Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шумер

Энциклопедический словарь

Шуме́р - древняя страна в Южном Двуречье (юг современного Ирака). Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (XXIV в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.

* * *

ШУМЕР - ШУМЕ́Р, древняя страна в Южном Двуречье (юг современного Ирака). Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.

Первые поселения в Южном Двуречье стали появляться в 6 тысячелетии до н. э. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено. Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду - самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн. Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун (см. ДИЛЬМУН), отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Шумерский язык продолжает оставаться загадкой, поскольку не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца 5 - начала 4 тыс. до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже 4-3 тыс. до н. э. имеются доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.

На рубеже 4-3 тыс. до н. э. на этой территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая без коренных изменений до середины 2 тыс. до н. э. С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации - города-государства, концентрировавшие вокруг себя более мелкие города и поселения. Наиболее значительными среди них были Эшнунна (см. ЭШНУННА), Сиппар, Куту, Киш (см. КИШ (Месопотамия)), Ниппур (см. НИППУР), Шуруппак (см. ШУРУППАК), Урук (см. УРУК), Ур (см. УР), Умма (см. УММА), Лагаш (см. ЛАГАШ).

С конца 4 тыс. до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера - храм бога Энлиля (см. ЭНЛИЛЬ). Анализ дошедшего до нас так называемого «Царского списка» - последовательного перечня шумерских династий, правивших с «допотопного времени», позволяет предположить, что со второй четверти 3 тыс. до н. э., то есть с начала Раннединастического периода, главнейшими политическими центрами Шумера были Киш на севере и Ур и Урук на юге.

В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра (см. ЭНМЕШАРРА), Лугальбанды (см. ЛУГАЛЬБАНДА) и Гильгамеша (см. ГИЛЬГАМЕШ) - сказания об этих персонажах, записанные в конце 3 тыс. до н. э., дошли до нашего времени. Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Аратты, находившегося далеко на востоке. Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность.

О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой. Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Борьба за объединение

Реальная история Шумера, насколько возможно ее проследить по дошедшим письменным и археологическим источникам, представляет собой постоянную борьбу крупнейших городов-государств за гегемонию в своем регионе. Киш, Лагаш, Ур и Урук вели постоянные войны друг с другом в течение нескольких сотен лет, пока страна не оказалась объединенной под властью Саргона Древнего (см. САРГОН Древний) - основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива.

Саргон, который согласно преданию из «Царского списка» начинал со службы садовником у царя Киша, судя по имени, был восточным семитом. Свидетельства контактов шумеров с восточносемитскими народами, населявшими Верхнее Двуречье, мы имеем уже со второй четверти 3 тыс. до н. э. В период правления Саргона стал шире входить в употребление аккадский (восточносемитский) язык, однако шумерский еще сохранялся и в быту, и в делопроизводстве. Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев (см. ГУТИИ) - племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц.

На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится новый расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев. Его процветание было связано с правлением Гудеа (см. ГУДЕА) (ум. ок. 2123 до н. э.) - царя-строителя, при котором влияние Лагаша в Шумере распространилось от Ура до Ниппура. Гудеа возвел неподалеку от Лагаша новый грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу (см. НИНГИРСУ). До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеа, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность.

Ур

В конце 3 тыс. до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить все области Нижнего Двуречья. С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры. Царство третьей династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада (см. АККАД (государство). Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, а население к этому времени уже перешло на аккадский. От этого времени до нас дошли десятки тысяч учетных документов из царских архивов, свидетельствующих об организации централизованного царского хозяйства, которому подчинялись отдельные округа. Сложившийся порядок потребовал создания общегосударственных законов, и они были составлены: самый ранний известный нам свод письменных законов был издан первым царем 3-й династии Ур-Намму (ок. 2112-2094 до н. э.).

В этот же период был упорядочен и систематизирован шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет. Тем же богам поклонялись аккадцы, которые к началу 2 тыс. до н.э. уже составляли с шумерами единый народ. В этот же период было создано учение о вечной «царственности», в течение столетий непрерывно передававшейся от одного царя к другому, и это учение легло в основу «Царского списка», составленного, по-видимому, впервые при Ур-Намму.

Падение третьей династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах гигантское централизованное хозяйство урских царей, что привело к иссяканию хлебных запасов и голоду в стране, которая в это же время переживала нашествие амореев (см. АМОРЕИ) - западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже 3 и 2 тыс. до н. э. В 2004 или 2003 до н. э. Ур был разрушен, и гегемония в Нижней Месопотамии перешла к Иссину, который удерживал ее до последней трети 20 в. до н. э., пока аморей, находившийся на службе у царя Иссина, не захватил власть, объявив себя царем Шумера и Аккада. С этого времени Шумер никогда более не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий. К началу нашей эры древние шумерские города являли собой развалины, постепенно заносимые песком.

Исследования Шумера

Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи. Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19-20 вв., одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.

В 1889 американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли (см. ВУЛЛИ Леонард) вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду (см. ЭРИДУ). Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации. Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты (см. ЗИККУРАТ), служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья. Аналогичный храмовый комплекс, воздвигнутый в Вавилоне спустя столетия после исчезновения шумерской цивилизации, лег в основу знаменитой библейской легенды о Вавилонской башне.

Найденные клинописные архивы донесли около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания. Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых 26 в. до н. э. уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора - жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока.

Само изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Единственным материалом для письма в Месопотамии была глина, а в качестве орудия для письма шумеры пользовались тростниковой палочкой, которую наклонно слегка вдавливали в мягкую глину. Поскольку конец этой палочки имел трехгранную заточку, верхняя часть линии приобретала вид клинышка. Отсюда и происходит название «клинопись». Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Полезные сервисы

урук

Энциклопедический словарь

Уру́к (шумерск. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя), город 4-го тысячелетия до н. э. - III в. н. э. в низовьях р. Евфрат, в Южной Месопотамии. Остатки - у посёлка Варка (Ирак). Древнейшие слои - эль-обейдской культуры. Слои второй половины 4-го тысячелетия до н. э. (так называемый период Урука) - сырцовые храмы, каменная скульптура, цилиндрические печати, пиктографические таблички, гончарная посуда. Храмы периода Джемдет - Наср (конец 4-го - начало 3-го тысячелетия до н. э.). В первой половине 3-го тысячелетия до н. э. при царях 1-й династии (Гильгамеше и других) город-государство, в XXIV в. до н. э. при Лугальзаггиси столица Шумера, затем в составе царства Саргона Древнего. В конце XXII в. до н. э. урукский царь Утухегаль - основатель царства Шумера и Аккада.

* * *

УРУК - УРУ́К (Uruk, библ. Эрех, совр. Варка), город-государство в Южном Двуречье, один из древнейших городов мира, развивавшийся параллельно всей истории Месопотамии (см. МЕСОПОТАМИЯ). Холм Варка расположен к северо-западу от Ура, в 56 км выше по течению Евфрата. Памятник исследован, начиная с 1912 рядом немецких экспедиций, работы которых отличались большой научной строгостью. Ранние слои поселения дали имя археологической культуре Варки (вторая половина 4 тыс. до н. э.), сменившей предшествующую ей Убайдскую культуру.

В середине 4 тыс. до н. э. на месте будущего города находилась сельская округа - около сотни деревень, располагавшихся вокруг сети проток и небольших искусственных каналов. Ее центром являлся обнесенный стеной священный участок Э-Ана, место почитания богини, известной в историческую эпоху как Инанна (см. ИНАННА). На территории священного участка обнаружены фундаменты нескольких храмов, из которых особое значение имеет т. н. Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе - прообраз будущих зиккуратов (см. ЗИККУРАТ). Рядом располагался современный Белому храму архитектурный комплекс, получивший название «Красное здание», который, возможно, был местом заседания совета старейшин. Он представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м2, на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженых глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент.

Культура Варки характеризуется рядом выдающихся достижений в истории становления цивилизации Шумера. В эту эпоху появляется гончарный круг и первые гончарные мастерские, производившие нерасписную керамику различных типов. Для периода Варки характерно распространение резных цилиндрических печатей с изображениями животных, культовыми сценами и геральдическими композициями. К нач. 3 тыс. до н. э. относятся самые ранние памятники письменности - покрытые идеограммами (см. ИДЕОГРАММА) глиняные таблички, отражающие хозяйственную деятельность жителей Урука: списки товаров, подсчет поголовья скота, расходные записи. Интересны находки первых учебных текстов, служивших для запоминания знаков и их сочетаний, перечней профессий и названий должностных лиц.

В нач. 3 тыс. до н. э. Урук являлся крупенйшим из земледельческих поселений Двуречья. центром культа почитаемых шумерами богини Инанны (см. ИНАННА) и бога неба Ану (см. АНУ). Город был образован в результате слияния поселений Э-Ана, Урук и Кулаба, занимал площадь ок. 125 га и являлся центром небольшого государства. Территорию Урука ограждала стена из кирпичей длиной 9 км, воздвигнутая, по преданию, легендарным царем Гильгамешем (см. ГИЛЬГАМЕШ). Строительство стены свидетельствует о войнах, которые Урук вел с соседними городами-государствами Двуречья.

Эпическое сказание «Гильгамеш и Ага» повествует о борьбе Урука с городом Кишем (см. КИШ (Месопотамия)), правитель которого предпринял его осаду. Победа Гильгамеша принесла Уруку господство над Южным Двуречьем, сохранявшееся на протяжении правления I династии Урука (ок. 2615-2500 до н. э.). В сер. 3 тыс. до н. э. ее сменяет I династия Ура (см. УР), к которому переходит контроль над ирригационными системами в низовьях Евфрата.

В конце раннединастического периода Урук входит в союз городов Двуречья, созданный в результате военных завоеваний Лугальзаггиси (см. ЛУГАЛЬЗАГГИСИ) (сер. 24 в. до н. э.), именовавшим себя царем Урука и царем Страны. В кон. 24 в. до н. э. Урук был завоеван Саргоном Древним (см. САРГОН Древний). который разрушил стены города и включил его в образованное им государство Аккада (см. АККАД (государство)). В последующие эпохи истории Месопотамии Урук сохранял свое значение крупного торгово-ремесленного и религиозного центра. Сохранились руины зиккурата (см. ЗИККУРАТ), храм, построенный царем касситской (см. КАССИТЫ) династии Караиндашем, дворец парфянских царей. Урук оставался средоточием общемесопотамской эпической традиции, повествующей о его богах и деяниях царя Гильгамеша, связанных с представлениями о начале истории Шумера.

Полезные сервисы

струве вас. вас

Гуманитарный словарь

СТРУ́ВЕ Вас. Вас. (1889-1965) - востоковед, египтолог и ассириолог, историк Др. Востока. Ученик Б. А. Тураева и П. К. Коковцова. Окончил в 1911 Петерб. ун, с 1916 - преподаватель, затем проф. ПУ (ЛГУ). Состоял также преподавателем Ин-та высш. евр. знаний, сотрудником Гос. акад. истории матер. культуры, Ин-та ист. иск, хранителем Эрмитажа (1914-33). Начинал как египтолог, уникально владеющий всеми видами папирусных источников - от древнейших иероглифич. до средневек. коптских. Интерес к соц.-экон. проблемам древневост. об-в побуждает С. в 20-х гг. все чаще обращаться к шумерским материалам, более полно, чем египетские, отразившим обществ. и хоз. жизнь. С. явился основателем новой обл. ассириологии: изуч. соц.-экон. истории на базе богатейших клинописных архивов. После 1929 С. принял терминологию и метод "ист. материализма". К 1934 в дискуссии историков-материалистов о "способе производства" на Др. Востоке ("азиатский способ" или феодализм) С. занял третью, самобытную позицию (рабовладение). Созвучность этой идеи заветным мыслям и симпатиям Сталина обеспечила последовательный взлет карьеры С. В 1935 он избирается действ. чл. АН СССР. В 1937 С. становится дир. Ин-та яз. и мышления (до 1941) и Ин-та востоковедения (снят в 1938 в результате своего заступничества за преследуемых ученых; повторно директорствовал в 1941-50). В 1950-58 - науч. сотр. Ин-та истории, в 1958-65 - зав. отделом Др. Востока Ин-та востоковедения. До конца жизни не оставлял занятий египтологией; внес также вклад в изучение др. ист. Ирана, Палестины, Кавказа, Ср. Азии. Мн. нынешние рос. ученые, специализир. в изуч. разл. культур Др. Востока, являются учениками С.

Соч.: Манефон и его время // Зап. Коллегии востоковедов. 1928. Т. 3, вып. 1. С. 109-185; 1930. Т. 4. С. 148-159; Проблемы зарождения, развития и упадка рабовладельч. общ-в Др. Востока // Изв. Гос. акад. истории матер. культуры. М.; Л., 1934. Вып. 77. С. 32-111; История Др. Востока. М., 1941; Подлинный манефоновский список царей Египта и хронология Нового царства // Учен. зап. ЛГУ. Сер. ист. наук. 1941. № 78, вып. 9. С. 63-81; Надпись Ксеркса о "дэвах" и религия персов // Изв. АН СССР. Сер. истории и философии. 1944. № 3. С. 128-140; Государство Лагаш: Борьба за расширение гражд. права в Лагаше 25-24 вв. дон. э. М., 1961; Этюды по истории Сев. Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л., 1968; Ономастика раннединастического Лагаша: Избр. тр. М., 1984.

Полезные сервисы