Протаза́нов ф. <мс 1а>
протазанов як. ал-др
Гуманитарный словарь
ПРОТАЗА́НОВ Як. Ал-др. (1881-1945) - реж. кино. Окончил коммерч. уч-ще в Москве, в кино с 1907. На студии "Глория" был администратором, написал сценарий ф. "Бахчисарайский фонтан". Реж. дебют - на кино-ф-ке "Тиман и Рейн-хардт" в 1911: ф. "Песнь каторжника". Одна из след. работ - "Уход великого старца", в роли Л. Толстого - В. Шатерников. Всего П. поставлено более 100 ф. В 1915-19 на киноф-ке И. Ермольева сняты ф. "Война и мир" (совм. с В. Гардиным), "Николай Ставрогин", "Пиковая дама", "Андрей Кожухов", "Сатана ликующий" и др. Широкую известность получил ф. П. "Отец Сергий" (по Л. Толстому, 1918) с И. Мозжухиным в гл. роли.
В 1920-23 П. работает на к/ст Парижа и Берлина, снимает ф. "За ночь любви", "Правосудие прежде всего", "Смысл смерти", "Тень греха", "Страшное приключение" (во Франции), "Паломничество любви" (в Германии). Возвращается на родину и в 1924 снимает ф. "Аэлита" (по ром. А. Н. Толстого) с Ю. Солнцевой и Н. Баталовым в гл. ролях. В 1925 в качестве актера участвует в ф. В. Пудовкина и Н. Шпиковского "Шахматная горячка".
Все ф. П. сов. периода поставлены на к/ст "Межрабпом-Русь", позднее - "Межрабпомфильм" и "Союздетфильм". Среди ф. П. - комедии и драмы, рассчит. на широкого зрителя, отмеч. высоким профессионализмом, культурой и мастерством в изобр. решении и в работе с актерами. В ф. П. снимались виднейшие актеры т-ра и кино: М. Чехов ("Человек из ресторана", по пов. И. Шмелева, 1927), В. Качалов и В. Мейерхольд ("Белый орел", по рассказу Л. Андреева "Губератор", 1928), М. Блюменталь-Тамарина ("Его призыв", 1925; "Дон Диего и Пелагея", 1928), А. Войцик и И. Коваль-Самборский ("Сорок первый", по рассказу Б. Лавренева, 1927). В киноальманахе "Чины и люди" (по рассказам А. Чехова, 1929) были заняты И. Москвин, М. Тарханов, В. Станицын и др. артисты МХАТа. В комедиях "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех миллионах" (по ром. У. Нотари "Три вора", 1926), "Праздник св. Йоргена" (по ром. Х. Бергстедта, 1930, озвуч. вариант - 1935) гл. роли исполняли постоянные "протазановские" актеры И. Ильинский, А. Кторов, М. Климов и др. П. был автором или соавтором сценариев мн. своих ф. Из наиб. изв. звук. ф. П. - полит. памфлет в жанре комедии-буфф "Марионетки" (1934, в гл. ролях Кторов и С. Мартинсон) и "Бесприданница" (по пьесе А. Островского, приз на Междунар. выставке в Париже, 1937, в ролях - Н. Алисова, Кторов, Б. Тенин, Климов и др.). П. поставили также ист. ф. "Салават Юлаев" (1941). Последняя работа - "Насреддин в Бухаре" (Ташкентская к/ст, 1943) по ром. Л. Соловьева "Возмутитель спокойствия", в гл. роли - Л. Свердлин.
Лит.: Яков Протазанов: Сб. статей и материалов. М., 1957; Алейников М. Яков Протазанов. М., 1961 (с фильмогр.); Зоркая И. Портреты. М., 1966. С. 140-175; Арлазоров М. Протазанов. М., 1973.
Плакат к фильму Я. А. Протазанова «Сорок первый»
Полезные сервисы
протазанов яков александрович
Энциклопедический словарь
Протаза́нов Яков Александрович (1881-1945), кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из зачинателей отечественной кинематографии. В 1920-23 работал во Франции и Германии. Фильмы: «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918), «Аэлита» (1924), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Сорок первый» (1927), «Праздник святого Йоргена» (1930), «Марионетки» (1934), «Бесприданница» (1937) и др. Фильмы Протазанова отличаются высокой режиссёрской и операторской культурой.
* * *
ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович - ПРОТАЗА́НОВ Яков Александрович (1881-1945), российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1935). Один из зачинателей российской кинематографии. Фильмы: «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918), «Аэлита» (1924), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Сорок первый» (1927), «Марионетки» (1934), «Бесприданница» (1937) и др.
Большой энциклопедический словарь
ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович (1881-1945) - российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1935). Один из зачинателей российской кинематографии. Фильмы: "Пиковая дама" (1916), "Отец Сергий" (1918), "Аэлита" (1924), "Процесс о трех миллионах" (1926), "Сорок первый" (1927), "Марионетки" (1934), "Бесприданница" (1937) и др.