прил.
1. соотн. с сущ. пневматика, связанный с ним
2. Свойственный пневматике, характерный для нее.
3. Осуществляемый при посредстве пневматики.
прил.
1. соотн. с сущ. пневматика, связанный с ним
2. Свойственный пневматике, характерный для нее.
3. Осуществляемый при посредстве пневматики.
ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЙ, пневматическая, пневматическое.
1. прил. к пневматика. Пневматические явления.
2. Действующий сжатым воздухом, наполненный, наполняемый сжатым воздухом. Пневматическая камера. Пневматическое ружье. Пневматический пресс. Пневматический молот. Пневматическая почта (передающая корреспонденцию по особым трубам при помощи давления сжатого воздуха).
|| Приспособленный для сжатия или разрежения воздуха. Пневматический насос.
ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Действующий сжатым воздухом. П. насос. П. молот. Пневматическое спортивное оружие.
ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое.
1. к Пневма́тика (1 зн.). П-ие явления.
2. Действующий с помощью сжатого воздуха. П-ая лопата. П-ое оружие. П-ие двери. П-ое бурение. П-ая почта. П-ие конструкции. П-ое лечение.
3. Наполненный сжатым воздухом. П-ая шина.
◁ Пневмати́чески, нареч. (2 зн.). Двери электрички п. закрылись.
-ая, -ое.
Действующий с помощью сжатого воздуха.
Пневматическая лопата. Пневматическое оружие. Пневматические двери.
||
Производимый с помощью сжатого воздуха.
Пневматическое бурение.
пневмати́ческий, пневмати́ческая, пневмати́ческое, пневмати́ческие, пневмати́ческого, пневмати́ческой, пневмати́ческих, пневмати́ческому, пневмати́ческим, пневмати́ческую, пневмати́ческою, пневмати́ческими, пневмати́ческом, пневмати́ческ, пневмати́ческа, пневмати́ческо, пневмати́чески
пневматический
- действующий сжатым воздухом; пневматическая машина - а) машина для передвижения воздуха или газов, например, вентилятор, воздуходувка, компрессор; б) машина или инструмент, работающие при посредстве сжатого воздуха; пневматическая почта - передача корреспонденции в особых патронах по системе труб, проложенных под землёй от центрального почтамта к почтовым отделениям; совершается давлением сжатого воздуха или созданием разрежения; пневматическая шина - надутая воздухом шина (пневматик)
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ая, ое. pneumatique f., adj.
1. Отн. к пневматике <науке>. Пневматические явления. БАС-1.
2. Приводимый в движение сжатым воздухом; осуществляемый при посредстве пневматика 1. Пневматическое бурение. Пневматические инструменты. БАС-1. Человеческий голос есть вид пнейматических органов. АИ 1780 6 208. Машины электрическия, пневматическия, паровыя пропускать беспошлинно. 1804. ПСЗ 28 50. ♦ Пневматическая почта. Передача корреспонденции по особым трубам с помощью сжатого воздуха. БАС-1. ♦ Пневматическое лечение. Лечение сжатым или разреженным воздухом. БАС-1. Ты спрашиваешь, душа моя, мнение Боткина о пневматическом лечении. Я тебе уже писал об этом. Боткин очень одобряет это лечение именно для тебя. 16. 10. 1866. А. Бородин - Е. С. Бородиной.
3. Наполненный сжатым воздухом. Пневматическая шина. БАС-1. Пневматически, нареч. Идеальные патроны Гизе. Порошок магния помещается в длинных нитрованных гильзах, которые вешаются на гвоздях и воспламеняются посредством растяжения или пневматически. 1905. Шмитдт 112. - Норм. Заимствование оказывается в большей мере средством спецификации и идентификации выражения, отнюдь не всегда рекомендацией к употреблению. Например, в переводе "Географии генеральной" (1718 ): в склопете пневматическом (в ружье духобойном). Веселитский 131. - Лекс. Ян. 1806: пневматическая машина; САН 1847: пневмати/ческий.
Пневмати́ческий преобразова́тель - устройство пневмоавтоматики, предназначенное для преобразования перепадов давления воздуха в другие физические величины (например, в электрическое напряжение или ток) либо для изменения формы представления пневмосигналов (например, из аналоговой в цифровую).
* * *
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ - ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВА́ТЕЛЬ, устройство пневмоавтоматики, предназначено для преобразования перепадов давления воздуха в другие физические величины (напр., в электричестве напряжение или ток) либо для изменения формы представления пневмосигналов (напр., из аналоговой в цифровую).
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ - устройство пневмоавтоматики, предназначено для преобразования перепадов давления воздуха в другие физические величины (напр., в электричестве напряжение или ток) либо для изменения формы представления пневмосигналов (напр., из аналоговой в цифровую).
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД - ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЙ ПРИ́ВОД (пневмопривод), один из основных современных видов привода (наряду с электрическим (см. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД) и гидравлическим (см. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД)), обеспечивающий работу самых различных машин.
Он состоит из пневматического двигателя и системы управления. Сжатый в компрессоре воздух хранит накопленную потенциальную энергию до тех пор, пока он не подается в пневмодвигатель и не начинает в нем расширяться. При его расширении потенциальная энергия переходит в кинетическую энергию выходного звена этого двигателя, например, поршня со штоком пневматического цилиндра, который соединен силовой передачей с рабочим органом машины и приводит его в движение.
Широкое распространение пневмопривода объясняется целым рядом его достоинств: простотой конструкции, доступностью рабочего тела (воздуха из окружающей среды), простотой эксплуатации и ремонта, сравнительно низкой стоимостью, высокой надежностью работы при высоких и низких температурах, полной пожаро- и взрывобезопасностью при высокой влажности и запыленности окружающей среды.
Срок службы пневмопривода достигает 10-20 тыс. часов (до 10-50 млн. циклов работы). Он может обеспечивать очень высокие скорости выходного звена - до нескольких метров в секунду, а при вращательном - до 300 тыс. оборотов в минуту. Рабочие скорости пневмопривода значительно выше скоростей гидропривода. По транспортабельности сжатый воздух уступает только электроэнергии. Сжатым воздухом можно одновременно снабжать большое число пневмоприводов машин от одного источника, например, компрессорной станции завода. Пневмоприводы в отличие от электрических не требуют защитных устройств от перегрузки. Пневмодвигатели можно затормаживать до полной остановки на неограниченное время, не боясь перегрузки. Скорость движения и развиваемое рабочее усилие регулируются плавно и легко. Рабочее усилие после регулировки поддерживается у них на постоянном уровне с высокой точностью. Во многих случаях пневмоприводы удается соединять с рабочими органами непосредственно, без сложных механических передач. Это существенно упрощает конструкцию машин.
К недостаткам пневмопривода относятся невозможность обеспечить плавное перемещение рабочих органов машин при колебаниях нагрузки, сложность обеспечения точной остановки выходного звена, например штока пневмоцилиндра, в любом промежуточном положении. Это объясняется сжимаемостью воздуха - рабочего тела пневмопривода. Скорость передачи пневматических командных сигналов по трубопроводам ограничена скоростью распространения звука в воздушной среде. Поэтому для увеличения быстродействия применяют комбинированные электропневматические системы управления, в которых командные сигналы передаются по электрическим линиям связи.
Сжимаемость воздуха (или объемная упругость), то есть изменение объема под действием внешних сил, в других случаях является не недостатком, а решающим преимуществом. Именно это свойство используется в пневматических шинах и подвесках автомобилей, в приводах автоматических дверей электропоездов и метро, в надувных лодках и футбольных мячах для смягчения ударов.
Сжимаемость воздуха и несжимаемость минерального масла прежде всего и определяют и разграничивают области применения пневматических и гидравлических приводов.
Высокую плавность и равномерность хода, точность остановки выходного звена, большие рабочие усилия может обеспечить гидравлический привод, в котором рабочим телом служит несжимаемая жидкость - минеральное масло, или комбинированный привод - пневмогидравлический. Только в этих случаях рационально его применение. Однако гидропривод имеет целый ряд недостатков: трудность снабжения рабочим телом - минеральным маслом, опасность его утечки через уплотнения и т.д. Поэтому в большинстве случаев рационально применять более простой в эксплуатации пневмопривод, рабочим телом для которого служит воздух из атмосферы, сжатый в компрессоре.
В состав системы пневмопривода могут входить самые различные пневмодвигатели: пневмоцилиндры, мембранные (или диафрагменные) исполнительные механизмы, поворотные пневмодвигатели, многооборотные пневмомоторы. Кроме того, в системы входят устройства управления их движением (пневмораспределители, дроссели с обратными клапанами, редукционные клапаны), кондиционеры (фильтры-влагоотделители, маслораспылители, обеспечивающие смазку подвижных частей пневмоаппаратуры, глушители шума); запорные органы (вентили); пневмолинии (трубопроводы и соединения).
Пневмати́ческий тра́нспорт - перемещение в трубах насыпных грузов во взвешенном состоянии в струе воздуха (или другого газа), а также контейнеров под действием перепада давления воздуха. Устройства пневматического транспорта: нагнетательные, всасывающие и смешанные.
* * *
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ - ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЙ ТРА́НСПОРТ, перемещение в трубах насыпных грузов во взвешенном состоянии в струе воздуха (или другого газа), а также контейнеров под действием перепада давления. Устройства пневматического транспорта бывают нагнетательные, всасывающие и смешанные.
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ - перемещение в трубах насыпных грузов во взвешенном состоянии в струе воздуха (или другого газа), а также контейнеров под действием перепада давления. Устройства пневматического транспорта бывают нагнетательные, всасывающие и смешанные.
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ, способ транспортирования грузов (сыпучих, штучных, пластично-вязких) по системе трубопроводов под воздействием сжатого воздуха. Пневматический транспорт - один из видов промышленного транспорта (в том числе пневмопочта); перспективно создание систем пневматического транспорта для транспортирования грузов в контейнерах, а также перевозки пассажиров в капсулах.