Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

реферирование

Толковый словарь

ср.

1. процесс действия по гл. реферировать

2. Результат такого действия; один из видов работы с текстом; создание реферата [реферат 1.].

Переводоведческий словарь

реферирование - сложный вид речевой деятельности, заключающийся в ознакомлении с текстом, извлечении из него основного содержания или заданной информации с целью их письменного изложения.

Орфографический словарь

рефери́рование, -я

Синонимы к слову реферирование

сущ., кол-во синонимов: 1

Педагогическое речеведение

Реферирование (от лат. referre - докладывать, сообщать) - один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. С одной стороны, в основе Р. лежит репродуктивная деятельность, посредством которой осуществляется связь между реферируемым материалом и референтом, с другой - продуктивная, если рассматривать реферат как коммуникативно-познавательный акт в целом.

Как один из видов речевой деятельности, реферат характеризуется всеми существенными признаками деятельности и включает обычные для нее этапы:

а) этап ориентации (осмысление объекта Р., осмысление структурно-композиционной и смысловой структуры первоисточника, определение цели Р., соотнесение полученных при чтении первоисточника сведений со знаниями референта); б) этап планирования (составление программы высказывания);

в) этап реализации (перевод внутренней речи во внешнюю, переформулирование и представление информации в более емкой форме с учетом семантических, структурно-композиционных, языковых особенностей текста реферата, его функционального назначения);

г) этап контроля (соотнесение результата с первоначальным замыслом, совершенствование текста реферата).

Реферат можно рассматривать и как своеобразный процесс познания, проходящий через объективированные знаковые системы передачи информации, в которых фиксируется содержание научного знания исходного текста. Референт оперирует не своими идеями, а идеями автора первоисточника, в тексте которого эти идеи материализованы. В то же время они (эти идеи), преломляясь через субъективные идеи самого референта, вновь материализуются, приобретая форму реферата. В этом плане реферат представляется формой опосредованного перекодирования, при котором информация трансформируется из одной формы языкового выражения в другую.

В процессе восприятия и осмысления информации, содержащейся в реферируемом источнике, происходит соотнесение идей документа и знаний самого референта с объективной действительностью. В результате возникает понимание. Далее происходит объективация полученного субъективного образа в новом тексте - реферате, в котором фиксируется уже синтезированный образ, пропущенный референтом через призму уплотнения информации. Свертывание информации в реферат следует трактовать как промежуточный этап целого познавательного процесса. Современная практика Р. способствует поиску информации и тем самым экономит время для творческой работы.

Одной из самых важных философско-методологических проблем Р. является адекватность передачи информации от автора первоисточника к читателю реферата. Схематично этот процесс изображается следующим образом: Са-Тп-Ср-Тр-Сч, где Са - субъект-автор текста первоисточника, Тп - текст первоисточника, Ср - субъект-референт, Тр - текст реферата, Сч-субъект-читатель реферата (потребитель).

В результате процесса Р. текст реферата должен концентрированно отражать все наиболее существенное из системы научно-концептуальных подходов исследователя (Са) с тем, чтобы комплекс представлений (умозаключений и эмоций), сложившийся у читателя реферата (Сч), был адекватен комплексу представлений, вызвать который рассчитывал автор исследования (Са) при издании оригинала.

Лит: см. лит. к статье Реферат.

О.Ю. Князева

Методические термины

РЕФЕРИ́РОВАНИЕ.

Вид речевой деятельности, заключающийся в извлечении из прочитанного текста основного содержания и заданной информации с целью их письменного изложения. См. также реферат. Умения в Р. базируются на совокупности следующих навыков:

1) лексико-грамматическое перефразирование исходного текста;

2) применение терминологии, принятой в данной сфере науки;

3) использование аббревиатур и сокращений;

4) корректное оформление ссылок на использованные источники. На базе полученных навыков формируются умения реферирования для фиксации информации в коммуникативных целях:

a) прогнозирование тематической направленности текста;

б) членение текста на законченные смысловые части и установление смысловых отношений между отдельными частями текста;

в) нахождение в каждой части текста смысловых вех;

г) обобщение фактов, имеющихся в тексте.

Полезные сервисы

реферирование текста

Методические термины

РЕФЕРИ́РОВАНИЕ ТЕ́КСТА.

1. Сложный вид речевой деятельности, заключающийся в ознакомлении с текстом, извлечении из него основного содержания или заданной информации с целью письменного изложения.

2. Вид обработки текста; создание вторичного текста (реферата) на основе свертывания и сжатия смысловых структур первичного текста. В практике преподавания языка Р. т. выступает в учебной функции. Учебное Р. т. помогает формировать действия по трансформации, компрессии лексических, грамматических и синтаксических средств текста (Вейзе, 1980; Павлова, 1989).

Полезные сервисы