ср.
Совокупность правовых взглядов людей, выражающих оценку действующего права, существующего общественного и государственного строя, правомерность или неправомерность поведения граждан.
ср.
Совокупность правовых взглядов людей, выражающих оценку действующего права, существующего общественного и государственного строя, правомерность или неправомерность поведения граждан.
ПРАВОСОЗНА́НИЕ, -я, ср. (спец.). Совокупность взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы.
ПРАВОСОЗНА́НИЕ -я; м. Юрид. Совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию. Разбудить п. россиян. Низкий уровень правосознания населения.
-я, ср. юр.
Совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным.
Социалистическое правосознание.
◊
Я уверен, что культурная работа В. Г. [Короленко] разбудила дремавшее правосознание огромного количества русских людей. М. Горький, В. Г. Короленко.
правосозна́ние, правосозна́ния, правосозна́ний, правосозна́нию, правосозна́ниям, правосозна́нием, правосозна́ниями, правосозна́нии, правосозна́ниях
ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ -
совокупность индивидуальных духовных качеств, обеспечивающих ориентацию в сфере правовой реальности. П.л. можно сравнить со своеобразным «пультом управления», куда поступает информация с двух сторон: от цивилизационной системы со всеми ее звеньями и от самого субъекта с его интересами и потребностями. Задача правосознания - изыскивать способы согласования устремлений, исходящих от обеих систем, сглаживать противоречия, предупреждать конфликты, предлагать варианты возможных компромиссов, а затем уже формулировать директивы, давать команды на определенные социальные действия. П.л. выступает в двух основных формах: гетерономной и автономной.
Гетерономное П.л. (от греч.-другой, чужой, внешний и закон) предполагает, что нормы права выступают для индивида как нечто сугубо внешнее и достаточно чуждое ее изначальным устремлениям. Человек обязан в своем поведении руководствоваться этими извне задаваемыми образцами, не являющимися для него его «второй натурой». Сам индивид может быть при этом имморален, но под давлением содержащихся в правовых нормах регулятивных потенциалов вынужден приспосабливать свои действия к их требованиям. Автономное П.л. тоже руководствуется требованиями цивилизационной системы. Но эти нормативы настолько глубоко интегрированы в индивидуальное «я», что субъект зачастую склонен считать их своим внутренним достоянием. Подчинение им вступает для него как акт свободного внутреннего предпочтения. Автономия состоит здесь в том, что правосознание свободно от внешнего принуждения. Законопослушание опирается на «предправовые» уровни нормативной саморегуляции морального, нравственного, а порой и религиозного характера. В итоге возникает впечатление, будто П.л. «самозаконодательствует», само определяя для себя модели должного социального поведения.