Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

профессиональное заболевание

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

профессиональное образование

Энциклопедический словарь

Профессиона́льное образова́ние - овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования - обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Практикуется подготовка рабочих на производстве, а также курсовое обучение. Рабочие и специалисты обновляют профессиональные знания и навыки в учреждениях по переподготовке и повышению квалификации.

* * *

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основной путь получения профессионального образования - обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Практикуется подготовка рабочих на производстве, а также курсовое обучение. Рабочие и специалисты обновляют профессиональные знания и навыки в учреждениях по переподготовке и повышению квалификации.

Большой энциклопедический словарь

Словарь народов и культуры

Профессиональное образование

(vocational education), образование, необходимое для конкретного вида деят-ти. В индустриальных странах потребность в неквалифицированной раб. силе сократилась и выросло число раб. мест в проф. (профессия), техн., коммерч. и адм. секторах. П.о. традиционно было связано с торговлей и ремеслами: молодые люди на неск. лет поступали в ученики к работодателям. Сегодня центр П.о. переместился с раб. мест в учреждения среднего и высшего образования, а его финансирование и обеспечение - от работодателей к гос-ву. Обучение большинству специальностей сочетает освоение трудовых навыков с учебой в техн. или академич. учебном заведении. В Германии 9 из 10 молодых людей, не поступивших в высшие учебные заведения, получают П.о., к-рое планируется на нац. и местном уровнях тремя комитетами: представителей пр-ва, работодателей и профсоюзов. В ряде стран проф. навыки группируют в т.н. семейства профессий с тем, чтобы люди, меняя работу, могли легко переквалифицироваться. В др. странах пропагандируется образование, основанное на компетентности, обеспечивающее и опред. навыки, и возможность изменения специальности. В развивающихся странах, где дети обычно работают с ранних лет, очень немн. обучаются по офиц. программе П.о., а спец. образование, необходимое для таких профессий, как врач, адвокат или инженер, для них и вовсе недостижимо из-за высокой стоимости. Учебные места для получения специальностей техников, медсестер, учителей часто ограничены. Во всем мире медленно, но стабильно растет число женщин, овладевших престижными профессиями в науке, технике, юриспруденции и бизнесе. Также становится очевидным, что одной профессии часто бывает недостаточно, необходимо продолжение образования.

Методические термины

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

профессиональное общение

профессиональное педагогическое слушание

Педагогическое речеведение

Профессиональное педагогическое слушание - это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях (при фронтальном опросе, при слушании ответа учащегося с целью оценивания этого ответа, при слушании в ситуации общения с классом, с учеником, вне урока и т. п.).

Выделяются следующие особенности П. п. с:

Учитель слушает одного ученика, одновременно слушая весь класс (слышит рабочий и выделяет нерабочий шум, воспринимает реплики учащихся с места, наблюдает за тем, слушают ли говорящего другие ученики и т. п., т. е. одновременно со слушанием осуществляет другие виды деятельности: наблюдение, анализ ситуации в классе).

Коммуникативные намерения во время слушания разнообразны: услышать, понять, выяснить основную мысль высказывания,

отметить детали и т. п. (коммуникативно-познавательные задачи); оценить сообщение, выяснить истинность/ложность информации, понять эмоциональное состояние ученика и т. п. (коммуникативно-оценочные задачи). Слушая, учитель выполняет несколько коммуникативных намерений.

Во время дискуссионного диалога в классе учитель - инициатор, а нередко коммуникативный лидер общения, а значит, он должен слышать всех высказывающихся учеников; обращать внимание класса на самые ценные суждения, направляющие диалог в нужное русло или придающие разговору особую остроту; вести дискуссию так, чтобы она была содержательной, последовательной, чтобы участвующие в споре неизбежно пришли к логическому концу - общему выводу или поставили новые вопросы.

Результатом П. п. с, кроме понимания сообщения, обязательно должно быть ответное действие, в том числе и говорение. Учитель чаще всего не может «отмолчаться» в ответ на высказывания учеников, он их оценивает, исправляет при необходимости, делает вывод или предлагает кому-то сделать его.

Слушание - активный процесс, трудная работа. Учитель-профессионал одинаково внимательно слушает своих подопечных и на первом уроке, и в конце рабочего дня.

Специфика П. п. с. заключается в том, что существует ряд чисто профессиональных трудностей слушания.

Необходимость оценивания ответов учащихся с разных точек зрениясоответствии с нормами оценки устных ответов учащихся). Во время сообщений учащихся учитель должен: понять суждения учащегося, выяснить, как глубоко знает отвечающий материал; оценить ответ с точки зрения научности, логичности, последовательности, композиционного построения, наличия тезисов, аргументов, выводов; выявить ценность сообщения, заметить речевые и фактические ошибки: обратить внимание на особенности устной речи говорящего и т. п.

Обязательность полного владения нормами литературного языка. Нередко бывает, что учитель не слышит в речи учеников нарушений норм литературного языка, а исходя из положения о том, что соблюдение норм языка и речи учитель должен контролировать постоянно, он обязан отреагировать на любое отступление от норм. Однако в жизни мы часто наблюдаем иное. Здесь возможны следующие объяснения. Во-первых, иногда учитель замечает отступление от нормы, но не желает прерывать высказывание ученика, а потом по каким-то причинам не возвращается к замеченным ошибкам и недочетам. Во-вторых, бывают случаи, когда учитель не замечает нарушений норм, так как сам ими не владеет. В-третьих, учитель может сам владеть нормами, но не слышать их нарушения в речи учеников.

Необходимость свободного владения материалом предмета. В процессе общения на уроке бывают случаи, когда учитель, не имеющий достаточного профессионального опыта, не реагирует на фактические ошибки в сообщениях учащихся, что в идеале также недопустимо. Здесь также возможно предположить три причины: учитель сам не знает правильного ответа; учитель заметил неточность или ошибку, но не посчитал нужным исправить ее в ходе ответапотом забыл или отвлекся); учитель не услышал фактической ошибки.

Необходимость постоянной готовности доброжелательно воспринимать нестандартную информацию, оригинальные мысли в высказываниях учеников. Во время слушания учитель должен выполнять и другие задачи: контролировать действия класса, следить за дисциплиной, обдумывать дальнейший ход урока. Иногда это лишает учителя возможности вовремя прореагировать на «находки», оригинальный ход мыслей отвечающего ученика.

Необходимость сопереживания, способность к эмоциональному восприятию высказываний учащихся. Привычная обстановка урока, присутствие каждодневных учительских забот нередко не дают учителю «услышать настроение» в сообщениях учеников, собственное отношение ученика к тому, о чем он говорит, личностное восприятие проблем.

Лит.: Ушакова Т.Д. Особенности профессионального педагогического слушания // Филологический журнал: Лингвистика и речеведение. - Южно-Сахалинск, 1995.

Л.Е. Тумина

Полезные сервисы