ПОЛЯНДСКИЙ, -ая, -ое, ПОЛЯНСКИЙ, -ая, -ое.
Польский; польского производства.
От поляндия.
ПОЛЯКОВ ПОЛЯК ПОЛЯНСКИЙ ПОЛЯНИЧКИН ПОЛЯНЧИКОВ ПОЛЯНЧИЧ
Далеко не все Поляковы - потомки поляков. В старину на Руси поляками называли всех подданных Польско-Литовского государства, независимо от национальности. Отсюда столь большое число Поляковых. (Ф) Слово поляк означало "житель этих территорий" (как и пан).
Но возможна и связь со словом поле. Поленик, поляк - жительполя, равнины, поляк еще и степной тетерев.
Еже один источник фамилий на Поля- это производные формы имен с Пол-: Поляин, Полиевкт, Полуян и др.
Поля́нский Анатолий Трофимович (1928-1993), архитектор, народный архитектор СССР (1980), доктор архитектуры (1970), действительный член АХ (1979), первый секретарь правления Союза архитекторов СССР (1981-87). Комплекс детского оздоровительного лагеря «Артек» в Крыму (1960-70-е гг.), павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (1958, с соавторами), гостиничный комплекс в Ялте (1970-е гг.). Государственная премия СССР (1967), Государственная премия Российской Федерации (1995, посмертно).
* * *
ПОЛЯНСКИЙ Анатолий Трофимович - ПОЛЯ́НСКИЙ Анатолий Трофимович (1928-93), российский архитектор, народный архитектор СССР (1980), доктор архитектуры (1970), действительный член АХ (1979), 1-й секретарь правления Союза архитекторов СССР (1981-87). Комплекс центра детского движения «Артек» (см. АРТЕК) в Крыму (1960-1970-е гг.), павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (1958, с соавторами), гостиничный комплекс в Ялте (1970-е гг.). Государственная премия СССР (1967).
ПОЛЯНСКИЙ Анатолий Трофимович (1928-93) - российский архитектор, народный архитектор СССР (1980), доктор архитектуры (1970), действительный член АХ (1979), 1-й секретарь правления Союза архитекторов СССР (1981-87). комплекс центра детского движения "Артек" в Крыму (1960-1970-е гг.), павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (1958, с соавторами), гостиничный комплекс в Ялте (1970-е гг.). Государственная премия СССР (1967).
Поля́нский Валерий Кузьмич (р. 1949), хормейстер, дирижёр, народный артист Российской Федерации (1996). Основатель (1971) и руководитель Государственного камерного хора, с 1991 художественный руководитель и главный дирижёр Государственной симфонической капеллы России. Государственная премия Российской Федерации (1996).
Поля́нский Дмитрий Степанович (р. 1917), государственный и политический деятель. С 1953 первый секретарь Крымского, затем Чкаловского (Оренбургского) обкомов и Краснодарского крайкома КПСС. В 1958-62 председатель СМ РСФСР. В 1958-60 кандидат, в 1960-76 член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС. В 1962-65 заместитель, в 1965-73 первый заместитель председателя СМ СССР. В 1973-76 министр сельского хозяйства СССР. В 1976-87 на дипломатической работе.
* * *
ПОЛЯНСКИЙ Дмитрий Степанович - ПОЛЯ́НСКИЙ Дмитрий Степанович (р. 1917), советский государственный и политический деятель. С 1953 1-й секретарь ряда обкомов и крайкома КПСС. В 1958-62 председатель Совета Министров РСФСР. С 1962 заместитель председателя и 1-й заместитель председателя Совета Министров СССР. В 1973-76 министр сельского хозяйства СССР. В 1976-87 на дипломатической работе. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1960-76.
ПОЛЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (р. 1917) - политический деятель. С 1953 1-й секретарь ряда обкомов и крайкома КПСС. В 1958-62 председатель Совета Министров РСФСР. С 1962 заместитель председателя и 1-й заместитель председателя Совета Министров СССР. В 1973-76 министр сельского хозяйства СССР. В 1976-87 на дипломатической работе. Член Политбюро (Президиума) ЦК в 1960-76.
ПОЛЯНСКИЙ Роман - ПОЛЯ́НСКИЙ Роман (Поланский; Roman Polanski) (р. 18 августа 1933, Париж), польский кинорежиссер. Родился в семье польских евреев в Париже. Когда мальчику было три года, его семья переехала обратно в Польшу. В годы Второй мировой войны он был разлучен с родителями, его мать погибла в концлагере. Детство Роман провел бродяжничая по оккупированной Польше и лишь после войны сумел отыскать отца. Подростком он проявил интерес к драматическому искусству, начал играть на сцене.
Кинематографическому мастерству Полянский учился в киношколе в Лодзи, которую окончил в 1957 (диплом получил в 1959). В стенах киношколы он сделал свой первый короткометражный фильм «Двое мужчин и гардероб» (Dwaj Ludzie z Szafa / Two men and a Wardrobe; Гран-при на фестивале в Сан-Франциско, премия на фестивале в Оберхаузене), принесший молодому режиссеру известность в западном киномире. На рубеже 1950-1960-х гг. Полянский снял несколько экспериментальных короткометражек, отличавшихся изысканностью стиля, склонностью к гротеску на грани сюрреалистской поэтики и пародированием популярных жанров кинематографа («Толстый и худой» (Le gros et le maigre, 1961, приз на МКФ в Оберхаузене-62), «Млекопитающие» (Ssaki, 1962, Гран-при на фестивале в Туре, Гран-при на фестивале в Оберхаузене-63).
Его первый художественный фильм «Нож в воде» (Noz w Wodzie/Knife in the Water; 1962) - напряженный, клаустрофобический, эротический триллер был равнодушно принят в Польше, но признан работой мастера на Западе. Он был даже выдвинут на «Оскара» как лучший иноязычный фильм. Понимая, что в Польше ему не удастся реализовать весь свой творческий потенциал, в 1963 Полянский уезжает в Англию.
В 1965 он снял «Отвращение» (Repulsion, премия на Берлинском фестивале 1965) - жутковатую психоаналитическую драму о юной красавице (Катрин Денев), доведенной сексуальными преследованиями мужчин до умопомешательства. Затем последовала странноватая пародия на триллеры и фильмы ужасов - «Тупик» (Cul-de-Sac, 1966, главная премия на Берлинском фестивале 1966), в которой снялась сестра Денев, Франсуаза Дорлеак. Эти фильмы упрочили профессиональную репутацию режиссера и обеспечили ему приглашение на работу в Голливуд.
Его первая голливудская лента - комедия ужасов «Танец вампиров» (Dance of the Vampires, 1967), была перемонтирована дистрибьюторами и вышла под названием «Бесстрашные убийцы вампиров» (Fearless Vampire Killers). Полянский потребовал, чтобы его имя вырезали из титров американского варианта, а в Европе фильм демонстрировался в авторском варианте. Затем режиссер сделал фильм «Ребенок Розмари» (Rosemary"s Baby, 1968), принесший ему мировую славу. Эта история о злодейских происках Дьявола создала Полянскому имидж лучшего мастера утонченного триллера.
Полянский становится культовой фигурой американского кино, он охотно участвует в беспорядочной жизни голливудской кинотусовки, женится на американской актрисе Шарон Тейт. В 1969 он пережил страшную трагедию - беременная Шарон Тейт, а также несколько друзей супружеской четы были зверски убиты в доме Полянских в Лос-Анджелесе бандой преступников. Этой трагедией была потрясена вся Америка, казалось, невозможно пережить кошмар случившегося. Но Полянский вернулся к работе, экранизировал пьесу Уильяма Шекспира «Макбет» (Macbeth, 1971), затем снял черную комедию «Что?» (What?), а в 1974 - блестящий детектив «Китайский квартал» (Chinatown, премия «Золотой глобус» за режиссуру) с Джеком Николсоном в главной роли. Последней лентой, которую режиссер снял в Америке, стала черная комедия «Жилец» (Le locataire, 1976).
В 1977 Роман Полянский был уличен в связи с несовершеннолетней. Спасаясь от американского правосудия, он бежал в Европу и обосновался во Франции. Несомненным успехом режиссера стала его экранизация романа Томаса Гарди «Тесс из рода д"Абервиллей» («Тесс», Tess, 1979, премии «Сезар» за фильм и режиссуру) с Настасьей Кински в главной роли. В 1980-1990-е гг. Полянский работал не только в кино, он поставил также ряд оперных и театральных спектаклей в Польше, Германии, Франции, Италии, опубликовал автобиографическую книгу «Роман Романа» (1983). Фильм «Пираты» (Pirates, 1986) не имел большого международного успеха, несколько больший интерес вызвал триллер «На грани безумия» (также «Неистовый», Frantic; 1987) с Харрисоном Фордом в главной роли.
Репутацию первоклассного режиссера подтвердила эротическая драма «Горькая луна» (Lune De Fiel, 1992) с новой женой режиссера Эмманюэль Сенье в главной роли. В 1994 Полянский поставил фильм «Смерть и дева» (Death and the Maiden) с Сигурни Уивер и Беном Кингсли, а в 1999 вернулся к жанру мистического триллера в «Девятых вратах» (The Ninth Gate, 1999). Картина «Пианист» (2002) о судьбе еврея-музыканта в годы Второй мировой войны была тепло встречена в Европе и в Америке, и принесла Роману Полянскому призы «Сезар» и «Оскар» как лучшему режиссеру года.
Поля́нский Юрий (Георгий) Иванович (1904-1993), биолог, член-корреспондент РАН (1979), Герой Социалистического Труда (1990). Труды по протозоологии (морфологии, систематике и физиологии простейших), паразитологии, теоретическим проблемам эволюции.
Поля́нский Юрий (Георгий) Иванович (19041993), биолог, член-корреспондент РАН (1979), Герой Социалистического Труда (1990). Труды по протозоологии (морфологии, систематике и физиологии простейших), паразитологии, теоретическим проблемам эволюции.
ПОЛЯНСКИЙ Юрий Иванович - ПОЛЯ́НСКИЙ Юрий (Георгий) Иванович (р. 1904), российский биолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1979). Герой Социалистического Труда (1990). Труды по морфологии, систематике и физиологии простейших, паразитологии, теоретическим проблемам эволюции.
ПОЛЯНСКИЙ Юрий (Георгий) Иванович (р. 1904) - российский биолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1979). Герой Социалистического Труда (1990). Труды по морфологии, систематике и физиологии простейших, паразитологии, теоретическим проблемам эволюции.