Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

попевка

Толковый словарь

ж.

Характерный интонационно-выразительный мелодический оборот.

Энциклопедический словарь

Попе́вка - 1) характерный мелодический оборот.

2) Мелодическая формула, принадлежащая определенному гласу.

* * *

ПОПЕВКА - ПОПЕ́ВКА,

1) характерный мелодический оборот.

2) Мелодическая формула, принадлежащая определенному гласу (см. ГЛАС).

Большой энциклопедический словарь

ПОПЕВКА - 1) характерный мелодический оборот.

2) Мелодическая формула, принадлежащая определенному гласу.

Гуманитарный словарь

ПОПЕ́ВКА - термин и понятие др.-рус. муз. теории. Наименьшая единица интонац. словаря др.-рус. монодии, обладающая неизм. невменным начертанием, гласовым обозначением и наименованием, распевающая силлабич. или внутрислоговым типом интонирования слово, отрезок или краткую фразу гимнографич. текста. Как термин П. впервые появляется в муз.-теоретич. руководствах (певч. азбуках) с нач. 16 в. Системное изложение П. осуществляется с нач. 17 в. в спец. разделах азбук - кокизниках. Помимо знаменного распева термин и понятие "П." становится употребит. во вновь появившемся путевом распеве, сохраняя принципы строения и способ использования в муз. ткани песнопений.

Графич. выражением П. служат устойчивые группы невм, к-рые включают от 3 до 7 знаков, имеющих самостоят. певч. значение. Система П. строится на 24 графич. архетипах - кадансовых оборотах (3-знаковых комплексах, использ. в рядовых певч. рукописях с 12 в.), к-рые служат материалом для вариантных преобразований с помощью как изменения одного из знаков архетипа (производный), так и добавления группы предшествующих архетипу или производному невм (от 1 до 4 знаков) - подводов. Распев подводов определяет интонац. наполнение знаков архетипа или производного.

Попевочный фонд знаменного распева содержит до 200 интонац.-графич. формул, обладающих своим кадансом, дискретных, основанных на поступенном мелодич. движении. По месту, занимаемому в муз. форме песнопения, П. разделяются на начальные, срединные, предконечные и конечные. В песнопении, группе песнопений и в Чинопоследовании в целом П. создают особый муз.-поэтич. ритм, раскрывая внутр. содержание гимнографич. текста.

Лит.: Бражников М. В. Др.-рус. теория музыки. Л., 1972; Кручинина А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в муз. теоретич. руководствах кон. 15 - сер. 17 в. // Проблемы истории и теории др.-рус. музыки. Л., 1979; Алексеева Г. В. Др.-рус. певческое иск-во: (Муз. организация знамен. роспева). Владивосток, 1983.

Орфографический словарь

попе́вка, -и, род. п. мн. ч. -вок

Синонимы к слову попевка

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова попевка

- Мелодический оборот.

Полезные сервисы