорея («На берегу пустынных волн», А. С. Пушкин).
ПИРРИХИЙ (греч. pyrrichios) - в силлабо-тоническом стихосложении пропуск ударения в стопе ямба или хорея ("На берегу пустынных волн", А. С. Пушкин).
-я, м. лит.
Вспомогательная стопа в античной метрике, состоящая из двух кратких слогов, а также стопа из двух безударных слогов в силлабо-тоническом стихосложении (при пропуске одного из ударений, предусмотренных схемой ямба и хорея).
[греч. πυ’’ρ‛ρίχιος]
ПИРРИ́ХИЙ (греч. - πυῤῥίχιος, от πυῤῥίχη - воен. пляска) - 1) В метрич. системе стихосложения - вспомогат. двухмерная стопа, состоящая из двух кратких слогов ().
2) В силлабо-тонич. стихосложении - условное назв. пропуска ударения на сильном месте в двусложных размерах (ямбе и хорее) (напр., "Их равноду́шные слива́лися напе́вы", И. Ф. Анненский, где в стихе 6-стопного ямба пропущены схемные ударения на 1-й, 3-й и 5-й стопах). Традиция подобного употребления термина восходит к стопной теории В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова, в соответствии с к-рой двусложная "стопа" П., состоящая из двух безударных слогов, может заменить стопу ямба или хорея (отсюда распростр. формулировка: "замена ямба пиррихием" и т. п.). Поскольку ср.-статистич. объем слова в рус. яз. превышает 2 слога, П. в двусложных размерах - явление обычное для рус. поэзии. П. является осн. фактором в формировании ритмич. выразительности стиха. На последней стопе П. в рус. стихе невозможен, остальные стопы в разной степени тяготеют к пропускам схемных ударений (в большей степени предпоследняя, затем 4-я от конца стиха и т. д. через одну, создавая своеобразную затухающую волну "вторичного ритма"). П. определяют ритмич. вариации двухсложных размеров; так, их наличие, число и позиции в 4-стопном ямбе определяют осн. ритмич. вариации этого размера: одну - полноударную ("Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил", А. С. Пушкин), З трехударные, т. е. с одним П. на 1-й, 2-й или 3-й стопе ("Он ува́жать себя́ заста́вил", "Печа́льно подноси́ть лека́рство", "Како́е ни́зкое кова́рство", он же), 3 двухударные - с П. на 1-й и 2-й, на 1-й и 3-й или 2-й и 3-й стопах ("И велосипеди́ст лети́т", А. Белый - вариация практически неупотребительная, "Полуживо́го забавля́ть", Пушкин, "Возлю́бленная тишина́", Ломоносов), одна одноударная - с П. на 1-й, 2-й и 3-й стопах ("Я человеконенави́стник / А не революционе́р", И. Л. Сельвинский - вариация практически неупотребительная).
пирри́хий, пирри́хии, пирри́хия, пирри́хиев, пирри́хию, пирри́хиям, пирри́хием, пирри́хиями, пирри́хиях