Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

языковые средства выражения стилистических фигур

Стилистический словарь

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР - Существует тяготение тех или иных языковых средств к выражению определенных стилистических фигур. Так, прием антитезы реализуется в тексте посредством антонимических пар: Не веселая, не печальная, / Словно с темного неба сошедшая, / Ты и песнь моя обручальная, / И звезда моя сумасшедшая (Н. Заболоцкий); прием парономазии - с помощью паронимов: Я ненавижу вас, люди-резины, / Вы растяжимы на все режимы (А. Вознесенский); прием метафоры - за счет полисемии: Белый был - красным стал: / Кровь обагрила, / Красным был - белым стал: / Смерть побелила (М. Цветаева).

Некоторые языковые средства принимают участие в реализации не одной-двух стилистических фигур, а многих. Такой широкой сферой охвата стилистических фигур характеризуются мотивационно связанные слова (МСС) - мотивационные пары или цепочки. Они выражают следующие приемы:

1) прием сопоставления, частным случаем которого является хиазм:

Простимся ж коротко и просто -

Раз руки не умеют красть!

С тобой, нелепейшая роскошь,

Роскошная нелепость - страсть!

(М. Цветаева)

2) прием антитезы: И я несчастлив оттого, что счастлив, / И снова счастлив, что несчастлив я (Е. Евтушенко); при этом контраст может быть выражен МСС разных лексико-грамматических классов: Далеко-далече там Багдад, / Где жила и пела Шахразада. / Но теперь ей ничего не надо. / Отзвенел давно звеневший сад (С. Есенин);

3) прием оксюморона (соединение несоединимого): Работает он с утра до ночи… - и в этом отношении он не человек, а золото; в остальном же, как иные говорят, ученый неуч (А. Чехов);

4) прием тавтологии: Вся комната янтарным блеском / Озарена. Веселым треском / Трещит затопленная печь (А. Пушкин);

5) прием плеоназма (словесного излишества): Молодые, как самая ранняя рань, / Мы не верили в ад. Мы плевали на рай! (Р. Рождественский);

6) прием градации: Подует ветер. / Сосен темный ряд / Вдруг зашумит, / застонет, занеможет (Н. Рубцов);

7) прием оживления внутренней формы слова (см.): И мне снятся всю ночь на снегу снегири, / В белом инее красные птицы (М. Дудин) и др.

МСС активно используются художниками слова для выражения различных приемов "поэтической техники":

8) анафоры (единоначатия): Зашумит ли клеверное поле, / Заскрипят ли сосны на ветру, / Я замру, заслушаюсь и вспомню, / Что и я когда-нибудь умру (Е. Евтушенко) и всех приемов эвфонии (благозвучия);

9) аллитерации: Ревет ли зверь в лесу глухом, / Трубит ли рог, гремит ли гром… (А. Пушкин);

10) ассонанса: Я вольный ветер, я вечно вею, / Волную волны, ласкаю ивы, / В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, / Лелею травы, лелею нивы (К. Бальмонт);

11) ритма: …С выдохом, с высвистом, / С выхрипом, с вы… / Твердит одинокое слово "Терпи!" (Р. Рождественский);

12) рифм всех видов (внешних и внутренних, кольцевых и перекрестных, богатых и бедных, точных и неточных и т.п.): И сердце бьется в упоенье / И для него воскресли вновь / И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин). Переливы и отливы рук - / Однообразные движенья, / Ты заклинаешь, без сомненья, / Какой-то солнечный испуг (О. Мандельштам) и т.п.

Кроме известных стилистических фигур, МСС участвуют в реализации специфических мотивационных фигур речи:

13) приема перевернутой мотивации, суть которого в инверсионном употреблении мотивируемого и мотивирующего слов, когда они как бы меняются местами, отражая обратный ход мысли, события и т.д.: Семь холмов - как семь колоколов, / На семи колоколах - колокольни (М. Цветаева). Родник родит реку… (К. Паустовский);

14) приема объединения мотивационных пар и цепочек, заключающегося в том, что компоненты разных мотивационных пар используются как составляющие одного словосочетания, синтезирующего целостное понятие: Над городом, отвергнутым Петром, / Перекатился колокольный гром. / Гремучий опрокинулся прибой / Над женщиной, отвергнутой тобой. / Царю Петру и вам, о царь, хвала! / Но выше вас, цари: колокола (М. Цветаева). В словосочетании колокольный гром представлены компоненты двух мотивационных пар: гром и греметь, колокол и колокольный;

15) приема индивидуально-авторской мотивации, который, в отличие от приема поэтической этимологии, парономазии, представляет собой результат сближения созвучных разнокоренных слов на основе их осмысления как мотивационно связанных: Я умираю от жалящей жалости, / Глядя, как вянет ромашки лицо (Л. Васильева). В представлении поэта жалость осмысляется как чувство, которое как бы жалит;

16) приема инотолкования внутренней формы слова: Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти… / И впрямь челюстьми - / Из льдин-челюстей / Товарищей вырвали! (М. Цветаева).

Выражение в поэтическом тексте стилистических форм за счет МСС значительно повышает их выразительно-изобразительный эффект.

Лит.: Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966; Блинова О.И. Явление мотивации слов: Лексикологический аспект. - Томск, 1984; Ее же: Об одном феномене антропологической лингвистики // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Ч. 2. - Томск, 1996; Скребнев Ю.М. Фигуры речи // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.

О.И. Блинова

Полезные сервисы

аффиксы нулевые

Лингвистические термины

Материально невыраженные аффиксы, имеющие формально не выраженное грамматическое или словообразовательное значение.

Нулевыми бывают:

1) окончания;

2) суффиксы;

3) интерфиксы.

Выделение нулевых аффиксов осуществляется с помощью методики двойных сопоставлений:

1) с рядом значимых словоформ одного и того же слова, имеющих материально выраженный парадигматический ряд по вертикали: дом, дома, дому и др.;

2) с рядом разнокоренных образований с нулевыми регулярно повторяющимися аффиксами, имеющими тождественное аналогичное значение (ряд по горизонтали): подобрать - подбор-к(а), подбор - ø.

Полезные сервисы

антонимы

Лингвистика

Анто́нимы

(от греч. ἀντι- - против и ὄνυμα - имя) - слова одной части речи, имеющие противоположные значения.

В зависимости от выражаемого типа противоположности (см. Антонимия) антонимы разделяются на

соответствующие классы, основные из которых:

1)антонимы, выражающие

качественную противоположность. Они реализуют контрарную

противоположность и обнаруживают градуальные (ступенчатые)

оппозиции: «лёгкий» (‘простой, пустяковый’) - «нетрудный»,

«средней трудности», «нелёгкий» - «трудный» (‘сложный’); ср.

«легко» - «трудно», «лёгкость» - «трудность». В русском языке качественные прилагательные с приставками не‑, без- являются

антонимами только в том случае, если они представляют собой

предельные, крайние члены антонимической парадигмы: «культурный» - («не

совсем культурный») - «некультурный»; «сильный» - («слабосильный») -

«бессильный» (= «слабый»). Противопоставления типа «высокий» -

«невысокий» (ср. «низкий») антонимов не образуют. Сюда можно условно

отнести обозначения основных временны́х и пространственных координат,

обнаруживающие ступенчатые оппозиции:

«позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра»; ср. «нижний»,

(«средний»), «верхний» (об этаже дома).

2)Антонимы, выражающие дополнительность

(комплементарность). Шкала противопоставления представлена двумя

противоположными членами, дополняющими друг друга до целого, так что

отрицание одного даёт значение другого: «не +

истинный» = ‘ложный’; ср. «слепой» - «зрячий», «влажный» - «сухой»,

«соблюдать» - «нарушать», «вместе» - «врозь» и т. п.

3)Антонимы, выражающие противоположную

направленность действий, признаков и свойств. Эта противоположность в

языке основана на логически противоположных понятиях: «собирать» -

«разбирать», «зажигать» - «гасить», «въезжать» - «выезжать»,

«революционный» - «контрреволюционный», «народный» -

«антинародный».

По своей структуре антонимы делятся на разнокоренные («хороший» -

«плохой», «начало» - «конец», «быстро» - «медленно») и однокоренные

(«входить» - «выходить», «культурный» - «некультурный», «революция» -

«контрреволюция»). Особую, непродуктивную, разновидность антонимов

образуют слова, совмещающие в себе противоположные значения:

«одолжить» - 1) ‘дать в долг’ и 2) ‘взять в долг’, «наверно» - 1) ‘может

быть’ и 2) ‘несомненно, точно’. Это явление называется внутрисловной

антонимией, или энантиосемией.

Существует более узкое понимание антонимов, например как только

качественных и только разнокоренных слов, однако это понимание

антонимии не учитывает в полной мере всех возможностей выражения

противоположности в языке.

См. литературу при статье Антонимия.

Л. А. Новиков.

Полезные сервисы